Краткосрочный проект по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
проект (подготовительная группа)
Бюджет - это финансовый план, в котором есть доходы и расходы семьи за определенный период времени.
Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно уметь составить свой бюджет, тщательно продумать покупки (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги и делать сбережения для достижения своих целей). В настоящее время проблема формирования и расходования семейного бюджета становится особенно актуальной, так как благосостояния семей в нашем государстве и отражает уровень развития экономики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semeynyy_byudzhet.doc | 416.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- детский сад № 3 «Улыбка»
города Невинномысска
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Семейный бюджет»
(для подготовительной группы)
Разработала и реализовала:
Воспитатель: Линенко Мария Васильевна
Невинномысск 2021г
Информационная характеристика проекта:
Тип проекта:
- по составу участников - групповой (дети, родители, педагоги).
- по целевой установке – познавательный Вид проекта – познавательно-исследовательский.
Возраст детей: 6-7 лет.
Участники реализации проекта
Педагог: Линенко Мария Васильевна
Воспитанники: дети подготовительной группы №4 «Почемучка»
Родители: подготовительной группы №4
Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя)
Актуальность: Бюджет - это финансовый план, в котором есть доходы и расходы семьи за определенный период времени.
Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно уметь составить свой бюджет, тщательно продумать покупки (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги и делать сбережения для достижения своих целей). В настоящее время проблема формирования и расходования семейного бюджета становится особенно актуальной, так как благосостояния семей в нашем государстве и отражает уровень развития экономики..
Поэтому актуальным на сегодняшний день еще в дошкольном возрасте научить детей, как его можно сформировать экономично, чтобы повысить благосостояния семьи.
Цель: расширить представление детей о понятии «семейный бюджет», «доходы», «расходы». Познакомить с помощью игр как формируется семейный бюджет. Какими бывают расходы (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);
воспитывать в детях трудолюбие, бережливость и умение экономно пользоваться деньги.
производить элементарные расчеты и делать выводы об оптимальном соотношении доходов и расходах семейного бюджета.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей происхождения денег и какую роль они играют в жизни человека;
- Познакомить с понятиями «семейный бюджет», составными элементами семейного бюджета;
- Познакомить детей с понятием «доходы»;
- Познакомить детей с понятием «расходы»;
- Дать представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением;
Развивающие:
- Способствовать развитию детской познавательной инициативы;
- Развивать интерес детей к экономике;
- Развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения, делать выводы;
- Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, связную речь, память.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
- Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;
- Воспитывать сознательного пользователя в решении экономических задач;
- Воспитывать эмоционально позитивное сотрудничество и взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе совместной проектной деятельности;
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в группе, умение договариваться, учитывать интересы других.
- Воспитывать правильное отношение к деньгам в быту.
Ожидаемые результаты по проекту:
По завершению проектных мероприятий дети могут:
- Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
- Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
- Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд.
- Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
- Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
- Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
Этапы проекта Таблица 1
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагога | Действия родителей |
1 этап Подготовительный | Обсуждение с детьми проблемы и мотивация выдвижение темы для познавательно-исследовательский деятельности . | 1. Разработка плана работы по проекту. 2. Подбор и накопление методических материалов. 3. Подбор видео, художественной литературы и иллюстраций. 4. Разработка конспектов. 5. Разработка памяток и консультаций для родителей 6. Подбор игр (Сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических) 7. Подбор тем для бесед с воспитанниками. 8 Продуктивная деятельность. | Ознакомление родителей с темой проекта |
2 этап Основной | Реализация проекта | Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов), , беседы, онлайн-экскурсии, презентаций. Решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. | Участие родителей в разных видах деятельности. |
3 этап Завершающий | Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательно игры ««Путешествие по семи городам страны Экономика» Приложение 1 | Создание презентации из опыта работы над проектом | Семейные видео презентации «Как мы рассчитываем семейный бюджет» |
Содержание проект Таблица2
Формы | Тема | Цель | Пособия | Ответственный | |
Понедельник | |||||
Беседа воспитателя с детьми. (Приложение фото 1) | «История происхождения денег и роль их в жизни человека» | Познакомить с ролью денег | Иллюстрации, денежных купюр и монет разного времени | Воспитатель | |
НОД | «Откуда у взрослых деньги» | Дать первоначальные знания о зарплате (доход),Расширять представления о профессиях. Дать представления о деятельности банка Познакомить с понятиями «зарплатная карта», «вклады», «электронный кошелек» «наличные деньги». | Просмотр видео «Азбука денег тетушки Совы» | Воспитатель, дети | |
Сюжетно-ролевая игра | «Планы расходов в нашей семье» | Познакомить детей как правильно распоряжаться семейным доходом. | Атрибуты для сюжетно ролевой игры (Калькулятор, бумажные купюры, сумки,кошелек, товар и т.д.) | Воспитатель Дети. | |
Вторник | |||||
Чтение художественной литературы | Чуковского «Муха-Цокотуха» «Бюджетная дыра» Картотека по финансовой грамотности детей 5-7 лет htths://nsportai.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/25/kartotekaskazok-hj-finansovoy-gramotnosti-dlya-detey-5-7-let | Создание условий для формирования основных мыслительных операций. | Произведения художественной литературы | Воспитатель | |
НОД | «Семейная копилка» | Закрепить с детьми знания о составлении (семейного дохода : зарплата, пенсия, стипендия. Познакомить с представлением как можно экономить семейный бюджет) | Презентация, подвижные игры «Копилка» «Мои покупки» | Воспитатель | |
Продуктивная деятельность | Изготовление ценников, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет» | Пополнить сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Супермаркет» и т.д | Дидактический материал | Воспитатеь, дети, родители | |
Дидактическая игра | «Не ошибись» | Закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умения устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление. | Дидактический материал | Воспитатель | |
Среда | |||||
Беседа | «Семейный бюджет» | Ознакомить детей с понятием «Семейный бюджет» | Просмотр мультфильа«Уроки тетушки Совы» | Родителеи совместно с деьми | |
Сюжетно-ролевая игра | «Супермаркет и рынок»» | Учить проявлять экономически правильный интерес к денежным обращениям и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде | Атрибуты для игры | Воспитатель, дети, родители | |
НОД | «Путешествие денег» | Закрепить с детьми историю появления денег, Познакомить с процессом их размена | Иллюстрации денег разных времен. Подвижная игра «У кого зарплата» | Воспитатель | |
Дидактическая игра | «Что быстрее купят?» | Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него | Воспитатель | ||
Четверг | |||||
Решение проблемной ситуации | «Мои потребности» | Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо» | Дидактическая игра | Воспитатель | |
Продуктивная деятельность | Изготовление поделок для продажи на аукционе . | Развивать творческое воображение | Пластилин, доски для лепки стеки. | Воспитатель, дети, родители. | |
Дидактическая игра | «Кто трудится, кто играет» | Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой - нетрудовой) | Настольная дидактическая игра | Воспитатель | |
Пятница | |||||
НОД | «Путешествие по семи городам страны Экономика» | Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете | Презентация | Воспитатель | |
Досуг | «Аукцион поделок» | Учить делать самооценку, устанавливать собственную цену на товар собственного производства стараясь продать «товар» по собственной цене. | Товар, изготовленный своими руками | Воспитатель, дети | |
«Почта доверия и предложения» Для родителей | «Планы расходов в нашей семье» | Показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности | Почтовый ящик для предложений и пожеланий родителей | Воспитатель |
Таблица3
Социально-коммуникативная Сюжетно ролевые игры: «Супермаркет и рынок» «Планы расходов в нашей семье» Дидактические игры: «Кто трудится, кто играет», «Что быстрее купят?», «Угадай, где продаются», «Купи другу подарок» | Познавательная Беседы: «История происхождения денег и роль их в жизни человека» «Семейный бюджет» Досуг «Атракцион поделок», | Речевая Чтение художественной литературы: К. Чуковского «Муха-Цокотуха» Картотека по финансовой грамотности детей 5-7 лет htths://nsportai.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/25/kartotekaskazok-hj-finansovoy-gramotnosti-dlya-detey-5-7-let |
Продуктивная деятельность Изготовление поделок для продажи на аттракционе . | НОД: «Откуда у взрослых деньги» «Семейная копилка» «Путешествие денег» « Страна экономика» | Формы взаимодействия с родителями Консультации: «Почта доверия и предложения» Для родителей |
Заключение
Проекты и мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности у детей дошкольного возраста необходимы. Важно начинать прививать азы финансовой грамотности начиная именно с дошкольного возраста. Это необходимо, чтобы вступая в самостоятельную жизнь, они смогли бы пользоваться финансовыми инструментами для улучшения собственного достатка и повышения благосостояния семей в нашем государстве и отражать более высокий уровень развития экономики..
В дальнейшем мы планируем организовать работу с детьми по следующим направлениям:
- «Рост денег» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
- «Бережливость человека–хозяина»: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее важный результат, который ожидаем от реализации данного проекта – это взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях даю им знания, но правильные навыки обращения с финансами дети могут получить только в семье.
Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
Список литературы:
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
5.Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой. М.- 1989.-159с
6. Виракса Н.Е.Веракса А.Е Проектная деятельность дошкольника .Издательство Мозайка-Синтез. М- 2008.112с
6. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.- 65с.
7. Меньшикова, О.И., Попова, Т.Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157с.
8. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь.М.- 1997.- 78с.
9. Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М.- 1989.-137с.
10. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
11. Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие.-М.:АРКТИ, 2006.-88с.
12. Смоленцева, А.А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А.А. Смоленцева, М.А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с.12-16.
13. Шатова, А.Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с.21-23.
14.Шатова, А.Д. Экономика для взрослых и детей. Сборник.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-240с.
15.Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
16. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
17.Эльконинова,Л.Л. Роль сказки в психическом развитии дошкольников/ Л.Л. Эльконинова // Мир психологии.- 1998.-№3.- с.42-51
18. Якобсон, С.Г. Дошкольник, какой он?/ С.Г. Якобсон, Е.В Соловьева -М.- 2002.-78с.
19. Картотека по финансовой грамотности детей 5-7 лет htths://nsportai.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/25/kartotekaskazok-hj-finansovoy-gramotnosti-dlya-detey-5-7-let
20. http://www.karakyli.ru/2016/10/21/kurilka-starinnaya-russkaya-narodnaya-igra/
21. http://www.edu.yar.ru/safety
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект по финансовой грамотности в старшей группе "Юные финансисты"
Проект по финансовой грамотностидля детей старшего дошкольного возрастаНазвание проекта: «Юные финансисты»Автор проекта: воспитатель Ахметшина Оксана АнатольевнаМБДОУ Детский сад № 60 г. У...
Краткосрочный проект по финансовой грамотности "Путешествие с монетной по стране Экономики".
Краткосрочный проект по финансовой грамотности в старшей группена тему: "Путешествие с монетной по стране Экономики".Вид проекта: познавательный.Тип проекта: краткосрочный.Сроки реализации п...
Краткосрочный проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего простра...
Краткосрочный проект по финансовой грамотности "Советы Богатея".
проект по финансовой гаротности для первой младшей группы ....
Краткосрочный проект по финансовой грамотности в старшей группе на тему"Юный финансист"
Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» включает следующую информацию:актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;принц...
Краткосрочный проект по финансовой грамотности в подготовительной группе «ДЕНЬГИ-ПОМОЩНИКИ»
Целью проекта является создание основ для формирования финансово-грамотного поведения детей, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина....
краткосрочный проект по финансовой грамотности (1 младшая группа)
ull;дать представление детям о деньгах и видах расхода семейного бюджета;•укрепление семейных связей....