Краткосрочный проект по финансовой грамотности "Советы Богатея".
проект по математике (младшая группа)

Винтер Вера Викторовна

проект по финансовой гаротности для первой младшей группы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл финансовый проект для малышей.301.74 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детски сад № 3»

«Советы Богатея»

(краткосрочный проект по финансовой грамотности

для детей младшего дошкольного возраста)

Составила: воспитатели

Береснева Юлия Игоревна

Винтер Вера Викторовна

        Полысаево 2022

Паспорт проекта

Наименование пункта

Комментарии

Название проекта

Советы Богатея

Основные разработчики проекта

Педагоги

Вид проекта

Познавательный

Нормативно – правовая база

Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ, принят Государственной Думой

21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации

26 декабря 2012 г.)

«Санитарно-эпидемиологическими требованиями

к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

от 15.05. 2013 г. №26);

«Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 17 октября 2013 г. №1155.

Цель проекта

создание условий для формирования у дошкольников предпосылок финансовой грамотности и успешной социализации в современном обществе.

Задачи проекта

  • Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических технологий.
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий.
  • Создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.

Перечень основных мероприятий.

Беседы с привлечением родителей, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, театрализованная деятельность, а также использование ЭОР, ИКТ.

Исполнители проектов и основных мероприятий.

Педагоги, дети 1 младшей группы, родители.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.

В рамках реализации проекта:

  • Будет разработано программно-методическое обеспечение в сфере финансово – экономического развития детей в дошкольном учреждении.
  • Оснащена развивающая предметно-пространственная среда интерактивным оборудованием и методическим комплексом «Моя первая копилка».
  • Педагоги пройдут курсы повышения квалификации по финансовой грамотности.
  •  У воспитанников дошкольного учреждения будут сформированы первичные финансово-экономические понятия,
  • Дошкольники будут применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.
  • Родители (законные представители) повысят компетентность в вопросах обучения детей финансовой грамотности.

Актуальность

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с трехлетнего возраста, так как с этого момента дети готовы начать изучать нечто новое и именно в это время начинают понимать различия в стоимости товаров, разбираться в видах профессиональной деятельности.

В современном мире дети по неволе встречаются с экономикой, даже если их этому не учат. Первые знания о финансах они получают в семье, узнают, что такое «деньги», «товар», «цена», «экономия», «бережливость», с родителями дети ходят в магазины, банки, родители читают им сказки, не подозревая, что именно сказки формируют у детей первоначальные представления о важнейших связях мира и человека. Именно сказки знакомят с социальным, нравственно – педагогическим, обучающим потенциалом, который создает богатые возможности для развития творческого воображения и познавательной активности ребенка.

Но и не только сказки играют роль, очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны дать своим детям первоначальные знания о финансовой грамотности. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

        

Основные этапы проекта

I этап – подготовительный: 

• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы о видах и значении денег.

• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».

• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

II этап – основной, практический:

Понедельник (21.03.2022г). Беседа с детьми на тему «Что мы знаем о деньгах? Откуда берутся деньги?».

Вторник (22.03.2022г.) Просмотр презентации «Деньги. Виды денег».

Среда (23.03.2022г.) Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад».

Четверг (24.03.2022г) Беседа с родителями «В чем нам деньги помогают?».

                                      Анкетирование родителей по финансовой грамотности.

III этап – заключительный: (25.03.2022г.)

  • Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин».
  • Фотовыставка «Моя первая копилка»

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

  • Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар).
  • дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
  • родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
  • дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;
  • педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.

Заключение

До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Ресурсное обеспечение

  • реальные деньги: бумажные, железные;
  • муляжи денег для игры «Магазин»;
  • атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»;
  • ноутбук для просмотра мультфильмов и презентации;
  • мультфильмы: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены»«Простоквашино. Клад»


ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендации для родителей

1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

2. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

3. Поговорите с детьми о вложении денег.

Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».

Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.

4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».

5. Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

7. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.

Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.

Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.

8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.

Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.

Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.

10. Будьте для ребенка примером.

На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

Русские пословицы и поговорки о деньгах

Без копейки рубля нет.

Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.

Горе — деньги, а вдвое — без денег.

Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.

Гроша нет за душой.

Денег ни гроша, да слава хороша.

Денежка без ног, а весь свет обойдет.

Деньги счет любят.

Деньги — что пух: только дунь на них — и нет.

Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.

Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Отплатил той же монетою.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Трудовая денежка всегда крепка.

Уговор дороже денег.

Беседа «Знакомство с деньгами»

Цель:

Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;

Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей,1,5,10 копеек;

Ввести понятия: деньги, монета, купюра, рубль, копейка;

Обогащать активный словарь;

Ход мероприятия:

Вос-ль: здравствуйте, ребята. Посмотрите кто к нам пришел в гости?

Дети: Кот.

В: правильно, это кот Ученый, он все знает.

К: здравствуйте, ребята. ВЫ любите отгадывать загадки?

Д: Здравствуй

В: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать кот?

Варианты ответов.

К: да, я очень люблю считать. Я считаю все, дома, деревья, детей. Посмотрите, что у меня? (Деньги) А кто знает, зачем они нам?

Д: Варианты ответов.

К: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?

Д: Варианты ответов.

К: В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

Показ воспитателя какими бывают деньги (бумажные, железные).

                                   

Анкета для родителей

1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

Да

Нет

2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

Да

Нет

3. Как вы относитесь к желанию детей иметь копилку

Положительно

Отрицательно

4. Должны ли иметь карманные деньги дети дошкольники?

Да

Нет

5. Замечаете ли вы у ребенка интерес к домашней работе?

Да

Нет

6. Как ребенок относится к труду?

Охотно принимается за дело

Неохотно берется за дело

7. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

Да

Нет

8. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?

Да

Нет

9. Знают ли дети профессии родителей?

Да

Нет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.

2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.

3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.

4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

5. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред.Е.А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.

6. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или, как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.

7. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.

8. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.: ТЦ Сфера, 2009.- 96с.

9. Статья «Как в разных странах учат детей обращаться с деньгами». http://finance.bigmir.net/career/10255-Kak-v-raznyh-stranah-uchat-detej-obracshat-sja-s-den-gami


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по финансовой грамотности в старшей группе "Юные финансисты"

Проект по финансовой грамотностидля детей старшего дошкольного возрастаНазвание проекта: «Юные финансисты»Автор проекта: воспитатель Ахметшина Оксана АнатольевнаМБДОУ Детский сад № 60 г. У...

Краткосрочный проект по финансовой грамотности "Путешествие с монетной по стране Экономики".

Краткосрочный проект по финансовой грамотности в старшей группена тему: "Путешествие с монетной по стране Экономики".Вид проекта: познавательный.Тип проекта: краткосрочный.Сроки реализации п...

Краткосрочный проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего простра...

Краткосрочный проект по финансовой грамотности в старшей группе на тему"Юный финансист"

Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист»  включает следующую информацию:актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;принц...

Краткосрочный проект по финансовой грамотности в подготовительной группе «ДЕНЬГИ-ПОМОЩНИКИ»

Целью проекта является создание основ для формирования финансово-грамотного поведения детей, как необходимого условия  повышения уровня и качества жизни будущего гражданина....

краткосрочный проект по финансовой грамотности (1 младшая группа)

ull;дать представление детям о деньгах и видах расхода семейного бюджета;•укрепление семейных связей....

Краткосрочный проект по финансовой грамотности "Семейный бюджет"

Бюджет - это финансовый план, в котором есть доходы и расходы семьи за определенный период времени.Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно уметь составить свой бюдже...