Статья с сайта "Дошкольное образование" издательство "Просвещение" "Использование современных технологий в развитии саморегуляции ребенка"
материал на тему

Проблема социального развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на современном этапе. Современное общество требует инициативных молодых людей, нравственно стойких,  социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ РЕБЕНКА

ПАНКРАТОВА ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВНА

ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ

МБДОУ № 58 «ГНЕЗДЫШКО»

Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКА  КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ШВАЙКОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

МЕТОДИСТ

МБДОУ № 58 «ГНЕЗДЫШКО»

Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Проблема социального развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на современном этапе.

Современное общество требует инициативных молодых людей, нравственно стойких,  социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.  

Однако, чрезвычайная занятость родителей, их озабоченность в интеллектуальном развитии своего ребенка при  отсутствии «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье негативно отражаются на социализации детей.

С 2012 года педагогический коллектив был включен в  апробацию программно - методического комплекса программы «Успех».

 Реализация образовательной области «Социализация» Программы предполагает:

- приобщение  к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений  со сверстниками и взрослыми;

- формирование  гендерной, семейной и гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Реализация поставленных задач наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы. Таким образом, рабочей группой детского сада  был разработан проект «Современные технологии в развитии саморегуляции ребенка», целью которого являлось  развитие саморегуляции ребенка, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование первоначальных социокультурных ценностей.

Решались следующие задачи:

- изучить типичные особенности поведения и взаимоотношения дошкольников с взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе;

- выявить поведенческие проблемы каждого ребенка;

- повысить компетентности педагогов в вопросах социального развития детей;

- внедрить современные технологии в образовательный процесс для эффективной социализации ребенка.

Работа проводилась в три этапа:

- диагностический;

- содержательный;

- заключительный.

Ожидаемые результаты: высокий уровень развития саморегуляции ребенка, инициативности, самостоятельности и ответственности, сформированность первоначальных социокультурных ценностей.

Первый этап – диагностический.

Педагогическая диагностика была направлена на изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, понимания ими норм и правил поведения, отношения к ним;  понимания отдельных эмоциональных состояний;  характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников; выявление сформированности социальных навыков и уровня развития саморегуляции поведения. В проведении  диагностики использовались методики: метод наблюдения, разработанный Т.А. Репиной,  и индивидуальная диагностическая беседа.

Психолого-педагогическая диагностика выявила отношение ребенка к детскому саду,  воспитателю,  особенности семейных взаимоотношений, саморегуляцию поведения («Мой детский сад», «Мой воспитатель», «Моя семья», «Моя семья в будущем»).

В диагностическом исследовании приняли участие дети старшей и подготовительной групп, всего 80 детей.

По результатам диагностики были выявлены следующие проблемы:  

 Низкий уровень %

Средний уровень %

Высокий уровень %

5-6 лет

6-7 лет

5-6 лет

6-7 лет

5-6 лет

6-7 лет

Соблюдение норм и правила поведения

10 %

3%

59 %

44 %

31 %

53 %

Способность самостоятельно решать конфликты

63%

50%

32 %

35 %

5 %

15%

Умение отстоять свою точку зрения

42%

28%

51 %

48 %

7 %

20 %

Понимания эмоциональных состояний своих и других людей

5%

0 %

72 %

60 %

23 %

37 %

Развитие саморегуляции  

46%

35 %

48 %

50 %

6 %

15 %

 Сформированность социальных навыков

26 %

15%

57 %

43 %

17 %

28 %

Результаты диагностики помогли педагогам  увидеть индивидуальные особенности социально-личностного развития детей, их сильные и слабые  стороны, поведенческие проблемы и учесть их в ходе дальнейшего взаимодействия с каждым ребенком.

II этап был направлен на работу со всеми участниками образовательного процесса.

Для повышения компетентности педагогов в вопросах социального развития детей был разработан ряд мероприятий: консультации, семинары - практикумы, тренинги эффективного взаимодействия с детьми.

Проведены

циклы тренингов: «Формирование личностно – ориентированных умений у педагогов», «Развитие у педагогов навыков личностно-ориентированного взаимодействия с детьми», «Социально-личностное развитие детей»;

практикум «Технология общения» для ознакомления с новыми способами общения с детьми и для закрепления полученных навыков;

консультации: «Правила общения с детьми», «Общение с детьми раннего возраста», «Язык непринятия: 12 барьеров общения»;

семинар – практикум «Современные формы помощи семье в воспитании детей с особенностями развития», где педагогами были проиграны игры, на развитие у детей таких социальных качеств как:

- сотрудничество и забота об окружающих («У кого больше «любимок»?», «Карандашик – кисточка», «Обиженный кустик», «Я тебя понимаю» и т.д.);  

-  соперничество и инициативность (подвижные игры);

- самостоятельность, независимость и  социальная адаптированность  (ролевые игры, где дети примеряют на себя различные социальные роли, которые дают им почувствовать себя полноправными членами общества);

-  открытость и социальная гибкость («Ролевая гимнастика»).

Данные упражнения успешно используются педагогами в  различных режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности.  

 По результатам диагностического исследования и просветительской  работы  педагогами стали использовать программно – методический комплекс  «Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы» и «Педагогические технологии социализации дошкольника» Н.П. Гришаевой.

Нашим педагогическим коллективом апробируются такие педагогические технологии как:

Технологии «Общения» принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку позволяет если не полностью, то в большой степени самому ребенку решать свои проблемы, находить  решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей.

Развивая навыки конструктивного поведения, педагог в детских конфликтных ситуациях направляет энергию ребенка на рефлексию собственных негативных чувств: «Что произошло?», «Ты обиделся?», «Что теперь будем делать?», «Почему это произошло?».  Это позволяет ребенку начать осмысливать свои чувства и значительно снизить накал эмоций.

Для развития саморегуляции и социализации ребенка в каждой группе нашего детского сада педагогами был разработан свой свод правил поведения в  группе с наглядностью: картинки, пиктограммы, плакаты, альбомы с  рисунками  детей.

В младших группах были созданы «Книги правил», где в доступной для детей форме рассказывается, как правильно вести себя за столом во время еды, как вести себя в спальне, как нужно заниматься на спортивном оборудовании и т.д.

В средней и старшей группах правила обозначены в виде пиктограмм: «Когда я ем - я глух и нем», «Нельзя рвать книгу», «Пожалей плачущего», «Убери игрушки» и т.д.

Детьми подготовительной группы был создан альбом с зарисованными в нем правилами, куда  вошли правила, которые уж давно прижились в группе, и правила, которые вводились в этом году (не дерись, не перебивай, в группе не бегай и т.д.).

Для того чтобы ребёнок, нарушивший правила или вступивший в конфликт, мог самостоятельно оценить свой проступок, успокоиться, поразмышлять о случившемся, в группах созданы и оформлены кресло «раздумий», «уголок размышлений». Для самостоятельного примирения детей введен коврик «примирения».

Технология «Общения» помогает развивать у детей навыки конструктивного поведения, способность положительно реагировать на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь воспитателю, другу), на необходимость регулировать свое поведение, что в целом влияет на снижение конфликтности в целом. Побуждает их откликаться на предложенное общение, устанавливать контакты с взрослыми и детьми в различных видах деятельности.

Технология «Проблемная педагогическая ситуация»  помогает детям  самоопределиться в эмоционально-напряженной для них ситуации, дает возможность принимать собственные решения без участия взрослого.  

В проблемной педагогической ситуации  «Карлсон»  сказочный персонаж  в отсутствие воспитателя начинает провоцировать детей на разрушение тех ценностей, которые  закладывают в них педагоги. Он может предложить детям залезть в сумку к воспитателю; забрать кошелек и купить всем мороженное; оборвать листья  у комнатных растений. Карлсон  обращает внимание на развешанные пиктограммы, рисунки, с обозначенными на них правилами. Задает вопросы: «Какие это правила?»,  «Для кого они?», «Почему нужно их выполнять?». А затем зовет детей на крышу пошалить. Там весело, нет правил, которые нужно соблюдать.

По возращению воспитателя в группу, проводится рефлексия. Дается возможность высказаться каждому ребенку по кругу:  «Что сейчас произошло?», «Что ты делал, что чувствовал?», «Что ты будешь делать в следующий раз, если прилетит Карлсон?».

Ребенок ставится в ситуацию морального выбора: поступить в соответствии с собственным желанием или установленными в группе правилами.

Использование ситуаций морального выбора ставит детей перед выбором - откликнуться на проблемы другого или предпочесть личные интересы, проявить равнодушие.

В ситуации «сладкий приз», где за участие в спортивном состязании между группами, победившая команда получила приз – каждому участнику по шоколадной медальке. Но, так как в соревнованиях участвовали не все дети, перед победителями встал выбор, разделить приз между всеми детьми, или съесть «медальку» самому.

Для бесед и обсуждений с детьми проблемных ситуаций, социальной направленности используется подборка коротких рассказов (Л.Н, Толстой, Носов, Осеева и т.д.). Эти ситуации позволяют ребенку мысленно принять участие в близкой для себя жизненной проблемой или задачей. Развивают эмоциональную отзывчивость к близким людям, литературным персонажам, мультфильмам, сопереживать им, адекватно откликаться на радостное или печальное событие в семье, детском саду.  

Технология  «Ситуации месяца» предоставляет детям возможность  сущностного проживания и определения их в различных социальных ролях с целью получения значимых образцов социального поведения.

При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, по которой работает детский сад. Темы месяцев: «Я – как горожанин», «Я – часть Мироздания»,  «Мальчики и девочки», «Моя семья, мои корни»,  «Мой дом – мой детский сад».  Для проведения занятий привлекались родители, которые помогали детям разобраться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.

Использование ситуативных разговоров с детьми позволяет педагогу рассказывать небольшие, эмоциональные рассказы о фактах и событиях имеющие социально-нравственное содержание, в процессе  выполнения ими соответствующей деятельности (во время рисования, рассказать о знакомом художнике; во время дежурства, в процессе подготовки к обеду, рассказать о профессии официанта и. д.)

Работая по теме «Я - как горожанин», дети  знакомились с улицами, площадями, социальными объектами, достопримечательностями города;  разучивали песни, посвященные родному краю, городу; читали стихи.

Во время подготовки к участию в конкурсе «Умники и Умницы» дети знакомились с природой родного края, города.

В подготовительной и старшей группах был реализован проект «Мои любимые места в городе», в котором  приняли активное участие воспитанники и их родители. Были созданы фотоальбомы с красивыми местами нашего города, макеты и рисунки различных зданий.

В завершении месяца «Я - как горожанин» родителями и детьми были составлены сборники лекарственных трав, растущих на территории нашего города. Каждая семья представила свой проект детям других групп.

Технология «Круг рефлексии».

Ежедневный рефлексивный круг проводится в начале дня. Темы могут быть различные: «Какое у меня настроение?», «Чем мы сегодня займемся?», «Почему не удается соблюдать правила в группе?»,  «Как можно помириться?». Также вопросы могут быть по ситуациям месяца «Я - как горожанин»: «На какой улице я живу?», «Кто мои соседи?», «Какой мой двор?» и т.д.

В старшей и подготовительной группах эффективен прием незаконченного предложения: «Я не знал… - Теперь я знаю…».

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния в начале занятия помогает  установлению эмоционального контакта с детьми, в конце - позволяет оценить эффективность проделанной работы («Светофор», «Дерево Эмоций»).

Технология  «Дети - волонтеры»

Данная технология прижилась в нашем детском саду в связи с тем, что дети старших и подготовительных групп начали ездить в бассейн. Оставшиеся воспитанники, которые по различным причинам не могли вместе со всеми поехать в бассейн, оставались в соседних группах. Там и началось наше волонтерское движение. Одеть малышей на прогулку, проводить их до участка, вместе поиграть. Использование данной технологии позволяет испытать радость, нужность, возможность проявить себя и младшим, и старшим детям.

В течение  месяца «Я – как часть природы» в нашем детском саду прошла акция «Покормите птиц». Участие в акции приняли наши  воспитанники и их родители, которые из различного материала: дерева, картона, фанеры, пластиковых бутылок - смастерили оригинальные кормушки и скворечники для птиц. Они были развешаны не только на территории детского сада, но и в ближайших дворах. Дети постоянно добавляли корм в кормушки, чистили их.

К новому году в группах прошла акция «Поделись игрушкою своей». Дети приносили из дома игрушки, которыми уже не играют. Эти игрушки были подарены детям младших групп.  

С целью обеспечения полноценного развития ребенка совершенствовались формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.  В течение учебного года педагоги детского сада проводили большую работу по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей:

- информировали о нормативных основах прав детей;

- вовлекали членов семей в процесс воспитания и развития детей на праздниках, выставках детского рисунка и других мероприятий детского сада.

В каждой группе создан уголок краткой информации для родителей, которая знакомит  родителей с короткими высказываниями великих людей, народными пословицами и поговорками по вопросам воспитания и обучения. Даются советы воспитателей, учителя – логопеда, педагога – психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя.

III заключительный этап. После проведения работы,  нами были полученные следующие результаты:

        

Низкий уровень %

Средний уровень %

Высокий уровень %

5-6 лет

6-7 лет

5-6 лет

6-7 лет

5-6 лет

6-7 лет

   Соблюдение норм и правила поведения

6 %

0 %

53 %

15 %

41 %

75 %

   Способность самостоятельно решать конфликты

43 %

25 %

42 %

46 %

15 %

29 %

   Умение отстоять свою точку зрения

29 %

15 %

52 %

47 %

19 %

38  %

   Понимания эмоциональных состояний своих и других людей

3 %

0 %

58 %

50 %

39 %

50 %

   Развитие саморегуляции  

38 %

10 %

42 %

42 %

20 %

48 %

   Сформированность социальных навыков

15 %

3 %

68 %

58 %

17 %

39 %

Социально – эмоциональное развитие детей имеет позитивные изменения. Дети приобрели уверенность в себе, углубили понимания себя, своих положительных и отрицательных качеств, научились контролировать свои негативные эмоциональные состояния.

За счет целенаправленной работы по улучшению взаимоотношений детей в группах, снизилось общее количество изолированных, тревожных  детей, воспитанники способны конструктивно взаимодействовать с партнерами по деятельности, определять конкретные цели своих поступков и т.д.  Повысилась уверенность и самооценка. А также повысилась культура общения и поведения детей.

Список литературы:

  1. Программно – методический комплекс «Методические рекомендации: пособие для педагогов» / (Н.О. Березина, О.Е.  Веннецкая, Е.А. Герасимова и др.; науч. руководитель ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина) – 2е изд. – М.: Просвещение,2011.
  2. Программно – методический комплекс «Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования» / (Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.А. Герасимова и др.; науч. руководитель ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина) – 2е изд. – М.: Просвещение,2012.
  3. Программно – методический комплекс «Совместная деятельность: пособие ля педагогов / (О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др.; науч. Рук. А.Г. Асмолов; рук. авт. Коллектива Н.В. Федина) – М.: Просвещение, 2012.
  4. Программно – методический комплекс «Особенности психолого – педагогической работы: пособие для педагогов / (Л.В. Филиппова, Е.А. дряглова, Н.В. Ермилова и др.; науч. рук. ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина) – М.: Просвещение, 2012
  5. Программно – методический комплекс. Сказки для любознательных «Как Кошка Буся день  и ночь перепутала»: пособие для детей 3-4 лет / Т.И. Ерофеева; (науч. ук ПМК «Успех» А.Г, Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина) – М.: Просвещение, 2012.
  6. Программно – методический комплекс. Сказки для любознательных «Приключение в стране Геометрии»: пособие для детей 4 - 5 лет / Т.И. Ерофеева; (науч. ук ПМК «Успех» А.Г, Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина) – М.: Просвещение, 2012.
  7. Программно – методический комплекс. Сказки для любознательных «Премудрости царицы Математики»: пособие для детей 5-6 лет / Т.И. Ерофеева, М.Ю. Стожарова; (науч. рук ПМК «Успех» А.Г, Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина) – М.: Просвещение, 2012.
  8. Программно – методический комплекс. Сказки для любознательных «Приключение Дракоши»: пособие для детей 6-7 лет / Т.И. Ерофеева; (науч. ук ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина) – М.: Просвещение, 2012.
  9. Программно – методический комплекс. Готовимся к школе: пособие для детей 6-7 лет / Е.В. Вербовская, Н.Ю. Шуваева; (науч. ук ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина) – М.: Просвещение, 2012.
  10. Программно – методический комплекс. «Путешествие по Росии»: энцикл. для детей 5-7 лет / (Л.В. Филиппова, Ю.Г. Филиппов, А.М. Фирсова и др.;  (науч. ук ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина) – М.: Просвещение, 2012.
  11. «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраст». С.В. Коноваленко,  Кременецкая  – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  12. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации»: методическое пособие / Н.П. Гришаева. – М Вентана – Граф, 2015.
  13. «Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников». Учебно методическое пособие. / А.А. Ошкина, И.Г, Цыганкова М.И, – М.: Центр педагогического образования, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Роль семьи в развитии речи ребенка"

Физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка начинается в детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных...

Статья : Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие слабовидящего ребенка.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие слабовидящего ребенка.  Проблема игры и ее роли в развитии детей издавна привлекала внимание не только педагогов и психологов, но и философов, этногр...

Современные технологии развития речи ребенка, как условие достижения детей с ОВЗ.

В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. Актуальность проблемы стимулирует на постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать...

Разместила статью на тему "Роль взрослого в развитии речи ребенка"

Разместила статью "Роль взрослого в развитии речи ребенка"...

Статья Тема: Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных...

Основы развития саморегуляции ребенка.

Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное н...