Презентация «Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников»
презентация по окружающему миру
Задача педагога не просто дать детям элементарные представления из области живой природы, естествознания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями. Традиционные технологии не позволят нам решить эту непростую задачу. Поэтому необходимо разнообразить систему современных экологообразовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.pptx | 2.44 МБ |
drozdova_a.a.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Человек был и всегда остается сыном природы; то, что роднит его с природой. Должно использоваться для его же приобщения к природе. К богатствам духовной культуры. Мир, окружающего ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В.А. Сухомлинский)
Технология – совокупность действий для достижения какого - либо результата. Технология — это методическое обеспечение программы, реализующая ее главные идеи и положения . Экология – (от греч. Oikos дом, жилище и logos учение ) наука об отношениях растительных и животных организмов друг другу и окружающей среде. Наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом. Экологическая культура – это воспитание чуткости и отзывчивости к окружающему миру через ПОСТУПОК
Система современных экологообразовательных технологий Непосредственный контакт с природным объектом (чувствование), задачей которого является освоение опыта в эмоционально-перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту. Ориентировка (сбор информации), задача которого состоит в накоплении экологических представлений и овладении способами оперирования ими. Активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого является освоение опыта в поведенческо-деятельностной сфере, обогащение детских видов практической экологически ориентированной деятельности, расширение опыта экологического поведения в природе.
Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие технологии: Игровые технологии Проектный метод Кейс-технология Компьютерные технологии Экологический театр Природоохранительные акции Технология поисково-исследовательской деятельности детей Экологическая тропа Технология моделирования Технология организации труда в природе
Игровые технологии Помогают: в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющихся у детей представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры-путешествия, в ходе которых дети посещают интересные места и в игровой форме получают знания о природе. Ролевые игры , основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности. Дидактические игры. Игры-ребусы. Игры-опыты Игры-исследования . Игры-медитации. Соревновательные игры ( КВН, Поле чудес, экологические викторины, конкурсы знатоков).
Проектный метод - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей. Проекты: «Экологические недели здоровья» (в ходе недели здоровья дети знакомиться с правилами поведения в природе, различными играми и упражнениями на свежем воздухе, и самое главное осознают, что наше здоровье, зависит от здоровья природы ) «Вода вокруг нас» «Живая книга леса» «Неутомимые труженики» «Откуда берутся бабочки» «Кто из нас из овощей и полезней и вкусней» «Загадочный вид водоема» «Я садовником родился» «Времена года» «Наши младшие друзья»
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Идеи технологии: - предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?» Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «?» и т. д - цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию. Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие
Компьютерные технологии и мультимедийные презентации 1. Звуковые материалы - это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.; 2. Экранные материалы - это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме; 3. Мультимедийные презентации - это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации; 3. Мультимедийные экологические игры , игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки , пальчиковые игры. 4. Медиа занятия.
Экологический театр Который, способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. -Эко- Конкурсы (рисунка, поделки) - Викторины Брейн -ринги КВН Экскурсии Развлечения Праздники экологического характера «Праздник птиц», « Мы - друзья природы», « День земли», « День рождения леса», « Осенний калейдоскоп».
Природоохранительные акции В ходе акций дошкольники получают: - природоведческие знания, - формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности . Виды акций : Осень : « Семечко и зёрнышко про запас !» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц ). Зима : «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц). «Ёлочка – зелёная иголочка » (сбережение живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году), «Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального ). Весна : «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды »). «Любимый – чистый город!», «Каждому певцу по дворцу !» «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов ). Лето: «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками). «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).
Т ехнология познавательно-исследовательской деятельности детей «Элементарная поисковая деятельность — это совместная деятельность воспитателя и детей, предполагающая высокую активность и самостоятельность дошкольников, открытие новых знаний и способов познания» (Л . М. Маневцова ) . Важным средством постановки познавательных задач исследователь определяет создание проблемных ситуаций на основе уже приобретенного опыта . Проблемные ситуации необходимо предъявлять детям в определенной последовательности . Вначале простые, содержащие однозвенные связи («Почему на земле лужи?», «Почему рыба плавает?», «Почему гусеницу не видно на листьях капусты?»), а затем более сложные, содержащие цепочку связей («Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает?», «Почему сначала прилетают грачи, а потом — ласточки?», «Почему растения летом быстро растут ?»). Динамика поисковой деятельности дошкольников заключается в переходе от принятия познавательных задач, поставленных взрослым , и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению. В практике работы детского сада познавательно-исследовательская деятельность дошкольников проявляется в виде детского экспериментирования с объектами природы.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников — это активность ребенка, направленная на постижение особенностей объектов природного и предметного мира, связей между объектами, явлениями, их упорядочение и систематизацию. Познавательно-исследовательская деятельность детей осуществляется разными способами: методом проб и ошибок, в виде опытов и экспериментов с объектами природы, наблюдений, вопросов, задаваемых взрослому, эвристических рассуждений, предположений.
Экологическая тропа – специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. 1 . Отправной пункт – стенд-план. На нем схематично изображен маршрут экологической тропы с объектами. 2 . «Лекарственные травы». Этот объект знакомит детей с травянистыми растениями, их лечебными свойствами. 3 . Скворечник (кормушка). Наблюдение в течении года за этим объектом формирует целостную картину мира. 4 . «Муравейник». Данный объект похож на предыдущий 5 . «Сад и огород». 6. «Цветник» Как использовать объекты экологической тропы:
Экологические тропинки в дошкольном учреждении позволяют более продуктивно использовать обычные прогулки на свежем воздухе с целью экологического образования и воспитания, с одновременным решением задач оздоровления детей.
Технология Моделирования Модель — это заместитель реального объекта, в котором наглядно представлены признаки объекта и отношения между ними, что делает доступными к познанию те существенные связи и зависимости, которые были скрыты от непосредственного восприятия ребенком. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору или конструированию моделей. Виды моделей: Предметные или объемные Предметно-схематические Графические Например, ГЛОБУС- это предметная модель Земли ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА – это тоже модель Земли, но уже графическая
Какова последовательность обучения детей моделированию ? 1 .Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы С помощью готовой модели, ранее усвоенной ими . 2 .Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно выкладывать модели, замещающие эти признаки . 3 .Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до 3–4 . 4. Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы). 5 .Руководит созданием понятийных моделей («рыбы», «птицы», «звери», «домашние, дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.). Приемы моделирования: использование мнемотаблиц , пиктограмм, заместителей.
Технология организации труда в природе как экологически ориентированной деятельности дошкольников . Труд по уходу за животными и растениями является для ребенка проявлением заботы, актом помощи живому, гуманности. Технология организации труда в природе осуществляется в логике организации трудовой деятельности детей — от знакомства с трудом взрослого по уходу за животными и растениями к обучению посильным способам ухода и самостоятельному осуществлению трудовой деятельности в природе . Сажать деревья и не только (это отличный пример для детей научиться любить природу).
Спасибо за внимание Современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников .
Предварительный просмотр:
Муниципальный семинар для педагогов ДОО
"Современные методы и технологии экологического воспитания в дошкольной образовательной организации"(онлайн формат)
на базе МКДОУ «Давыдовский детский сад»
Дата проведения: 19.03.2021г.
Выступление на тему:
«Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников»
https://nsportal.ru/drozdova-alyona-aleksandrovna
Дроздова Алёна Александровна
Воспитатель МКОУ «Высокинская СОШ»
дошкольная группа
«Человек был и всегда остается сыном природы; то, что роднит его с природой. Должно использоваться для его же приобщения к природе. К богатствам духовной культуры.
Мир, окружающего ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
(В.А. Сухомлинский)
Технология – совокупность действий для достижения какого - либо результата.
Технология — это методическое обеспечение программы, реализующая ее главные идеи и положения
Экология – (от греч. Oikos дом, жилище и logos учение) наука об отношениях растительных и животных организмов друг другу и окружающей среде. Наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом.
Экологическая культура – это воспитание чуткости и отзывчивости к окружающему миру через ПОСТУПОК
Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» — не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом:
«Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». ФГОС ДО
Наша задача не просто дать детям знания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями. Традиционные технологии не позволят нам решить эту непростую задачу. Поэтому необходимо разнообразить систему современных экологообразовательных технологий , которые включают три этапа:
Система современных экологообразовательных технологий
- Непосредственный контакт с природным объектом (чувствование), задачей которого является освоение опыта в эмоционально-перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту.
- Ориентировка (сбор информации), задача которого состоит в накоплении экологических представлений и овладении способами оперирования ими.
- Активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого является освоение опыта в поведенческо-деятельностной сфере, обогащение детских видов практической экологически ориентированной деятельности, расширение опыта экологического поведения в природе.
Примеры современных экологообразовательных технологий в работе с детьми.
Игровые технологии. Игры-путешествия, в ходе которых дети посещают интересные места и в игровой форме получают новые знания о природе.
Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности, Например, «Строительство города» может осуществляться только при соблюдении экологических норм и правил.
Дидактические игры: «Летает, бегает, прыгает» ( о приспособлении животных к среде обитания), «У кого какой дом?» ( об экосистемах), «Что сначала, что потом?» — о росте и развитии живых организмов заставляют ребенка мыслить, искать правильный ответ.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры- исследования, игры-медитации. Такие игры дают новые впечатления о состоянии природы и ее изменениях, формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности.
Соревновательные игры — КВН, конкурсы знатоков, экологические викторины, Поле чудес стимулируют активность детей в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.
Проектный метод - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей.
Проекты: «Экологические недели здоровья» (в ходе недели здоровья дети знакомиться с правилами поведения в природе, различными играми и упражнениями на свежем воздухе, и самое главное осознают, что наше здоровье, зависит от здоровья природы),«Вода вокруг нас», «Времена года» и т.д.
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра.
Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией
Идеи технологии:
- предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
- развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях.
- Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»
Метод дискуссий
«Хорошо-плохо», «?» и т. д- цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию. Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие
Компьютерные технологии и мультимедийные презентации — мотивируют к действию. С их помощью дети могут слушать голоса птиц, увидеть удивительные явления природы, узнать об экологических явлениях.
Экологический театр - способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Эко- Конкурсы (рисунка, поделки), викторины, Брейн-ринги. КВН, экскурсии. Развлечения. Праздники экологического характера
Природоохранительные акции В ходе акций дошкольники получают:
природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры,
активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности.
Технология поисково-исследовательской деятельности
«Элементарная поисковая деятельность — это совместная деятельность воспитателя и детей, предполагающая высокую активность и самостоятельность дошкольников, открытие новых знаний и способов познания» (Л. М. Маневцова).
Важным средством постановки познавательных задач исследователь определяет создание проблемных ситуаций на основе уже приобретенного опыта. Проблемные ситуации необходимо предъявлять детям в определенной последовательности Вначале простые, содержащие однозвенные связи («Почему на земле лужи?», «Почему рыба плавает?», «Почему гусеницу не видно на листьях капусты?»), а затем более сложные, содержащие цепочку связей («Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает?», «Почему сначала прилетают грачи, а потом — ласточки?», «Почему растения летом быстро растут?»).
Динамика поисковой деятельности дошкольников заключается в переходе от принятия познавательных задач, поставленных взрослым, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению. В практике работы детского сада познавательно-исследовательская деятельность дошкольников проявляется в виде детского экспериментирования с объектами природы.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников—
это активность ребенка, направленная на постижение особенностей объектов природного и предметного мира, связей между объектами, явлениями, их упорядочение и систематизацию.
Познавательно-исследовательская деятельность детей осуществляется разными способами: методом проб и ошибок, в виде опытов и экспериментов с объектами природы, наблюдений, вопросов, задаваемых взрослому, эвристических рассуждений, предположений.
Экологическая тропа – специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.
Экологические тропинки в дошкольном учреждении позволяют более продуктивно использовать обычные прогулки на свежем воздухе с целью экологического образования и воспитания, с одновременным решением задач оздоровления детей.
Технология Моделирования
Модель — это заместитель реального объекта, в котором наглядно представлены признаки объекта и отношения между ними, что делает доступными к познанию те существенные связи и зависимости, которые были скрыты от непосредственного восприятия ребенком.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору или конструированию моделей.
Виды моделей:
- Предметные или объемные
- Предметно-схематические
- Графические
Например, ГЛОБУС- это предметная модель Земли
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА – это тоже модель Земли, но уже графическая
Приемы моделирования: использование мнемотаблиц, пиктограмм, заместителей
Приемы моделирования: использование мнемотаблиц, пиктограмм, заместителей
Какова последовательность обучения детей моделированию?
1.Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы
С помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.
2.Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно выкладывать модели, замещающие эти признаки.
3.Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до 3–4.
4.Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы).
5.Руководит созданием понятийных моделей («рыбы», «птицы», «звери», «домашние, дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.).
Технология организации труда в природе как экологически ориентированной деятельности дошкольников.
Труд по уходу за животными и растениями является для ребенка проявлением заботы, актом помощи живому, гуманности.
Технология организации труда в природе осуществляется в логике организации трудовой деятельности детей — от знакомства с трудом взрослого по уходу за животными и растениями к обучению посильным способам ухода и самостоятельному осуществлению трудовой деятельности в природе.
Сажать деревья и не только (это отличный пример для детей научиться любить природу).
Современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей.
Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет по окружающему миру на тему "Современные образовательные технологии в экологическом воспитании дошкольников".
С овременные технологии в экологическом воспитании дошкольников....
Консультация на тему: «Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников»
Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения. Поскольку дошкольное образование — является первой ступенью в воспитательной...
Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
laquo;Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлени...
Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
Главная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры, сознания, чувств, деятельности, благодаря чему формируется осознанное и трепетное отношение к объектам природы (сопе...
"Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников"
Наша задача не просто дать детям знания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями. Традиционные...
Современное образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников
Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» — не обязательные, но возможные и желательные дост...
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников»
Познакомить педагогов, с технологиями по экологическому воспитанию дошкольников, которые содержат в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий....