Рабочая программа по игровой деятельности «Учимся играя» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (для детей дошкольного возраста 4-7 лет)
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа по игровой деятельности
«Учимся играя»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
(для детей дошкольного возраста 4-7 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop.brazovaniya_2.docx | 119.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно-эстетическому
развитию детей № 22 «Тополёк»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ №22
____________Демина И.М.
Рабочая программа по игровой деятельности
«Учимся играя»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
(для детей дошкольного возраста 4-7 лет)
Разработал:
воспитатель высшей кв.категории
Шашкова С.А.
г. Бердск 2021 г
Содержание
п/№ | Наименование разделов | Стр. |
I. | Целевой раздел | 3 |
Пояснительная записка | 3 | |
1.1. | Цели и задачи реализации программы | 3 |
1.2. | Содержание программы | 4 |
1.3 | Тематическое планирование образовательной области | 5 |
1.4 | Предметно-развивающая образовательная среда | 8 |
1.5 | Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет | 9 |
II. | Содержательный раздел | 10 |
2.1. | Сюжетно – ролевые игры | 10 |
2.2. | Особенности сюжетно-ролевой игры мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста | 18 |
2.3. | Тематическое планирование сюжетно-ролевых игр | 19 |
III. | Организационный раздел | 26 |
3.1. | Особенности реализации программы | 26 |
3.2. | Материально-техническое обеспечение программы | 26 |
3.3. | Классификационные признаки игровых видов отдыха | 26 |
3.4 | Методическое обеспечение программы | 27 |
IV. | Приложение | 28 |
| 28 | |
| 33 |
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Данная рабочая программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.
Основой для разработки рабочей программы по игровой деятельности предстали:
- Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования Приказ №655 от 23 ноября 2009 года;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
- СанПиН 2.4.1.2660-10.
Программа предполагает использование игр в организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Весь игровой материал подобран в соответствии с тематическими циклами и создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей.
Игра определяется ФГТ как основная форма организации образовательного процесса, ведущий вид деятельности дошкольника и важное средство социализации ребенка и его развития.
Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31).
Социокультурное назначение игры – это синтез усвоения богатства культуры, потенций воспитания и личностного развития, позволяющих ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива. В играх формируются принятие своего имени, осознание индивидуальных качеств, понимание собственных прав и обязанностей.
Игры старших дошкольников отличаются видовым и тематическим разнообразием. Этому способствует накопленный игровой опыт детей.
1.1 Цель и задачи
Цель - создать структурно - функциональную модель поэтапного обучения играм, обуславливающую оптимизацию педагогического процесса.
Задачи:
- создание и реализацию детских игровых замыслов, обогащение умений сюжетосложения;
- формирование у детей умений согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, следовать игровым правилам;
- освоение ими позиции субъекта игровой деятельности;
- поощрение и стимулирование игровой самостоятельности, инициативы, творчества дошкольников.
1.2 Содержание программы
Требования к уровню подготовки воспитанников
1.3 Тематическое планирование образовательной области
«Развитие игровой деятельности»
Воспитатель планирует задачи и приемы формирования игровой деятельности.
В старшем возрасте планируются приемы, способствующие нравственному воспитанию, а также прямые и косвенные приемы руководства игрой: рассказ об увиденной игре, рассматривание иллюстраций с изображением игры, совет, участие в сговоре. По отношению к данному возрасту важно планирование задач, содержания и приемов, способствующих развитию у детей умения согласовывать индивидуальные замыслы в процессе совместной сюжетно-ролевой игры, умения самостоятельно применять правила поведения с целью предотвращения конфликтов при выборе темы игры, распределение ролей и игрового материала.
Структурные компоненты игры
- Роль;
- Игровые действия;
- Игровое употребление предметов (замещение);
- Реальные (партнерские) отношения между играющими детьми.
Эти структурные компоненты не рядоположены: центральным и определяющим компонентом, единицей игры, является роль.
Классификационные признаки игровой деятельности
1.4 Предметно-развивающая образовательная среда
Значительная часть времени отводится для самодеятельных игр по инициативе и выбору детей. Воспитатель создает условия для вариативной игровой деятельности, наполняет игровое пространство разнообразными игрушками, предметами-заместителями, полифункциональными материалами для игрового творчества, развивающими настольно-печатными и другими играми.
Важно обеспечивать детям возможность постоянно преобразовывать предметно-игровую среду; наличие достаточного полифункционального игрового материала оптимизирует освоение дошкольниками позиции субъекта режиссерской игры. Дети могут по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры; включают в нее игрушки, сделанные самими детьми; сооружают нужные для игры постройки (пароход, пристань, мост, вокзал, железная дорога, детский сад, беседки, дом, улица и т.д.); используют в играх природный материал (песок, глина, вода, снег, лед).
Игровое оборудование размещается так, чтобы дошкольники не мешали друг другу. Для этого необходимо рационально использовать все свободное пространство групповых помещений, а также продумать организацию пространства и размещение игрового оборудования на участке для прогулок.
Кроме того, организация предметно-развивающей образовательной среды должна отвечать следующим требованиям:
- учитывать закономерности развития игровой деятельности;
- соответствовать педагогическим задачам воспитания детей;
- носить развивающий характер;
- соответствовать потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребенка, т.е. быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.5 Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет
Дети 5-6 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми ловкими, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе.
Существенные изменения происходят в этом возрасте в игровом взаимодействии, в котором значительное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия ссылаясь на правила.
При распределении детьми ролей для игры в этом возрасте можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются «Сцена» и «Гримерная»). Игровые действия становятся разнообразными. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.
Через игру взрослый может помочь ребенку пережить и осмыслить различные ситуации его жизни и найти новые способы поведения в них. Ребенок играет, потому что испытывает удовольствие от игры, и в этом заключается его свобода.
II. Содержательный раздел
2.1 «СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ»
Пояснительная записка
В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных на занятиях при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обогащают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.
Цель:
- Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;
- Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры;
- Способствовать укреплению возникающих устойчивых детских игровых объединений.
Задачи:
- Развитие и совершенствование сюжетно-ролевых игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.
- Создание условий для активной, разнообразной, творческой игровой деятельности.
- Сохранение самостоятельности игры и активизация игрового творчества детей путем совместного придумывания сюжета, организации ролевого диалога и т. д.
- Освоение детьми позиции субъекта игровой деятельности.
Компоненты сюжетно-ролевой игры
- Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.
- Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.
- Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Предпосылки сюжетно-ролевой игры
- Первый этап — ознакомительная игра, Взрослый организует предметно-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы.
- Второй этап — отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта.
- Третий этап — сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.
Этапы формирования сюжетно-ролевой игры
1 этап – воспроизведение действий
2 этап – становление ролевого поведения
3 этап – сюжетосложение
Материалы для сюжетной игры
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):
«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)
«Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.
«Маркеры (знаки) игрового пространства» – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остров, ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)
Игрушки-предметы оперирования в возрастном диапазоне изменяются в двух направлениях. С одной стороны это усиление реалистичности игрушки с одновременным уменьшением её размеров и степени готовности к использованию. Это готовые реалистические игрушки-модели (например, автомобильчики разных марок), а также сборные модели (типа «лего», сборные мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов») и игрушки-трансформеры (роботы, машины и т.п.).
С другой стороны, весьма привлекательными для детей в этом возрасте становятся игрушки, реалистические по облику и соразмерные настоящей вещи, позволяющие ребёнку осуществлять действие, приближающиеся к реальному (например, игрушечная швейная машина, которая действительно шьёт, позволяет «портнихе» в самом деле, одевать обитателей кукольного дома и т.п.).
Игрушки-маркеры условного пространства также претерпевают изменения в двух направлениях. Первое направление – изменение в сторону большей реалистичности и, одновременно, уменьшения размеров. Очень большое значение приобретают макеты – предметы, представляющие в уменьшенном виде реальные сооружения и территории.
Второе направление – изменение крупных прототипических маркеров в сторону всё большей условности. Например, складная многочастная рама (ширма), которая по прихоти детей может обозначить контур корабля или самолёта, или автомобиля (как и набор крупных набивных модулей). В пределе, мы имеем дело в этом направлении уже не с игрушками как таковыми (т.е. предметами, специально предназначенными для игры), а с любым крупным подсобным материалом (диванные подушки, перевёрнутые стулья, стол со спущенной скатертью и пр.) Крупные условные маркеры особенно ценны для поддержки совместной сюжетной игры старших дошкольников.
Игрушки-персонажи в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) уменьшаются в размерах. Большую ценность для ребёнка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства («наполненный макет») или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такого рода наборы позволяют ребёнку не просто осуществлять условные игровые действия или их цепочки, реализовывать ту или иную роль, но строить свой игровой мир и управлять им, т.е. выступать в качестве творца.
Стремление к реалистичности проявляется у девочек в желании иметь небольшого размера куклу (кукол) с «прикладом» - разнообразной одеждой, подходящим по размерам реалистическим антуражем. Те же предпочтения проявляются и у мальчиков в традиционном увлечении наборами солдатиков, ковбоев, рыцарей, воинов, роботов и пр.
Отвечают детским потребностям и наборы реалистических животных (мелких по размеру): домашние и дикие животные, доисторические животные – динозавры и пр., позволяющие ребёнку «творить» более разнообразные миры в игре, проникая в реальность и расширяя её исторические и географические рамки для себя.
В этом возрасте для игры полезны мелкие игрушки-персонажи крайней степени условности, которые могут обслужить любую задуманную ребёнком тему игры. Это человеческие фигурки размером 5-6 см, с условным телом (конусом или цилиндром) и головой с намеченными в общем виде чертами лица. Ребёнок может приписать им любые роли. Такого рода игрушки служат опорой для игр, как мальчиков, так и девочек.
Сюжетообразующие наборы материала и его размещение
В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещён таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу – крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.
Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнёры ребёнка уходят на второй план, поскольку всё большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнёрами сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства – макетами.
Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб – это игровые макеты с тематическими наборами фигурок-персонажей и сомасштабными им предметами оперирования («прикладом»).
Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальные макет мог быть легко и быстро «населён» по желанию играющих).
«Полные» сюжетообразующие наборы – макеты типа «лего» (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть представлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют развёртыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые населяются и достраиваются по собственным замыслам детей.
Примерный набор игровых материалов для старшей группы
2.2 Особенности сюжетно-ролевой игры мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
2.3 Тематическое планирование сюжетно-ролевых игр
Для планирования сюжетно-ролевых игр с детьми проводится большая предварительная работа: чтение художественной литературы, использование различного типа наглядности, проведение экскурсий и т.п. Также при планировании сюжетно-ролевых игр большое внимание уделяется обогащению предметно-игровой среды. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия.
Планирование также предполагает определение цели игры, разработку игровых действий, составление списка оборудования для создания предметно-игровой среды.
Тематическое планирование по сюжетно-ролевым играм с экологическим содержанием
I квартал
II квартал
III квартал
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Особенности реализации программы
Дозировка игр
Утром – 30-40 минут После завтрака – 15-20 минут Между занятиями – 10 минут | На прогулке – 1 час После дневного сна - 10 минут После полдника – 20 минут |
3.2 Материально-техническое обеспечение программы
В ДОУ существуют необходимые условия для реализации Программы: групповые помещения, музыкальный зал, которые соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.
В групповых помещениях создана необходимая предметно-развивающая среда, имеется разнообразная тематика материалов и оборудования для организации игр.
3.3 Классификационные признаки игровых видов отдыха
3.4 Перечень необходимых программ, технологий, методических пособий для осуществления игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе:
- «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губанова, Мозаика Синтез, Москва 2009
- «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В. Краснощекова, Феникс, Ростов на Дону 2006
- «Развитие игровой деятельности дошкольников» А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко, Айрис пресс, Москва 2004
- «Игровые технологии» М.Э. Вайнер, Москва 2005
- «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова, Москва 2007
- «Дидактические игры в детском саду» А.К. Бондаренко, Москва 1991
- «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губанова, Москва 2009
- Журнал «Ребенок в детском саду» - №5, 2003
- «Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников» И.А. Лыкова, Москва 2010
- «Радость творчества» О.А. Соломенникова, Москва 2005
- «Театрализованные игры в детском саду» Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова, «Школьная пресса» 2000
ДИАГНОСТИКА
Оценочный лист состояния предметно-развивающей образовательной среды
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЛИСТ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИГРЫ ДЕТЕЙ
______________________________ ГРУППЫ
Уровень сформированности игровых навыков
Группа _________________ Дата наблюдения ____________
Воспитатели: _________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" ("Музыка") детей дошкольного возраста от 2,5 - до 4 лет, и от 5-7 лет
В программу включены возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста, формы организации образовательной деятельности, комплексно-тематическое и перспективное планирование....
Рабочая программа «Крохи» образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» для детей дошкольного возраста (2 - 3 лет)
Цель программы – создание благоприятных условий для введения ребёнка в МиР музыки. Задачи: • развитие музыкального слуха, ритмики, речи, в результате многократного повторения слов – звукоподражаний...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей дошкольного возраста с использованием арт-практика Тема: «За оградой парка»
Развитие творческого воображения в процессе со знакомством с изображениями парков и отображении своих впечатлений в ходе собственной художественной деятельности....
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей 3-7го года жизни
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯпо освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»(музыкально-художественная деятельность) для детей 3-7го го...
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению детьми образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" для детей 3-7го года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ по освоению детьми образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкально-художественная деятельность) для детей 3-7го года жиз...
Методическая разработка "Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области Художественно-эстетическое развитие для детей дошкольного возраста"
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по темме "Новогодний праздник" с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; технологии деятельностного под...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование основ безопасности у дошкольников» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Подготовительная группа № 26 К. Ю. Белая Воспитатель: И. Н. Кобзарева 2023-2024 уче
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование основ безопасности у дошкольников» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Подготовительная группа № 26 К. Ю. Белая ...