Методика Т.А.Нежновой «Беседы о школе», в моди-фикации А.М.Прихожан.
материал (подготовительная группа)
Методика Т.А.Нежновой «Беседы о школе», в модификации А.М.Прихожан.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_besedy_o_shkole.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика "Беседы о школе"
/Методика разработана Т.А.Нежновой. Описание приводится по статье "Динамика внутренней позиции" при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. - Вестник МГУ, сер.14. -Психология, 1988, №1/
Психолог знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задается первый вопрос "Беседы".
1. Что тебе нравится /не нравится/ в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?
Далее психолог говорит: "Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то .что с тобой уже бывало, или случилось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой."
2. Представь себе, что мама сегодня вечером вдруг скажет: "Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?" Что ты ответишь маме?
3. Представь себе, что мама так и сделала /или не послушалась тебя и поступила по-своему/, договорилась, и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, а в школу идти не надо, делай, что хочешь... Что- бы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика, ему тоже семь лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?" Что ты посоветуешь?
5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а, наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?
6. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: 'Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побывала у вас в классе вместо учительницы". Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменяли учителей.
7. Представь, что есть две школы - школа А и школа Б. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко - по одному разу в неделю). В какой школе ты хотел бы учиться?
8. В школе А от первоклассников строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?
9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: “сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам - дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?" Что бы ты выбрал?
Классификация ответов ( Все ответы разделяются да две категории - А и Б)
А
Вопрос 1: уроки грамоты, счета - занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.
Вопрос 2: несогласие ребенка на "отпуск".
Вопрос 3: учебные занятия - высказывания, -описывающие распорядок дня, в которой обязательно включены действия по самообразованию.
Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе - освоение некоторых навыков чтения, счета, письма,.
Вопрос 5: несогласие обучение на дому.
Вопрос 6: выбор учителя.
Вопрос 7: выбор школы А.
Вопрос 8: выбор школы А.
Вопрос 9: выбор отметки.
Б
Вопрос 1: дошкольные виды деятельности - уроки художественно - физкультурно - трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.
Вопрос 2: согласие на отпуск.
Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятия по хозяйству без упоминания о каких-либо учебных действиях.
Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе - приобретение формы, портфеля и т.д.
Вопрос 5: согласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор родителей.
Вопрос 7 : выбор школы Б.
Вопрос 8: выбор школы Б.
Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки.
Преобладание в ответах ребенка категория А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер, Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.
Остальные методики подробно описаны в предложенной литературе.
Внимательное изучение всей собранной о ребенке информации позволит объективно решить вопрос о дальнейших условиях обучения; составить программу психологической коррекции.
Обобщенно картину школьной дезадаптации можно представить следующим образом.
Форма дезадаптации | Причины | Коррекционные мероприятия |
Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности. | Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутсвие помощи и внимания со стороны родителей и учителей. | Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям. |
Неспособность произвольно управлять своим поведением | Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений). | Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение. |
Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы). | Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей. | Работа с семьёй по преодолению оптимального режима нагрузки ученика. |
Школьный невроз или “боязнь школы”,- неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”. | Ребенок не может выйти за границы семейной общности - семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем. | Необходимо подключение психолога - семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей. |
Литература
- 1.Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения. / Вопросы психологии. 1993, №1, с.47-53.
- 2.Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности // Вопросы психологии.1989, №1.
- 3.Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников / Педиатрия, 1983, №5.
- 4.Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей школьного возраста. -М., 1989.
- 5.Диагностика школьной дезадаптации.-М.: “Социальное здоровье России”, 1995.
- 6.Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной.-М., 1991.
- 7.Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мативации учения у дошкольников и младших школьников. -М., 1991.
- 8.Коган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / Вопросы психологии, 1984, №4.
- 9.Леснова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний. -М., 1987.
- 10.Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника. -М.:Просвещение, 1977.
- 11.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. -М.:ТЦ “Сфера”, 1996.
- 12.Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. -Л., 1973.
- 13.Психогигиена детей и подростков /Под ред. Р.Н.Сердюковской, Р.Гельница. - М., 1985.
- 14.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М., 1995.
- 15.Хаментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. // Вопросы психологии, 1986, №1.
- 16.Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. -М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА "БЕСЕДА О ШКОЛЕ" (НЕЖНОВА Т. А.)
БЕСЕДА О ШКОЛЕ, сформированность внутренней позиции школьника...
Методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе»
Диагностика мотивов учения...
«Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А.Нежновой)».
В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения....
Методика исследования мотивации "Беседа о школе" Т.А.Нежновой
Диагностика по данной методике проводится с целью выявления сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения....
Т.А. Нежнова «Беседа о школе»
Т.А. Нежнова «Беседа о школе»Цель использования: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельностьОсобенности проведения методикиМа...
Протокол методики «Беседа о школе» (автор Т.А. Нежнова)
Протокол методики «Беседа о школе» (автор Т.А. Нежнова)...
Методика "Беседы о школе" /Методика разработана Т.А.Нежновой.
Диагностика уровня школьной зрелости...