Т.А. Нежнова «Беседа о школе»
материал
Т.А. Нежнова «Беседа о школе»
Цель использования: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность
Особенности проведения методики
Материал: ½ стандартного листа нелинованной бумаги с изображением пяти попарно одинаковых геометрических фигур.
Инструкция экспериментатору к фронтальной беседе с детьми.
Мотивационный этап: «Ребята, вы, конечно, знаете, что на свете есть много разных стран. Кто из вас знает названия стран?» (называют). Экспериментатор оценивает общую активность детей, форму привлечения внимания взрослого (крик с места, поднятие руки и др.); выделяет детей, ведущих себя наиболее непосредственно или скованно, растерян.
Ориентировочный этап:
Задачи этапа:
а) означивание школ с помощью геометрических фигур;
б) усвоение способов выделения понравившихся школ).
Автор: Т.А. Нежнова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blank_k_metodike_beseda_o_shkole.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Беседа о школе» (фронтальный вариант)
Ф.И. ____________________________ Дата ____________
Методика «Беседа о школе» (фронтальный вариант)
Ф.И. ____________________________ Дата ____________
Т.А. Нежнова «Беседа о школе»
Цель использования: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность
Особенности проведения методики
Материал: ½ стандартного листа нелинованной бумаги с изображением пяти попарно одинаковых геометрических фигур.
Инструкция экспериментатору к фронтальной беседе с детьми.
Мотивационный этап: «Ребята, вы, конечно, знаете, что на свете есть много разных стран. Кто из вас знает названия стран?» (называют). Экспериментатор оценивает общую активность детей, форму привлечения внимания взрослого (крик с места, поднятие руки и др.); выделяет детей, ведущих себя наиболее непосредственно или скованно, растерян.
Ориентировочный этап:
Задачи этапа:
а) означивание школ с помощью геометрических фигур;
б) усвоение способов выделения понравившихся школ).
«Вы назвали много разных стран, они такие разные, там живут самые разные дети. Но в одном эти страны похожи друг на друга – везде есть школы, в которых учатся дети. Но школы эти также разные. Вот, например, в Англии есть две школы (показывает два одинаковых круга на листе бумаги или рисуя на доске). «В этой школе (показывает на круг слева) дети рисуют только цветными карандашами. А в этой (показывает на круг справа) дети рисуют карандашами, фломастерами, красками. Как вы думаете, в какой школе лучше?». Экспериментатор приглашает одного или нескольких детей подойти и поставить крестик в середину круга, обозначающего школу, которая, по мнению ребенка, лучше. Затем данная процедура повторяется с использованием следующего содержания: «В Японии есть две школы (Экспериментатор показывает или рисует два эллипса). В этой школе (слева) на каждой перемене детям дают лимонад, а в этой школе (справа), – капают в нос горькие капли от насморка. Как вы думаете, в какой школе лучше?»
Исполнительский этап.
«Мнения разные. Мне интересно, что думает каждый из вас. Но, к сожалению, я не смогу выслушать сразу всех вас и запомнить, кто что казал. Давайте сделаем так: положите перед собой (психолог раздает стимульный материал в виде бланков с геометрическими фигурами) вот эти листочки так, чтобы квадрат был сверху, возьмите карандаши или ручки. Я буду рассказывать какие еще бывают школы, а каждый из вас будет отмечать крестиком ту школу, которая ему нравится».
Школа «А» | Школа «Б» |
Уроки чтения, письма, математики – каждый день, а рисование, физкультура, музыка, труд – один раз в неделю | Рисование, физкультура, музыка, труд – каждый день, а чтение, письмо, математика – один раз в неделю |
Дети должны вести себя по определенным правилам и не нарушать их | Нет специальных правил поведения: каждый поступает так, как ему хочется |
Дети приходят в школу, садятся в классы все вместе, учитель их учит | К каждому ребенку отдельный учитель ходит домой и учит его одного всему, чему положено в школе |
Детей учит учитель | Детей учат мамы учеников по очереди |
За хорошую учебу ставят отметки 4, 5, а за плохую – 2 | За хорошую учебу дают игрушки и сладости, а за плохую – ничего |
В конце работы детей просят подписать, кто сможет, свои работы.
Интерпретационный (аналитический) этап.
Количественный анализ. Баллы начисляют за выборы школ группы «А». Максимальный суммарный балл (СБ) – 5 баллов.
Качественный анализ. В соответствии с количеством полученных баллов, делают вывод об уровне (этапе) становления «внутренней позиции школьника» (ВПШ) на седьмом году жизни ребенка (по Т. А. Нежновой):
I этап: (0-1 балл): наличие положительного отношения к школе при отсутствии ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Ребенок ориентирован лишь на внешнюю, формальную сторону школьной действительности. Это позиция еще «дошкольная» (ребенок хочет пойти в школу, но при этом стремится сохранить дошкольный образ жизни).
II этап: (2-3 балла): ориентация на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Но и на этом этапе ребенок выделяет в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты этой действительности.
III этап: (4-5 баллов): «ВПШ» полностью сформирована и характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА "БЕСЕДА О ШКОЛЕ" (НЕЖНОВА Т. А.)
БЕСЕДА О ШКОЛЕ, сформированность внутренней позиции школьника...
Методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе»
Диагностика мотивов учения...
«Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А.Нежновой)».
В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения....
Методика исследования мотивации "Беседа о школе" Т.А.Нежновой
Диагностика по данной методике проводится с целью выявления сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения....
Протокол методики «Беседа о школе» (автор Т.А. Нежнова)
Протокол методики «Беседа о школе» (автор Т.А. Нежнова)...
Методика Т.А.Нежновой «Беседы о школе», в моди-фикации А.М.Прихожан.
Методика Т.А.Нежновой «Беседы о школе», в модификации А.М.Прихожан....
Методика "Беседы о школе" /Методика разработана Т.А.Нежновой.
Диагностика уровня школьной зрелости...