Основы развития саморегуляции ребенка.
консультация
Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_razvitiya_samoregulyatsii_rebenka.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы развития саморегуляции ребенка.
Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Психическая саморегуляция – самостоятельное целенаправленное и сознательное изменение субъектом регуляторных механизмов своей психики на основе использования ресурсов бессознательного уровня.
Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания.
Уже в 20-х годах в школе Л.С. Выготского начинались исследования произвольной регуляции различных психических процессов в связи с идеей культурно-исторического развития психики человека и опосредственного характера высших психических функций, обусловленного употреблением внешних и внутренних знаков (средств).
Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.
У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности, повышаются способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю.
Требования детского сада, а затем школы создают необходимость формирования произвольной памяти и мышления, дальнейшего развития произвольной саморегуляции эмоциональных проявлений, внимания и восприятия как главного резерва их способностей, творческих возможностей, жизненных сил и интересов. Понимание педагогами общих механизмов психофизической регуляции организма дает инструмент воздействия изнутри на развитие детской психики и ее произвольной регуляции.
Способности произвольной психорегуляции.
Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер.
Двигательная сфера:
Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями:
- произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
- различать и сравнивать мышечные ощущения;
- определять соответствующие характера ощущений (“напряжение-расслабление”, “тяжесть-легкость”, др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (“сила-слабость”, “резкость-плавность”, темп, ритм);
- менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.
Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной ловкости.
Эмоциональная сфера:
Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно выражать.
Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:
- произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;
- различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);
- одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;
- произвольно и подражательно “воспроизводить” или демонстрировать эмоции по заданному образцу.
Сфера общения:
Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить тренировкой следующих умений:
- управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;
- сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние);
- отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).
У детей больше, чем у взрослых, развита, интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.
Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности.
Сфера поведения:
Управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют высшие формы эмоционально-волевой регуляции:
- определять конкретные цели своих поступков;
- искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;
- проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций;
- предвидеть конечный результат своих действий и поступков;
- брать на себя ответственность.
В развитии у детей описанных навыков большое значение играет возможность испытать множество вариантов действия для того, чтобы научиться делать выбор. Именно в выборе поступка или действия состоит первый шаг на пути развития произвольного (согласно со своими желаниями, волей) управления поведением.
Упражнения, направленные на развитие саморегуляции детей.
Наиболее важное место в технике психической саморегуляции занимают специальные упражнения, с помощью которых психика становится восприимчивой к воздействиям – это упражнения на расслабления мышц, упражнения на дыхание.
Блоки упражнений направленные, на развитие саморегуляции ребенка:
- Упражнения направленные на развитие произвольных движений и самоконтроля.
Упражнение «Флажок».
Цель: Преодоление гиперактивности, развитие самоконтроля.
Звучит музыка (лучше маршевая), и дети двигаются под музыку (маршируют или двигаются свободно). По команде ведущего (поднятие флажка или руки) все дети должны остановиться и «замереть» в тех позах, в которых их застала команда ведущего (на 5-7 сек.). Музыка продолжает звучать.
Затем по команде ведущего дети снова начинают двигаться и т.д.
Возможен вариант с хлопками без музыки.
Упражнение «Запретный номер».
Цель: Развитие самоконтроля, самодисциплины, а также укрепление навыков счета.
Выбирается определенная цифра, например 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3,... Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза.
В качестве «запретных» выбираются цифры: 4, 7, 11, 14, 15, 18, 21, 23, 25 (в случае, если дети считают до 25).
Упражнение «Стой!».
Цель: Развитие самоконтроля и произвольных движений.
Процедура игры. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют. Музыка внезапно обрывается, но дети продолжают маршировать. Через 1-1,5 минуты музыка возобновляется, а дети - двигаются (маршируют), затем, через 3-4 минуты происходит новое внезапное прерывание музыки, дети маршируют и т.д.
Упражнение «Волшебное слово».
Цель: Развитие произвольности, самоконтроля и внимания.
Вариант I. Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если этого ведущий не говорит, дети остаются неподвижными.
Замечание: «Волшебное слово» ведущий произносит в случайном порядке, через 1-5 движений.
Вариант II. Процедура игры такая же, как в первом варианте, но тот, кто ошибся, должен выйти на середину и исполнить какой-нибудь «номер» (спеть песенку, прочитать стишок, придумать новую игру и др.).
Замечание: Если тот или иной ребенок отказывается от игровых заданий, не заставляйте, продолжайте игру дальше. Постепенно дети станут свободнее и увереннее в себе и будут отказываться все реже и реже.
Упражнение «Запрещенное движение».
Цель: Развитие произвольности.
Процедура игры. Звучит веселая ритмичная музыка. Дети стоят полукругом, в центре - ведущий. Он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание) - запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибся, становится ведущим.
- Упражнения направленные на развитие произвольной активности, формирование эмоциональной и волевой сфер
Упражнение «Поссорились два петушка».
Цель: Развитие раскованности и самоконтроля.
Процедура игры. Звучит веселая музыка. Дети двигаются по типу «броуновского движения» и слегка толкаются плечами. Замечание: не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть «по правде» и одновременно держать символизм игры («понарошку»).
Упражнение «Иголка и нитка».
Цель: Развитие произвольности.
Процедура игры. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все другие дети - роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) - за ней.
Замечание: Если в группе имеется зажатый ребенок, то предложите роль «иголки» ему.
Упражнение «Дракон кусает свой хвост».
Цель: Снятие напряженности.
Процедура игры. Звучит веселая музыка (можно и без музыки). Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок - «голова дракона», последний - «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.
Замечания: Следите, чтобы дети не отпускали друг друга. Следите также, чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполняли все желающие.
Упражнение «Скучно, скучно так сидеть».
Цель: Развитие раскованности, тренировка самоорганизации.
Процедура игры. У одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стены комнаты также стоят стулья, но их число на 1 меньше количества детей. Дети садятся около первой стены комнаты. Ведущий читает стишок:
Скучно, скучно так сидеть. Друг на друга все глядеть; Не пора ли пробежаться и местами поменяться?
Как только ведущий заканчивает стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.
Замечания: Не разрешайте детям начинать бег раньше, чем кончится стишок. Запрещается ребенку спихивать другого ребенка со стула, если первый занял его раньше второго.
- Упражнения направленные на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения.
Дыхательные упражнения
Упражнение «Лифт».
Инструкция: «Положите ладонь на живот. Представьте, что живот – это первый этаж дома. Немного выше находится желудок – это второй этаж дома. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома.
Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте»:
- Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа – до живота. Задержите дыхание.
- Выдохните ртом.
- Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше – до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом. Вдохните – и «поднимите лифт» еще на один этаж – до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
- Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта».
Упражнение выполняется стоя. Время выполнения 2-3 минуты. Дыхание задерживается на 2-3 секунды.
Упражнение «Воздушный шарик».
Дети сидят на стульчиках.
Инструкция:
- «Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились.
- Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.
- Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
- Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика.
- Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.
- Снова вдохните и наполните легкие воздухом.
- Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.
- Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением».
Упражнение «Насос и мяч».
Предлагаем детям разделиться на пары. Один из детей изображает мяч, другой – насос. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной ролью.
«Мяч сдутый» - ребенок сидит на корточках.
«Насос надувает мяч» - ребенок делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуками «С-с-с…».
«Мяч становится все больше» - ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.
«Насос прекращает работу» - ребенок делает вид, что выдергивает шланг.
«Мяч вновь сдувается» - ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки.
Упражнение повторяется несколько раз, затем дети меняются ролями.
ЛИТЕРАТУРА
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М., 2004.
- Гиппиус СВ. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб., 2001.
- Краткий психологический словарь. /Под общ. Ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1985.
- Лазарев М.Л. Программа “Познай себя”. - М., 1993.
- Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М., 1995.
- Лопухина КС Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб., 1997.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.
- СполдингДж. Обучение через движение. - М., 1992.
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М., 2003.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы развития саморегуляции дошкольника
Процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками очень важен, и этому нужно учиться с раннего детства. В помощь педагогам и родителям была ...
Формирование здорового образа жизни - как основа развития личности ребенка.
Выступление на августовской конференции в августе 2015 года в детском саду № 10...
Социальное партнерство ДОУ и семьи — основа развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО
Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и...
Правильная речь – основа развития вашего ребенка, залог его успешной учебы в школе.
Правильная речь – основа развития вашего ребенка,залог его успешной учебы в школе. Дорогие мамы и папы!Пройдет совсем немного времени, и ваши дети пойдут в школу. От того,...
Статья с сайта "Дошкольное образование" издательство "Просвещение" "Использование современных технологий в развитии саморегуляции ребенка"
Проблема социального развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на современном этапе. Современное общество требует инициати...
Здоровье - основа развития личности ребенка.
С самого раннего возраста детей нужно учить ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Здоровье - одна из важнейших ценностей человека....
Педагогический совет «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»
Педагогический совет «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»...