Краткосрочный проект по финансовой грамотности в старшей группе "Юные финансисты"
проект (старшая группа)

Ахметшина Оксана Анатольевна

Проект по финансовой грамотности

для детей старшего дошкольного возраста

Название проекта: «Юные финансисты»

Автор проекта: воспитатель Ахметшина Оксана Анатольевна

МБДОУ Детский сад № 60 г. Уфа.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1.Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

2.Развивающие: развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

3. Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.

Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.

Организовать систему работы по формированию финансового опыта детей в дошкольном учреждении.

Актуальность.

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Проблема:

У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта: педагоги группы, дети и их родители.

Планируемые результаты: 

• У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.

• Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

• Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.

• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

• Педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Познавательное развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Основные формы реализации проекта: беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы, работа с родителями.

Реализация проекта:

Работа с детьми проводится на протяжении всей недели.

Каждый день недели имеет свою общую структуру: название, в конце дня подводятся итоги.

Перспективный план:

Дата

Тема дня

Ожидаемый результат

1 день

«Труд и продукты труда (товар)»

Дети должны знать, что каждый человек имеет свою профессию. Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас.

Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги.

2 день

«Что такое деньги»

Дети знают, что такое деньги, зачем они нужны людям,    что за свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие

3 день

«Семейный бюджет и дети»

Дети должны знать, что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы». Из чего складывается бюджет (зарплата, стипендия, пенсия). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование).

4 день

«Реклама вокруг нас»

Дети знают, что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, видеоролик и т. п.),

  где она размещается (в общественных местах, в печати, телевидении, на досках объявлений, раздается на улицах и т. д.). Понимают, что купить все нереально и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.

5 день

«Финансовая грамотность – это интересно!»

Дети, совместно с родителями изготавливают          интерактивную папку (лэпбук) по финансовой грамотности «Юные финансисты»

Этапы проекта:

Подготовительный этап.

Проведение мониторинга детей для выявления начального уровня представлений об экономических понятиях.

Работа с родителями.

Цель: повышать грамотность родителей в формировании у детей экономических представлений.

• Анкетирование.

• Консультации: «Финансовая грамотность с пеленок: 10 советов в помощь ответственным родителям», «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах».

• Беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Дети и деньги» и др.

Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к формированию финансовой грамотности детей.

Основной этап:

Описание деятельности:

Понедельник.

Тема: «Труд и продукты труда (товар)»

• Рассказ воспитателя о труде и его продуктах.

• ООД «Все работы хороши»

Задачи: формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества и каждого человека; формировать обобщенные представления о труде взрослых; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; обогащать речь детей пословицами о труде, трудолюбии.

• Просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессии»

• Чтение произведений: Г.П. Шалаева «Кем мне стать», «Профессии» (серия «Большая детская энциклопедия»)

• Рефлексия: Дети рассказывают, кем хотят стать, когда вырастут и объясняют почему; выбирают карточку с изображением соответствующей профессии.

Вторник

Тема: «Что такое деньги»

• Демонстрация презентации «История возникновения денег»

• ООД «Что такое деньги?»

Задачи: закрепить представления детей экономического понятия: деньги; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас; развивать умение подмечать в произведениях простейшие экономические явления.

• Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для сюжетно-ролевой игры «Магазин».

• Рефлексия: Дети по кругу передают монетку и рассказывают о том, что больше всего запомнилось по теме дня.

 

Среда

Тема: «Семейный бюджет и дети»

• Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

• Презентация «Семейный бюджет».

• Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

• ООД «Семейный бюджет и дети»

Задачи: познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам.

• Рефлексия: Решение проблемных ситуаций на тему «Семейный бюджет».

Четверг

Тема: «Реклама вокруг нас».

• Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

• Беседа о том, что такое реклама, для чего она нужна, положительные и отрицательные стороны рекламы.

• Игровая ситуация «Рекламное агентство» (Детям предлагается попробовать себя в роли художника – дизайнера, который придумывает эскизы к рекламе. Затем эти эскизы обсуждают на худсовете и отдают в печать).

• Дидактическая игра «Что быстрее купят?»

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

• Рефлексия: Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» на тему «Реклама товара»

Пятница

• Итоговое мероприятие: Совместная работа с детьми и родителями по изготовление лэпбука по финансовой грамотности «Азбука финансов».

Цель: Обобщение знаний, умений и навыков детей, полученных во время проведения недели финансовой грамотности; формирование положительных взаимоотношений в коллективе детей и родителей.

• Рефлексия: Дети заполняют «экран настроения» смайликами-монетками.

Заключительный этап:

Проведение мониторинга сформированности финансовой грамотности воспитанников, анализ результатов мониторинга, планирование дальнейшей работы по повышению уровня финансовой грамотности дошкольников.

 

 

 

Список литературы

А.Д. Шатова Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.

Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.

Интернет ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по финансовой грамотности "Путешествие с монетной по стране Экономики".

Краткосрочный проект по финансовой грамотности в старшей группена тему: "Путешествие с монетной по стране Экономики".Вид проекта: познавательный.Тип проекта: краткосрочный.Сроки реализации п...

Краткосрочный проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего простра...

Викторина по финансовой грамотности в старшей группе «Финансисты и экономисты»

Викторина по финансовой грамотности в старшей группе«Финансисты и экономисты»...

Краткосрочный проект по финансовой грамотности в старшей группе на тему"Юный финансист"

Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист»  включает следующую информацию:актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;принц...

ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ "ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ"

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников; совершенствование коммуникативных качеств детей; развитие основ финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов ...

Краткосрочный проект по финансовой грамотности в старшей группе «Юный банкир»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

краткосрочный проект по Финансовой грамотности "Дети и деньги" ( для старшего дошкольного возраста)

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой...