Сообщение по теме «Формирование сенсорно-математических представлений у детей 2-3 лет посредством дидактических игр»
статья (младшая группа)
Математика - одна из наиболее важных областей знания современного человека. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от него определенного минимума математических знаний и представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы по теме «Формирование сенсорно-математических представлений у детей 2-3 лет посредством дидактических игр»
Математика - одна из наиболее важных областей знания современного человека. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от него определенного минимума математических знаний и представлений. Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий.
Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период нужно научить детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях. А.В. Запорожец, считал, что процесс умственного развития ребенка связан с развитием его ощущений, восприятий, представлений. Поэтому формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п., значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики, а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики справедливо считали, что сенсорное воспитание, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности.
Перед педагогами ставятся такие задачи:
- Развитие умения формировать группы однородных предметов; различать количество предметов: много – один ( один– много)
- Привлечь внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом – маленький домик, большая матрёшка – маленькая матрёшка, большие мячи – маленькие мячи и т.д.)
- Формирование умения различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар)
- Накопление детьми опыта практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Формировать умения находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты. Расширение опыта ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Развитие у детей умения двигаться за педагогом в определённом направлении.
Так как в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, то дидактическая игра играет важную роль при обучении первоначальным математическим представлениям. Главная особенность дидактической игры состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок, играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Так, развивая представления о величине и форме предметов с детьми можно проводить такие действия, как собирание шариков и кубиков, разбирание и собирание игрушек-вкладышей – матрешек, грибочков, собирание пирамидки, соотнесение предметов с фигурными отверстиями дидактических столиков, составление разрезных картинок из двух частей, собирание геометрической и магнитной мозаики. Такие дидактические игры способствуют развитию мелкой моторики руки, координации движения глаз и рук, расширению словарного запаса.
Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости. Малыш в игре подражает взрослому, действует по его речевой инструкции, эмоционально откликается на предложение взрослого поиграть, участвует в совместных играх, учится подчиняться и соблюдать несложные правила игрового взаимодействия, правила игры, что способствует успешной социализации детей в обществе. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Таким образом, использование дидактических игр играет важное значение при формировании у детей 2-3лет математических представлений.
Работая с детьми 2-3 лет, я заметила, что у детей слабо развиты сенсорно-математические представления. Перед собой поставила следующие задачи:
- 1. Изучить и проанализировать литературу по формированию математических представлений у детей раннего возраста.
- 2. Разработать перспективный план по использованию дидактических игр способствующих формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
- 3.Создать условия и обогатить предметно-развивающую среду группы.
- 4. Выявить эффективность влияния дидактических игр на формирование элементарных математических представлений.
- 5.Привлечь родителей к работе с детьми 2-3 лет по закреплению сенсорно-математических представлений при помощи дидактических игр.
Для реализации поставленных задач большое внимание уделила организации предметно-развивающей среды. В группе был оформлен развивающий уголок сенсорики, где в свободном доступе для детей находятся различные виды мозаики, формочки-вкладыши, матрешки, шнуровки, «бусы», цветные шарики. Большую помощь в обогащении уголков оказали родители. Были приобретены пазлы для малышей, настольно-печатные игры «Цвета», «Найди форму», «Собери картинку» .При организации дидактических игр учитывала доступность и привлекательность, строгую дозировку содержания, их игровой характер, использовала различные сюрпризные моменты. Для того, чтобы обучение детей раннего возраста было успешным использовала резкие контрасты предметов ( шар - куб, цвета: красный - желтый, величины: большой – маленький). Для игр подбирала знакомые игрушки, чтобы детям было знакомо не только их название, но и возможность использования в играх. Использовала принципы личностно-ориентированного подхода, подбирая содержание, формы и методы работы с учётом уровня развития ребёнка. В начале обучения старалась каждому ребенку предоставить возможность работать в присущем ему темпе, постепенно увеличивая его. Положительно оценивала каждый удавшийся шаг ребенка, попытку самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, тем самым содействуя развитию самостоятельности и активности детей.
В процессе закрепления и уточнения математических представлений у детей использовала следующие дидактические игры:
- Игры на определение количества: «Сколько матрешек пришло в гости», «Разноцветные мячи», «Сколько больших, сколько маленьких», «Покажи один, покажи много», «Покажи много, покажи мало», «Построим ёлочки, грибочки в ряд», «Аквариум»,
- Игры на определение величины: «Три медведя», «Овощи в банке», «Сварим компот», «Найди такой же», «Спрячь большой, спрячь маленький», «Ёжики и грибы» «Покажи и назови», Собираем матрешек (пирамидки, ведерки, формочки), «Строим домики (башенки)», «Большой-маленький», «Угостим зайчиков капустой», «Помоги Маше», «Уточки и мячики», «Игры с пуговицами» .
- Игры на определение формы: «Разложи мыло в мыльницы», , «Кто найдет такой же», «Подбери заплатку», «Что в мешочке», «Назови предмет», «Найди пару», «Подбери к цветку лепесток» «Сделаем куклам бусы», «Посади цветы на клумбе», «Что катится», «Построй мебель для куклы», игры с вкладышами разной формы.
- Игры на ориентирование в пространстве: «Домик на горе», «Расставим игрушки», «Куда покатился мяч?», «Где бабочка?», «Наведи в шкафу порядок»
- При знакомстве с цветом, использовала игры: «Составь узор», «Подбери платье для куклы», «Спрячь зайку», «Прокати машину по дорожке», «Найди тарелки и ложки», «Поезд», «Разноцветные бусы», «Собери пирамиду» ,«Гусеницы и бабочки», «Воздушные шары», «Волшебный парашют» и т. д.
Сделала картотеку дидактических игр, подобрала потешки для упражнения детей в ориентировке частей собственного тела.
В работе с родителями были подготовлены консультации по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного формирования элементарных математических представлений. Провожу индивидуальные беседы с родителями о необходимости закреплять знания о величине, форме, количестве в повседневной жизни детей. Например, собираясь на прогулку можно сравнить обувь и одежду малыша и мамы, купив ребенку яблоко, показать как оно катится по столу и тому подобное. сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Всё это позволяет дошкольнику развивать в дальнейшем логическое мышление, память, внимание, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребёнка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/11/picture-243666-1376214485.jpg)
«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»
Во второй младшей группе закладываются основы математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности широко используются игро...
«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»
«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»1. Игры путешествие во времени.2. Игры на ориентирование в пространстве.3....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/19/picture-715186-1553013235.jpg)
Работа по самообразованию: "Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр".
Для развития детей большое значение имеет приобритения ими математических представлений, которые влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Удовлетвор...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/24/picture-1074026-1540412847.png)
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.
Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/26/picture-881739-1648313299.jpg)
Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»
Данная консультация разработана с целью повышения педагогической компетенции в развитии математических способностей детей....
Публичное выступление на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Пиши - стирай».
Дети нового поколения обычно коротают своё время сидя за играми в гаджетах. Круг их интересов изменился так радикально, что даже гениальным педагогам и любящим родителям трудно приспособитьс...