Путешествие в мир лекарственных растений
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Путешествие в мир лекарственных растений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_mir_lekarstvennyh_rasteniy.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в мир лекарственных растений»
Цель: Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.
Задачи:
«Познание»:
развивать у дошкольников интерес к природе родного края, желание активно познавать природные объекты; обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений нашего края; воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
«Коммуникация»:
развивать монологическую речь детей; развивать умение участвовать в коллективных разговорах; пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе.
«Социализация»:
развивать в игре сообразительность, умение согласовывать свои действия с действиями других участников, совместно решать поставленную задачу;
«Чтение художественной литературы и музыка»:
поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок; способствовать выразительному чтению стихов, продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Методические приемы: рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, дидактические игры, обращение к опыту, анализ занятия.
Оборудование: иллюстрационный материал лекарственных растений, гербарий «Лекарственные растения», Д/и "Разрезные картинки", карточки-задания с цифрами и буквами, музыкальное сопровождение А. Вивальди «Звуки леса»
Ход занятия:
В: - Ребята, сегодня к нам пришло письмо! Давайте посмотрим от кого оно: «Здравствуйте, дорогие друзья! Мне очень нужна ваша помощь, помогите мне, пожалуйста вылечить больных в лесу зверей! Подскажите, чем я могу их вылечить? Буду вам очень благодарен!»
В: - Как вы думаете от кого это письмо? Почему вы так думаете? (Ответы детей)
В: - Молодцы, угадали это доктор Айболит! Как вы думаете, как мы можем помочь доктору Айболиту? (ответы детей)
В: - Кто из вас знает, чем дышит наша планета, благодаря чему? (ответы детей)
В: - Какую пользу растения приносят человеку?
(ответы детей)
В: - А как называются растения, которые помогают человеку лечиться? Правильно, это лекарственные растения! Лекарственными называются растения, которые применяются для лечения людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарств.
В: - Где мы можем встретить лекарственные растения? (ответы детей)
В: - Верно! Они окружают нас повсюду! Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться.
В: - Кто из вас знает, как называется наука, которая занимается лечением болезней травами? (ответы детей)
В: - Верно! Это фитотерапия!
В: - Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами? (ответы детей)
В: - Верно! Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги. Как вы думаете, как называется книга, в которой собраны лечебные травы? (ответы детей)
В: - Эта книга называется «Травники»,
В: - А как называется книга, в которой собраны лекарственные цветы? (ответы детей)
В: - Верно, это «Цветники»!
В: - За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать.
В: - Давайте, мы с вами представим, что мы очутились на лесной полянке! (Дети под музыку идут за воспитателем и выполняют ритмические движения)
(На ковре разложены листья деревьев вырезанные из картона под ними задания для детей).
В: - Посмотрите мы с вами остановились на лесной поляне, где растет множество растений, а среди них и лекарственные. Только ветер подул и перепутал их, поможем Айболиту их собрать? Предлагаю вам собрать их с помощью разрезных картинок.
Д/игра «Собери картинку». (На альбомные листы наклеиваются изображения лекарственных растений: ромашка, подорожник, мята, одуванчик, календула; потом разрезаются на 8 разных частей).
В: - Посмотрите внимательно какие у вас получились изображения. Какие это растения? (Ответы детей.)
В: - Вижу, что какие-то из них вам хорошо знакомы, а какие-то нет. Ребята, давайте подробнее поговорим о каждом из этих лекарственных растений.
В: - Это растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:
Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся (Ромашки)
(Воспитатель вместе с детьми находит изображение ромашки)
В: - Что вы знаете о ромашке? (ответы детей)
В: - Какие части растения люди используют? (ответы детей)
В: - Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику. Отвары из ромашки используют при простудных заболеваниях для полоскания горла. В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.
В: - Отгадайте следующее растение?
Тонкий стебель у дорожки
На конце его – сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги. (подорожник)
В: - Найдите это растение среди других.
(Дети самостоятельно находят нужную картинку).
В: - Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Кто из вас пользовался подорожником? Что необходимо сделать? (Ответы детей).
В: - В настоящее время настой и отвар листьев большого подорожника применяется при лечении кашля. Отваром листьев растения промывают глаза при их воспалениях и полощут полость рта при зубной боли и воспалении десен. Сок из свежих листьев растения эффективен при болезни желудка.
В: - Чтобы узнать следующее лекарственное растение, о котором мы будем говорить, вам нужно выполнить следующее задание.
(Детям раздаются карточки на одной стороне с цифрой, а с другой с буквой и предлагается встать по порядку от 1 до 9 (1-о, 2-д, 3-у, 4-в, 5-а, 6-н, 7-ч, 8-и, 9-к).Затем все вместе читают что получилось – одуванчик).
Чтение стихотворения об одуванчике ребенком
Одуванчик, одуванчик
Ты такой один обманщик.
То ты желтый и душистый,
То кудрявый и пушистый.
Знает белка, знает зайчик
Любит ветер одуванчик
На глазах у всех ребят
Парашутики летят!
В: - Что вы знаете о одуванчике?
(Ответы детей)
В: - Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. Наружно настой корней одуванчика советуют при разных кожных болезнях. Свежий сок растения используется как косметическое средство.
В: Вот какие вы молодцы, помогаете доктору Айболиту найти лекарственные растения! Ну а теперь давайте мы отдохнем!
Физминутка «Цветы».
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись - низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики),Реклама
В: - Отдохнули, набрались сил, можно продолжит наше путешествие-знакомство. Вот следующее лекарственное растение. Попробуйте отгадать какое:
Семена, как коготки,
Желто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает.
(календула)
В: - Что вы знаете о календуле
В: - Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази. Это растение не прихотливое и не требует особого ухода, у него красивые яркие соцветие.
В: - Следующее растение, о котором мы поговорим называется…А как называется вы узнаете, когда отгадаете загадку!
В жвачке, в пасте и в конфетах
Вы найдёте травку эту.
Холодит приятно рот,
Запах чаю придаёт...
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах...
В: - Верно! Это мята. (Воспитатель показывает изображение мяты. Что вы знаете о мяте?
В: - Полезные свойства мяты известны давно. Это растение широко используется в медицине для лечения различных заболеваний. Полезные свойства мяты объясняются в первую очередь высокими содержанием ментола - эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах. Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно. Мята обладает противовоспалительными свойствами позволяющими использовать ее при лечении ангины, бронхита и насморка, полезна она и для пищеварительной системы. Также мята эффективна при головной боли, ее свойства благоприятны для успокоения нервной системы.
В: - Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Как мы должны беречь растения? Но также необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые.
В: - О чем мы с вами сегодня говорили? Какие растения называются лекарственными? Какие к ним относятся?
В: Вот какие вы молодцы! Помогли доктору Айболиту вылечить больных зверей в лесу! Он вам благодарен, и вот он вам в знак благодарности, хочет вас угостить фиточаем, состоящий из лекарственных растений! Приятного чаепития!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме:" Путешествие в мир лекарственных растений Дальнего Востока"
Региональный компонент. Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы. Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений....
Открытое занятие по экологии в старшей группе "Путешествие в страну лекарственных растений"
Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, умение находить ударный гласный звук, умение определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), монологическую речь; развиват...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию "Путешествие в мир лекарственных растений"
Данная непосредственно - образоваттельная деятельность способствует закреплению умения детей узнавать и правильно называть лекарственные растения,расширять знания о полезных лекарственных ...
«Путешествие в мир лекарственных растений».
Расширение знаний детей о пользе лекарственных растений....
Конспект открытого НОД по социально-личностному развитию « Путешествие в страну лекарственных растений »
материал направлен на воспитание дошкольников к бережному отношению к природе, природному наследию нашего края, привитию коммуникативных навыков, самостоятельности, трудолюбия, наблюдательности ...
Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений» в средней группе
Воспитывать любовь и бережное отношение к лекарственным растениям. Формировать навыки поведения в природе....
Конспект по экологическому воспитанию непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в мир лекарственных растений"
Тема:« Путешествие в мир лекарственных растений»Цель: уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях родного края, как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.Задачи:...