Методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе»
тест по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Диагностика мотивов учения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_t.a._nezhnovoy_beseda_o_shkole.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе»
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 6,5—8 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребенок должен ответить на вопросы.
Психолог дает ребенку инструкцию: «Я буду рассказывать истории про две школы, школу А и школу Б, а ты должен самостоятельно выбрать, какая школа больше нравится ( по данной методике ребенок должен подчеркнуть нужную букву в заранее приготовленном листе бумаге со строчками-прямоугольниками, в каждом из которых буквы А и Б). Но в данной технологии педагог сам отмечает выбор ребенка в бланке вопросов, так как беседа проводится индивидуально и психолог может уточнить выбор ребенка или повторить вопрос или варианты ответов при необходимости, что позволяет исключить ошибку в ответах ребенка, связанную с недопониманием.
Задания:
1. В школе А расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки чтения, математики, письма, а уроки рисования, физкультуры, музыки – не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе вы хотели бы учиться?
2. В школе А не делают замечаний, если встанешь во время уроков, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. А в школе Б от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. В какой школе вы хотели бы учиться?
3. В школу А дети должны ходить каждый день, а в школу Б ходят только, когда хотят. В какой школе вы хотели бы учиться?
4. В школе А дети носят разную одежду, школьной формы у них нет, а в школе Б все дети носят школьную форму.
5. В школе А дети приходят в класс, и их всех учит одна учительница, а в школе Б учительница может приходить к ребенку домой и учить его одного всему, что проходят в школе.
6. В школе А детей учат учителя, а в школе Б уроки часто проводят мамы учеников: они им что-нибудь читают, показывают или рассказывают.
7. В школе А первоклассникам никогда не ставят отметок, но всегда объясняют, что сделано правильно, а что неправильно. А в школе Б детям за выполнение заданий ставят отметки.
8. В школе А дети на уроках узнают много нового и мало играют, а в школе Б много играют, а нового узнают мало.
9. В школе А читают разные книжки и смотрят мультфильмы, а в школе Б учатся по учебникам.
10. В школе А часто читают сказки, а в школе Б детям сказки читают редко, зато часто рассказывают о других странах, о природе, о том, как что устроено – о том, что бывает на самом деле.
11. В школе А у каждого ученика есть дневник, куда учитель ставит отметки, и ученик обязательно показывает дневник родителям. А в школе Б дневников нет, детям и родителям рассказывают, как ученик учится, что у него получается и что не получается.
Обработка результатов
- Ответы ребенка сопоставляются с ключом:
2. Подсчитывается общее количество ответов, свидетельствующих о преобладании учебной или «дошкольной» мотивации.
Интерпретация результатов
1. Преобладание в ответах игровой дошкольной мотивации свидетельствует о несформированности учебной мотивации, об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности.
2. Суммарное преобладание трех типов ответов, характеризующих учебно-познавательную (основанную на желании узнать, научиться, то есть на познавательной потребности) и позиционную мотивацию (связанную с внешней атрибутикой учения, «позицией ученика»), а также ориентацию на отметку свидетельствует о наличии у ребенка учебной мотивации разного типа.
3. В случаях, когда ребенок дает 5 или 6 ответов, относящихся к трем категориям учебных мотивов, и 5 или 6 ответов, свидетельствующих о преобладании дошкольных видов деятельности, делается вывод о примерном равенстве этих типов мотивации.
Соотношение числа ответов, относящихся к каждой категории мотивов, позволяет представить «мотивационный профиль» школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА "БЕСЕДА О ШКОЛЕ" (НЕЖНОВА Т. А.)
БЕСЕДА О ШКОЛЕ, сформированность внутренней позиции школьника...
«Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А.Нежновой)».
В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения....
Методика исследования мотивации "Беседа о школе" Т.А.Нежновой
Диагностика по данной методике проводится с целью выявления сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения....
Т.А. Нежнова «Беседа о школе»
Т.А. Нежнова «Беседа о школе»Цель использования: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельностьОсобенности проведения методикиМа...
Протокол методики «Беседа о школе» (автор Т.А. Нежнова)
Протокол методики «Беседа о школе» (автор Т.А. Нежнова)...
Методика Т.А.Нежновой «Беседы о школе», в моди-фикации А.М.Прихожан.
Методика Т.А.Нежновой «Беседы о школе», в модификации А.М.Прихожан....
Методика "Беседы о школе" /Методика разработана Т.А.Нежновой.
Диагностика уровня школьной зрелости...