Отчёты по самообразованию
статья
Отчёты по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20-21razvitie_slovarya.docx | 18.62 КБ |
21-22_razvpozn.protsessov.docx | 18.35 КБ |
22-23_razvitie_graf.navykov.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по работе над темой самообразования учителя — дефектолога Семеновой С.М.
Тема: «Развитие словаря детей посредством дидактических игр и упражнений».
Цель: Повысить свой профессиональный уровень по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями.
Задачи:
1. Изучение методической литературы по данной теме.
2.Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.
3.Создание «Педагогической копилки» (подборка и создание презентаций, игр, упражнений).
Обоснование выбора темы. Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребёнка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов. Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счётом является достаточный уровень лексической системы языка: определённый объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова. Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объёмом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
План работы
- Изучение научно – профессиональной и учебно – методической литературы.
Что изучить | Литература (Интернет- ресурсы) | Сроки |
Разработка календарно- тематических планов по логопедии и рабочих программ | Рабочая программа по реализации основной адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР | Сентябрь |
Разработка занятий с элементов заданий по формированию словаря | Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2005. | В течение года |
Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий для развития словаря | Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста: методические рекомендации / авт. -сост. : Леонтьева М. С. – Саранск 2014. – 58 с. | В течение года |
Подбор диагностических методик с целью выявления уровня развития словаря | Методики выявления речи дошкольников Ушаковой О.С, Струниной Е.М | Май |
2.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
№ п.п | Мероприятия | Сроки |
1 | Участие в семинарах, конференциях, мастер классах | В течение года |
2 | Публикация статей в методических и районных изданиях | В течение года |
3 | Обобщение и оформление материалов в методическую копилку | В течение года |
4 | Представление опыта работы по формированию словаря | Май |
3.Участие в системе методической работы.
№ п.п. | Мероприятия | Сроки |
1 | Знакомство с новыми формами, методами и приемами обучения и на специальных порталах Интернета | В течение года |
2 | Ведение мониторинга уровня развития словаря | Сентябрь-май |
Представление материала: публикация материала на личном мини-сайте.
Результат работы: Изучила литературу по заданной тематике, собрала материалы для последующей работы по самообразованию. Оформила папку-передвижку для родителей на тему: «Развитие словаря детей». Провела консультацию для родителей на тему «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях». Оформила буклет для родителей на тему: «Играем дома». Включила задания с использованием игр по развитию словаря во взаимодействии с воспитателями. Создала «Педагогическую копилку» (презентации, игры, упражнения).
Информационные ресурсы:
1. Глухов В. П. «Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности//Коррекционно- развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. -М., 1987
2. Глухов В. П. «Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию//Дефектология. -1988.-N 4
3. Жукова Н. С. «Логопедия. Преодоление ОНР у детей».-М., 1998.
4. Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях».- М., 1991. 5. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит, СПб. : Актцидент, 1997.
6. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи, СПб. : Акцидент, 1997.
7. Филичева Т. Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. -М., 1999.
8. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,ок реализации: 1 год (2017-2018учебный год).
Учитель-дефектолог Семенова С.М
25.05.2021
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
учителя-дефектолога Семенова С.М
за 2021-2022 учебный год
Тема: «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС»
Цель: Повысить свой профессиональный уровень по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями.
Задачи:
1. Изучение методической литературы по данной теме.
2.Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.
3.Создание «Педагогической копилки» (подборка и создание презентаций, игр, упражнений).
Детям с ЗПР свойственны особенности интеллектуальной деятельности: сниженная познавательная активность, отсутствие интереса и сосредоточенности при выполнении заданий, нарушено произвольное внимание, страдает вербальная память, значительно снижена прочность запоминания и работоспособность. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Также дети не способны анализировать инструкцию, планировать свои действия в соответствии с задание.
Исходя из этого методическая тема моей работы: «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС»
План работы
1. Изучение научно – профессиональной и учебно – методической литературы.
Сроки | Форма работы | Практические выходы |
сентябрь | Составление плана работы по самообразованию | Наличие плана работы по самообразованию |
сентябрь-ноябрь | Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. | Литература для изучения |
в течение года | Создание и использование игр. | Наличие игр в картотеке и материалов к ним |
декабрь | Формирование картотеки игр по познавательному развитию. | Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним |
январь | Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Играем и память развиваем!». | Папка-передвижка |
февраль | Подготовка консультации для родителей "Су-джок терапия друг и помощник". | Проведение консультации |
март | Оформление буклетов для родителей на тему: «Играем дома». | Наличие буклетов |
май | Написание отчета о проделанной работе. | Отчет о проделанной работе |
Результаты:
- повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ, педагогов, родителей;
- реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с ОВЗ (ОВЗ, ЗПР, и пр.).
- разработка буклетов, памяток направленных на формирование познавательных процессов.
- обобщение опыта по исследуемой теме.
- продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
- активизация участия детей в конкурсах, повышение уровня учебной мотивации.
Информационные ресурсы:
- Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2009. -160 с.
- Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М.: Школьная Пресса, 2005. -96 с./ Серия: В помощь специалисту.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. – М.: «Бук – Мастер», 1993 – 191 с.:ил.
- Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г.Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2005.
- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2003. – 40 с.: ил.
- Альтхауз Д., Дум э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию способностей детей дошкол. возраста / Рус.пер. под ред. В.В.Юртайкина. – М.: Просвещение, 1984. -64 с., ил.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. (Пособие для воспитателя детского сада). Под ред. Л.А. Венгера М., «Просвещение», 1973. – 110 с. с ил.
- Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5 – 6 лет: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей. Под ред А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
Учитель-дефектолог Семенова С.М
24.05.2022
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Тема:
«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Подготовила:
учитель – дефектолог:
Семенова С.М
Актуальность:
У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика
– основа развития психических процессов
Цель — создание эффективных, оптимальных условий для для развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника с ОВЗ к письму.
Задачи:
- повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графомоторными навыками);
- развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук, подготовка к овладению графикой письма;
- развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений, развитие произвольной сферы.
- совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии.
- консультировать педагогов (воспитателей) и родителей по вопросам подготовки руки к письму воспитанников с ОВЗ.
- создание картотеки игр, как средство развития графомоторных навыков;
- работать в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.
Источники самообразования: методическая литература, интернет-ресурсы, вебинары, курсы повышения квалификации, методические объединения, мастер-классы.
Ожидаемые результаты:
- повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога
- улучшение уровня развития графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.
- разработка консультаций, памяток направленных на обогащение знаний педагогов (воспитателей), родителей по вопросам совершенствования графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.
- разработка картотеки игр и упражнений, заданий, направленных на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков
- обобщение опыта работы.
Этапы работы:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков.
- Апробировать возможности использования подобранных методик.
Сроки | Форма работы | Практические выходы |
Проанализировать психолого - педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения». | Повышение знаний, сбор материала, изучение литературы по данной теме: 1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006. 2. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: изд. дом «Литера», 2006. 3. Ткачёва М.В. Послушный карандаш.- М.: Дрофа, 2005. | |
Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей группы на начало учебного года; Научить детей правильно держать карандаш; | Предложить детям выполнить следующие задания: - Рисование по трафаретам - Штриховка. - Работа со счетными палочками. - Работа с разными крупами. -Выкладывание последовательностей,(по показу, по образцу) . | |
Совершенствовать умение детей правильно держать карандаш Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов (в течение всего года). | - Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?». Продолжать работу направленную на развитие мелкой моторики: - совершенствовать умение детей правильно держать карандаш - пальчиковая гимнастика, физминутки. - лепка из пластилина - работа с конструктором Лего. - рисование по трафаретам. - штриховка. - игры с мелкими предметами. - работа с разными крупами. | |
- Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку. - Продолжать отрабатывать умение работать в «строке» - Продолжать совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики рук. | - Совершенствовать умение детей правильно держать карандаш; - Различные виды аппликаций. - Рисование по трафаретам. -Штриховка по всем лексическим темам, (обводка, штриховка); - Составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук; - Изучение интернет-ресурсов по теме. | |
Продолжать учить детей ориентироваться на листе; Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку. Проводить пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности -Предоставить родителям информацию по данной теме. | 1. Закреплять умение правильно держать карандаш. 2. Пальчиковая гимнастика, физминутки. 3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками. 4. Пальчиковый театр. 5. Лепка из пластилина 6. Работа с конструктором Лего. 7. Различные виды аппликаций. 8. Рисование по трафаретам. 9. Штриховка по всем лексическим темам (обводка, штриховка) 10. Дорисовка. 11. Лабиринты. 12. Дидактические игры. 13. Шнуровка. 14. Игры с мелкими предметами. 15. Пазлы, мозаика. 16. Работа в песочнице с песком. 17. Работа с разными крупами. -Составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук. -Изучение интернет- ресурсов по теме. - Провести консультацию для родителей «Развитие графомоторных навыков у воспитанников». | |
- Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку. -Расширять знания родителей о том, как надо развивать графомоторных навыки у детей. -Продолжать развивать у детей воображение и графический навык. | - Продолжать работу по развитию мелкой моторики (см. выше) - Работа над развитием графомоторных навыков в рабочих тетрадях со штриховкой, по математике. - -Работа с трафаретами по всем лексическим темам (обводка, штриховка) - Беседы с родителями на тему: «Подготовка руки к письму дома» | |
-Продолжать изучать литературу по данной теме. -Продолжать развивать у детей графический навык. | -Знакомство с литературой: 1.Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием//Дошкольное воспитание, 1987. - С.49-53. 2.Алексеева Е.Н. Рука- волшебница. - Псков, 2005. -Предложить детям выполнить упражнение: обвести по точкам цветными карандашами, затем раскрасить рисунок. | |
-Продолжать развивать у детей графомоторные навыки. | - Продолжать работу по развитию мелкой моторики. (см. выше) - Совершенствовать навыки развития графомоторных навыков в рабочих тетрадях со штриховкой, по математике. | |
-Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года. | -Выполнение всех отработанных заданий в течение всего учебного года -Анализ результатов исследования: «Чему мы научились». -. Итоговое родительское собрание с фотоотчетом о проделанной работе по развитию графомоторных навыков в течение учебного года. Рекомендации работы на летний период |
Представление материала: отчет в виде презентации, публикация материала на личном мини-сайте.
Результат работы: улучшение уровня развития графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.
разработала консультаций, памятки направленные на обогащение знаний педагогов (воспитателей), родителей по вопросам совершенствования графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.
разработала картотеки игр и упражнений, заданий, направленных на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Литература:
- Зинкевич – Евстегнеева Т. Д. ,. Нисневич JI. А «Как помочь «особому» ребёнку». Книга для педагогов и родителей. Санкт - Петербург, 1998 г.
- Метиева Л. А. Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии»: Сборник игр и игровых упражнений - М.: Издательство «Книголюб», 2008. - 128 с.
- Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду». М.:Просвещение, 1982.
- Удальцова Е.И. «Дидактические игры для детей дошкольного возраста». Москва, 1958.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...
Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».
Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе логопеда с родителями подготовительной группы"....
Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».
Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....
Отчёт по самообразованию
С этим отчётом я выступила в 2013 году на в ГБОУ АО "Вычегодская СКОШИ"....
Отчёт по самообразованию "Организация хозяйственно-бытового труда со старшими дошкольниками"
Формирование предпосылок трудового воспитания имеет большое значение для нравственного становления личности ребенка-дошкольника.В презентации отражены виды труда, приемлемые для детей старшего дошколь...
Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"
К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котор...
Мой отчёт по самообразованию
Когда стал выбор, какую тему выбрать ,я долго не раздумывала .Взяла, то что лично меня волнует,ближе ,интереснее.Но тут же в моей душе поселился страх:" А смогу ли ?" А имею ли достаточно знаний, мора...