Современное образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников
статья

Важным положением ФГОС ДО  являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ре­бенка» — не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллек­туальном и личностном развитии. Дости­жения в общении с природой сформулиро­ваны следующим образом:

 «Ребенок про­являет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется при­чинно-следственными связями, пытается са­мостоятельно придумывать объяснения яв­лениям природы… склонен наблюдать, экс­периментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… Обладает элементарными пред­ставлениями из области живой природы, естествознания».

                             

Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО.

Наша задача  не просто дать детям знания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями. Традиционные технологии не позволят нам  решить эту непростую задачу. Поэтому   необходимо разнообразить систему  современных экологообразовательных технологий , которые  включают три этапа:

  Система современных экологообразовательных технологий

  Непосредственный контакт с природным объектом (чувствование), задачей которого является освоение опыта в эмоционально-перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту.

 Ориентировка (сбор информации), задача которого состоит в накоплении экологических представлений и овладении способами оперирования ими.

 Активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого является освоение опыта в поведенческо-деятельностной сфере, обогащение детских видов практической экологически ориентированной   деятельности, расширение опыта экологического поведения в природе.


Примеры современных образовательных технологий по экологическому воспитанию дошкольников.



 «Экологическая тропа» - Является средством обучения и экологического воспитания дошкольников. Работа на экологической тропе организована по следующим направлениям: поисковое, инвентаризационное, учебно-исследовательское, практическое, природоохранное, просветительско-пропагандистское.
 

«ИКТ-технологии» и «Мультимедийные презентации» - «Доступный канал для получения информации». Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. Служит для повышения качества образовательного процесса. Одним из наиболее доступных средств использования ИКТ являются мультимедийные презентации, дид.картинки, фотографии, репродукции,звуковые записи (голос птиц, шум леса, моря,дождя).

Экранный материл - слайды, видеофрагменты,мультфильмы, серия кадров посвященные отдельной теме. Фильмы, посвященные экологическому воспитанию. Ребенку с его наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно услышать, рассмотреть, подействовать предметом или оценить действие объекта. При использовании ИКТ, дети становятся активными, а не пассивными участниками образовательного процесса. Здесь необходим банк электронных образовательных ресурсов (звуковой материал (звукозаписи), картотека алгоритмов и моделирования, фото). В группе родителей «контакты», сайты, красочные заставки, дистанционная работа включает в себя конкурсы, объявления, фрагменты занятий с детьми.

«Виртуальные экскурсии» - это организованная образовательная форма обучения, приоритетом которого является доступность, наглядность, наличие интерактивных заданий, где есть возможность повторного просмотра.
Возможность при плохой погоде, не выходя из группы, посетить зоопарк, отправиться в путешествие в лес.





«Письмо-жалоба» - Интересным приемом может быть получение письма, например, от жителей земли или подземных жителей. От всех, кто нуждается в помощи и защите человека. Дети, при получении такого письма, задумываются над его содержанием, обговаривают разные экологические ситуации, решают, как помочь живому существу. Учатся, как нужно оберегать и охранять природу своего края, всей планеты.

«Экологический театр» - Эффективный метод расширения знаний по экологии, использование народной мудрости сказок, легенд, поговорок на эко - тематику с целью обогащать и волновать душу ребенка , развивать чувство коллективизма, ответственности. Духовно-нравственное развитие в процессе ознакомления с художественной литературой, где через сказки, стихи пословицы и загадки дети учатся распознавать жизнь растений и животных. Знакомятся с такими сложными понятиями, как «Человек - это только часть природы и своим трудом активно воздействует на природу», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» «Много леса - не губи, мало леса - береги». С детьми можно создать свои «Экологические сказки»

 

«Кейс-технология» - Это разбор ситуации или конкретного случая.

Цель - развивать способность анализировать различные проблемы и находить решение, а так же работать с информацией. Главное предназначение - развивать способность исследовать экологические проблемы, ситуации связанные с нравственной стороной отношения человека к природе и находить их решение.
Виды кейсов: «кейс фото или иллюстрация»; тематические «Можно ли ловить бабочек?», «Можно ли разорять гнезда птиц?», «Ребенок замахнулся палкой на собаку», др.

 

 




«Метод экологическойидентификации» - Умение отождествлять себя с каким-либо природным объектом или явлением, т.е. используется игровой прием «превращения». Побывав в роли какого либо предмета или объекта, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, «Я - капелька», «Я - муравей», «Я - засохшее растение».


«Метод моделирования» - Принцип замещения реальных объектов

предметами, схематическими изображениями, знаками.

Цель: обеспечение успешного усвоения знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Так же обучение проходит путем практического моделирования, т.е. экспериментирования. Используя предметы-заместители, дети делают выводы, почему у рыб обтекаемая форма, почему животные имеют защитную окраску, для чего хищникам нужны когти. Другой вид моделирования - графическое, которое помогает проследить закономерности изменения в росте, в развитии живых существ, изменении во времени года, др. В разных возрастных группах заполняется календарь наблюдений за птицами, календарь роста и развития лука, всходов семян растений.

 

«Мнемотехника» - Заниматься лучше с детьми 4-5 лет, когда накоплен словарный запас. Данный метод можно использовать для алгоритмов в процессе ухода за комнатными растениями, посадки семян. Обучение строится «от простого к сложному». Начинать работу нужно с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам: «Путешествие капельки», «Почему пришла весна?», «Кому нужен лес?»

«Лепбук» - Книга на коленях» - это интерактивная тематическая папка ввиде раскладушки, в которой собран материал на одну из тем по экологическому воспитанию ребенка. Обладает дидактическими свойствами, является средством художественно- эстетического развития, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Использование инновационной технологии «лепбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО, так как позволяет реализовать основные принципы – быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями и создавать единую развивающую среду. Создаваемый лепбук «Путешествие капельки» в игровой форме знакомит детей с круговоротом воды в природе, включает дыхательную гимнастику, загадки и потешки по теме.

«Проектно- исследовательсская деятельность» где основным содержанием исследования являются: материал (песок, вода, бумага, дерево, ткань) природные явления (ветер, солнце, вода, др.) мир растений (способы выращивания) предметный мир.

«Природоохранные акции» Разнообразие тем: «Сбережем бумагу - сбережем лес», «Бумаге вторую жизнь», «Покормите птиц зимой!», «Спасем морских обитателей!», «День добрых слов», «Очистим уши от слов-паразитов», «Закрой покрепче кран, чтоб не вытек океан» (22 марта-Международный день воды) и подготовка к акции формирует у детей осознание ответственности за последствия некоторых действий, формируется активная жизненная позиция по отношению к окружающей среде, формируются трудовые навыки по уходу за растениями. Вовлечены так же родители в педагогический процесс, где совместными усилиями готовятся поделки для выставок. Родители участвуют в благоустройстве участков, в проектах.

«Метод СОРСИ» - Является интегрированным педагогическим методом, который построен на большой предварительной работе. Подразумевает под собой заранее проведенную работу с использованием эмпирических методов (наблюдение, теория). Сначала ставится эксперимент на получение новых знаний о процессе на всех образовательных областях. Ситез различных видов деятельности, объединенных одним общим сюжетом. Игра состоит из испытаний, каждое включает 2 этапа: двигательный и познавательный испытание проходит 5-7 минут сорти эколог направленности можно включать в виде эстафет,»Соберем съедобные грибы»»Поможем затушить пожар в лесу» «Чистая земля-чистая река» «Животные Красной книги»

 

«ГЕОКЕШИНГ» - Приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в данной технологии - поиск тайников, сделанные другими детьми. Путем складывания составляющих понятий «земля» и «тайник» получается «поиск тайника в земле». Используются технологии ИКТ, карт, схем. В ходе геокешинга дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические и умственные навыки.

 

«Экологический ай-стоппер» -  «Ловушка для глаза» - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Современных детей отличает «клиповое мышление», воспитанное экранной культурой айфонов и компьютеров и для привлечения их внимания необходимо что то необычное, яркое, т.е визуальный раздражитель, т.е технология «ай-стоппер». Это могут быть необычные предметы, куклы, панно, интригующие надписи, смешные изображения животных, растений, людей. Применять можно для побуждения к самостоятельной активности исследовательской деятельности, a на экологической тропе могут служить указателями. Это могут быть плакаты, информационные листки, «ядовитыерастения», «опасные насекомые», «Береги родную природу - не оставляй после себя мусор!»



«Экологический сторисек» - «Мешок историй» - это интересный современный вариант, такой, как «чтение вслух». Выглядит он так – полотняный мешочек или рюкзачок, внутри которого находится хорошая иллюстрированная книга, которую дополняют мягкие игрушки, энциклопедия, диск, дидактическая игра по теме. Задачи сторисека - чтение хорошей детской литературы экологической направленности, расширение кругозора ребенка, наполнение словарного запаса, навыков обсуждения природоохранной деятельности.

«Экотренинги» - Чтобы формировать у детей экологически гуманное чувство, чувство сопричастности ко всему живому, привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом можно использовать экотренинг. Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда представит себя на их месте, побудет в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого нужно предложить детям вообразить себя попугайчиком кроликом, др. Человек для них- великан. Представьте себе, что великан берет попугайчика Костю и начинает дергать за хвост, лапки… Что вы чувствуете? После этого дети начинают бережно относиться к обитателям природы.



 «Экологическая игра» - Это одна из форм экологического воспитания, которая стимулирует высокий уровень интереса к природе. Игровые упражнения игры дают новые впечатления ребенку о жизни и труде людей, о состоянии природы и ее изменениях, развивает ценностные отношения к ней, формирует мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности. Педагогу помогает в доступной форме донести смысл сложных природных явлений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skan.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Важным положением ФГОС ДО  являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» — не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом:

 «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».

                             ФГОС ДО

Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО.

Наша задача  не просто дать детям знания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями. Традиционные технологии не позволят нам  решить эту непростую задачу. Поэтому   необходимо разнообразить систему  современных экологообразовательных технологий , которые  включают три этапа:

  Система современных экологообразовательных технологий

  • Непосредственный контакт с природным объектом (чувствование), задачей которого является освоение опыта в эмоционально-перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту.
  • Ориентировка (сбор информации), задача которого состоит в накоплении экологических представлений и овладении способами оперирования ими.


  • Активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого является освоение опыта в поведенческо-деятельностной сфере, обогащение детских видов практической экологически ориентированной деятельности, расширение опыта экологического поведения в природе.


Примеры современных образовательных технологий по экологическому воспитанию дошкольников.



«Экологическая тропа»
 - Является средством обучения и экологического воспитания дошкольников. Работа на экологической тропе организована по следующим направлениям: поисковое, инвентаризационное, учебно-исследовательское, практическое, природоохранное, просветительско-пропагандистское.

«ИКТ-технологии» и «Мультимедийные презентации» - «Доступный канал для получения информации». Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. Служит для повышения качества образовательного процесса. Одним из наиболее доступных средств использования ИКТ являются мультимедийные презентации, дид.картинки, фотографии, репродукции,звуковые записи (голос птиц, шум леса, моря,дождя).

Экранный материл - слайды, видеофрагменты,мультфильмы, серия кадров посвященные отдельной теме. Фильмы, посвященные экологическому воспитанию. Ребенку с его наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно услышать, рассмотреть, подействовать предметом или оценить действие объекта. При использовании ИКТ, дети становятся активными, а не пассивными участниками образовательного процесса. Здесь необходим банк электронных образовательных ресурсов (звуковой материал (звукозаписи), картотека алгоритмов и моделирования, фото). В группе родителей «контакты», сайты, красочные заставки, дистанционная работа включает в себя конкурсы, объявления, фрагменты занятий с детьми.

«Виртуальные экскурсии» - это организованная образовательная форма обучения, приоритетом которого является доступность, наглядность, наличие интерактивных заданий, где есть возможность повторного просмотра.
Возможность при плохой погоде, не выходя из группы, посетить зоопарк, отправиться в путешествие в лес.





«Письмо-жалоба» - Интересным приемом может быть получение письма, например, от жителей земли или подземных жителей. От всех, кто нуждается в помощи и защите человека. Дети, при получении такого письма, задумываются над его содержанием, обговаривают разные экологические ситуации, решают, как помочь живому существу. Учатся, как нужно оберегать и охранять природу своего края, всей планеты.

«Экологический театр» - Эффективный метод расширения знаний по экологии, использование народной мудрости сказок, легенд, поговорок на эко - тематику с целью обогащать и волновать душу ребенка , развивать чувство коллективизма, ответственности. Духовно-нравственное развитие в процессе ознакомления с художественной литературой, где через сказки, стихи пословицы и загадки дети учатся распознавать жизнь растений и животных. Знакомятся с такими сложными понятиями, как «Человек - это только часть природы и своим трудом активно воздействует на природу», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» «Много леса - не губи, мало леса - береги». С детьми можно создать свои «Экологические сказки»

«Кейс-технология» - Это разбор ситуации или конкретного случая.

Цель - развивать способность анализировать различные проблемы и находить решение, а так же работать с информацией. Главное предназначение - развивать способность исследовать экологические проблемы, ситуации связанные с нравственной стороной отношения человека к природе и находить их решение.
Виды кейсов: «кейс фото или иллюстрация»; тематические «Можно ли ловить бабочек?», «Можно ли разорять гнезда птиц?», «Ребенок замахнулся палкой на собаку», др.




«Метод экологическойидентификации» - Умение отождествлять себя с каким-либо природным объектом или явлением, т.е. используется игровой прием «превращения». Побывав в роли какого либо предмета или объекта, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, «Я - капелька», «Я - муравей», «Я - засохшее растение».


«Метод моделирования» - Принцип замещения реальных объектов

предметами, схематическими изображениями, знаками.

Цель: обеспечение успешного усвоения знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Так же обучение проходит путем практического моделирования, т.е. экспериментирования. Используя предметы-заместители, дети делают выводы, почему у рыб обтекаемая форма, почему животные имеют защитную окраску, для чего хищникам нужны когти. Другой вид моделирования - графическое, которое помогает проследить закономерности изменения в росте, в развитии живых существ, изменении во времени года, др. В разных возрастных группах заполняется календарь наблюдений за птицами, календарь роста и развития лука, всходов семян растений.

«Мнемотехника» - Заниматься лучше с детьми 4-5 лет, когда накоплен словарный запас. Данный метод можно использовать для алгоритмов в процессе ухода за комнатными растениями, посадки семян. Обучение строится «от простого к сложному». Начинать работу нужно с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам: «Путешествие капельки», «Почему пришла весна?», «Кому нужен лес?»

«Лепбук» - Книга на коленях» - это интерактивная тематическая папка ввиде раскладушки, в которой собран материал на одну из тем по экологическому воспитанию ребенка. Обладает дидактическими свойствами, является средством художественно- эстетического развития, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Использование инновационной технологии «лепбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО, так как позволяет реализовать основные принципы – быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями и создавать единую развивающую среду. Создаваемый лепбук «Путешествие капельки» в игровой форме знакомит детей с круговоротом воды в природе, включает дыхательную гимнастику, загадки и потешки по теме.

«Проектно- исследовательсская деятельность» где основным содержанием исследования являются: материал (песок, вода, бумага, дерево, ткань) природные явления (ветер, солнце, вода, др.) мир растений (способы выращивания) предметный мир.

«Природоохранные акции» Разнообразие тем: «Сбережем бумагу - сбережем лес», «Бумаге вторую жизнь», «Покормите птиц зимой!», «Спасем морских обитателей!», «День добрых слов», «Очистим уши от слов-паразитов», «Закрой покрепче кран, чтоб не вытек океан» (22 марта-Международный день воды) и подготовка к акции формирует у детей осознание ответственности за последствия некоторых действий, формируется активная жизненная позиция по отношению к окружающей среде, формируются трудовые навыки по уходу за растениями. Вовлечены так же родители в педагогический процесс, где совместными усилиями готовятся поделки для выставок. Родители участвуют в благоустройстве участков, в проектах.

«Метод СОРСИ» - Является интегрированным педагогическим методом, который построен на большой предварительной работе. Подразумевает под собой заранее проведенную работу с использованием эмпирических методов (наблюдение, теория). Сначала ставится эксперимент на получение новых знаний о процессе на всех образовательных областях. Ситез различных видов деятельности, объединенных одним общим сюжетом. Игра состоит из испытаний, каждое включает 2 этапа: двигательный и познавательный испытание проходит 5-7 минут сорти эколог направленности можно включать в виде эстафет,»Соберем съедобные грибы»»Поможем затушить пожар в лесу» «Чистая земля-чистая река» «Животные Красной книги»

«ГЕОКЕШИНГ» - Приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в данной технологии - поиск тайников, сделанные другими детьми. Путем складывания составляющих понятий «земля» и «тайник» получается «поиск тайника в земле». Используются технологии ИКТ, карт, схем. В ходе геокешинга дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические и умственные навыки.

«Экологический ай-стоппер» -  «Ловушка для глаза» - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Современных детей отличает «клиповое мышление», воспитанное экранной культурой айфонов и компьютеров и для привлечения их внимания необходимо что то необычное, яркое, т.е визуальный раздражитель, т.е технология «ай-стоппер». Это могут быть необычные предметы, куклы, панно, интригующие надписи, смешные изображения животных, растений, людей. Применять можно для побуждения к самостоятельной активности исследовательской деятельности, a на экологической тропе могут служить указателями. Это могут быть плакаты, информационные листки, «ядовитыерастения», «опасные насекомые», «Береги родную природу - не оставляй после себя мусор!»



«Экологический сторисек» - «Мешок историй» - это интересный современный вариант, такой, как «чтение вслух». Выглядит он так – полотняный мешочек или рюкзачок, внутри которого находится хорошая иллюстрированная книга, которую дополняют мягкие игрушки, энциклопедия, диск, дидактическая игра по теме. Задачи сторисека - чтение хорошей детской литературы экологической направленности, расширение кругозора ребенка, наполнение словарного запаса, навыков обсуждения природоохранной деятельности.

«Экотренинги» - Чтобы формировать у детей экологически гуманное чувство, чувство сопричастности ко всему живому, привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом можно использовать экотренинг. Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда представит себя на их месте, побудет в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого нужно предложить детям вообразить себя попугайчиком кроликом, др. Человек для них- великан. Представьте себе, что великан берет попугайчика Костю и начинает дергать за хвост, лапки… Что вы чувствуете? После этого дети начинают бережно относиться к обитателям природы.



 «Экологическая игра» - Это одна из форм экологического воспитания, которая стимулирует высокий уровень интереса к природе. Игровые упражнения игры дают новые впечатления ребенку о жизни и труде людей, о состоянии природы и ее изменениях, развивает ценностные отношения к ней, формирует мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности. Педагогу помогает в доступной форме донести смысл сложных природных явлений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников»

Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения. Поскольку дошкольное образование — является первой ступенью в воспитательной...

Презентация «Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников»

Задача педагога  не просто дать детям элементарные пред­ставления из области живой природы, естествознания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и тво...

Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

laquo;Ребенок про­являет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется при­чинно-следственными связями, пытается са­мостоятельно придумывать объяснения яв­лени...

Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

Главная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры, сознания, чувств, деятельности, благодаря чему формируется осознанное и трепетное отношение к объектам природы (сопе...

"Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников"

Наша задача не просто дать детям знания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями. Традиционные...

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников»

Познакомить педагогов, с технологиями по экологическому воспитанию дошкольников,  кото­рые содержат  в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий....