«Развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии» Консультация для родителей
консультация

Баятян  Мариам Рудиковна

«Развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии»

 

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии»

Консультация для родителей

Сказки любят все.  Это о  вас и о них, наших детях.  Сказка нам необходима, потому   что с помощью сказок мы можем рассказать детям о той или иной   жизненной  ситуации ,  и с помощью сказки же можно попытаться из этого проблемной   ситуации  искать выход . А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя.  К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются .

Сказкотерапия - один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Ведь  в сказкотерапии принято сочинять и рассказывать сказки, притчи, легенды, мифы и другие истории. Вот почему так  популярна в настоящее время сказкотерапия.  
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для развития  познавательных и творческих способностей  ребёнка; развитие его эмоциональности  и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром.
Целью и задачей  сказкотерапии является  снижении агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого сказкотерапия использует  сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке.

Всякий ребенок по своему понимает и воспринимает ту или иную сказку. Поэтому одна сказка производит на него большое впечатление, а другая проходит мимо,  не задевая его чувств. Но это не означает, что в “копилке” жизненных ситуаций не прибавилось еще одной “ячейки”, просто она не будет задействована до того момента, пока  человек не столкнется с подобной жизненной проблемой (например, проблемы выбора, формой взаимоотношения между людьми,  отношением к потере либо краже чего-то важного или значимого и т. д чего-то важного или значимого и т.д.).

Возможности работы со сказкой

  1. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов, дать каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции. Так же можно проиграть сказку в песке или осуществить ее постановку с помощью кукол. Работа с куклами помогает ребенку или взрослому корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять через нее те эмоции, которые он обычно по каким-либо причинам не может себе позволить проявить.

Сказочная куклотерапия.

Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает, просматривает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в  своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественно является использование постановки сказок в психологических целях. Однако не каждый ребенок и взрослый обладает актерским талантом, для того, чтобы самому играть на сцене, потому, для психологических целей используется постановки сказки с помощью кукол. Сказкотерапия на данный момент использует три варианта кукол: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы. Детям до 8 лет еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу, поэтому в этом процессе  необходима помощь  родителей. Изготовление кукол  полезно и для детей и для взрослых. Это сплачивает и позволяет им лучше понимать и чувствовать друг друга. Обычно дети очень любят кукол, сделанных руками их близких. Отвергая самые дорогие игрушки, они могут с этой куклой спать, есть, играть часами. Застенчивые дети легче идут па контакт, проговаривают родителям или специалистам свои проблемы от имени куклы. Дети школьного возраста с удовольствием делают вместе с ней уроки. Родители при изготовлении куклы узнают заветные желания детей, что помогает им скорректировать некоторые ошибки в воспитании.

Такие совместные занятия по изготовлению куклы помогают улучшить взаимодействия между родителями и детьми.

2 Творческая работа по мотивам сказки:        

а)        Анализ. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкция сюжета и поведения героев. Читателю предлагается ответить на ряд вопросов: "О чем эта сказка?’’, " Кто из героев больше нравится и почему?", "почему герой совершил те или иные поступки?’*. “Что произошло бы с героями. Если бы они не совершили тех поступков, которые описаны в сказке". “Что было бы если бы в сказке были только хорошие, или только плохие герои” и т.д. Основная задача родителя  - поставить вопрос так, чтобы он подталкивал к размышлению. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет.

б)        Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить рассказать сказку от имени других действующих лиц,  участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая.

в)  Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, конец сказки и т.д. Переписывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя необходимые персонажи, ребёнок сам выбирает  наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

г) Сочинение сказки. В каждой волшебной сказке есть определенная закономерность развития сюжета.

Главный герой появляется в доме (семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом. отправляясь в путешествие. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло. возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.

При сочинении сказок возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги и беспокойства.

Прочтение родителям сказки, созданной их ребенком, дает удивительный эффект. Даже не понимая психологического значения детской сказки, не подвергая ее символическому анализу, родители постигают ее смысл сразу, одномоментно. То же самое происходит и с детьми, когда им читаешь истории, сочиненные их родителями.

В чем здесь секрет? Может быть, сказка образует волшебный, невидимый мост между родителями и детьми, освобождает взрослых от суетных мыслей и позволяет им проникнуть во внутренний мир ребенка?  Обычно психологи рекомендуют родителям стремится лучше понять внутренний мир ребенка. Однако понимание и принятие ребенком внутреннего мира родителей так же необходимо. Взаимный обмен, ‘'духовное партнерство” детей с родителями и родителей с детьми - главное условие их взаимопонимания и роста. Поэтому девиз для детей и родителей прост: “Сочиняйте сказки и дарите их друг другу”. Даже без специальной психологической работы это делает взаимоотношения более добрыми и гармоничными.                                                

  1. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации.

4.Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа .Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения клиента, выявляет его систему оценок в категориях “хорошо - плохо”.

Читайте детям сказки, играйте с детьми в сказки, анализируйте с детьми сказки и это принесёт в ваш дом взаимопонимание с ребёнком. Поможет ему в решении различных жизненных ситуаций.

 

Литература:

Для взрослых:

Для детей:

  1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. « Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии»  С. П6. «Златоуст» 1998.        '        .

Русские народные сказки: «Колобок»,  «Репка», «Теремок» и т.д.

2 Черняева С.А. « Психотерапевтические сказки и игры» С. Пб. «Речь» 2004

Сказки современных авторов.

3. Саковпч С. А. «Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ»  СПб. « Речь» 2005.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КО ДНЮ ГОРОДА «КТО ИЗ НАС КРУТОЙ?»

ХРЮША: Внимание! У нас сенсация! - непредвиденная ситуация! Заяц Дениска, Белка Анфиска и Филин Бориска из Невинномысска

Решали вопрос непростой: кто из них самый крутой?

ЗАЯЦ: Самый крутой - это я! - цвет голубой у меня,

Значит, я царских кровей от ноготка до бровей!

БЕЛКА: Тоже мне - аристократ! Зубы, как палки, торчат!

Нос непонятно какой...Нет, ты совсем не крутой!

ЗАЯЦ: Белка! Глаза-то протри и на себя посмотри –

Твой    сарафан - это бред, хуже его просто нет!

БЕЛКА: Да за такие слова вот тебе, вот тебе!

(бросает в него шишки, попадает в Филина)

ФИЛИН: А - а! Что вы устроили тут? Ясно же всем, кто здесь крут!

ЗАЯЦ: Ты, что ли, Филин?

ФИЛИН: Угу! Видите в ухе серьгу?

БЕЛКА: Нет, ну при чём тут серьга? Правильно, Заяц?

ЗАЯЦ: Ага!

ХРЮША: Можно вмешаться? Хрю-хрю! Спорите всё, я смотрю.

ФИЛИН: Что ты нам скажешь, свинья?

ХРЮША: Самый крутой - это я!

ФИЛИН: Да? А с чего ты решил? Или ты нас посмешил?

ХРЮША: Нос у меня, как пятак, значит, я круче - вот так!

БЕЛКА: Слушайте, есть же такой ЗАЯЦ, ФИЛИН, ХРЮША: Кто?

БЕЛКА: Композитор Крутой!

ЗАЯЦ: Братцы, мы спорили зря...

ХРЮША: Но оглянитесь, друзья - праздник же, праздник сейчас!

ВСЕ: Люди! С Днём Города вас!

                            СЦЕНКА «КУРОЧКА РЯБА»

БЕЛОЧКА: Чтобы сказку посмотреть - нужно тихо посидеть, (дети проходят на стульчики)

Специально для ребят - новый кукольный театр! БЕЛОЧКА: Жили-были Дед и Баба.

БАБА: Здравствуйте, мы очень рады,

Что собрались вы послушать нашу сказку.

ДЕД: Где же клуша? Курочка, ты где?

РЯБА: Ко-ко! Здесь я, здесь, недалеко.

Накормила всех цыплят, прибежала в д/сад!

 БЕЛОЧКА: Что ты деткам припасла?

РЯБА: Вот - яичко им снесла!

БАБА: А яйцо-то непростое!

ДЕД: Золотое-золотое!

РЯБА: Дед, ну что стоишь? - разбей!

ДЕД: Жалко мне...

РЯБА: Да не жалей! Бабушка, а ты чего?

БАБА: Ой, мне тоже жаль его...

БЕЛОЧКА: Значит, Мышку нужно звать. Дети будут помогать?

ВСЕ: Мышка-Мышка, поскорей ты яичко нам разбей!

 БЕЛОЧКА: Что-то Мышка не идёт.. .Кто ж яйцо-то разобьёт?

ДЕД и БАБА: Ой, оно упало вниз!..

РЯБА: Не волнуйтесь - там сюрприз!

Принесла ребяткам я подарков сладких - угощайтесь! (в яйце одна конфетка, в корзинке - остальные)

ВЕДУЩИМ: Вот спасибо, Курочка-хохлатка!

ДЕД и БАБА: Угощенье принимайте и про нас не забывайте!

 БЕЛОЧКА и РЯБА: Снова в гости к вам придём,

Снова весело споём!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многоаспектное развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии.

Актуальность темы определяется необходимостью внедрения в дошкольном образовательном учреждении воспитания и образования, нацел...

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка.»

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему:«Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка.»Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с-к/в №7 Котрова Т.В.Авто...

«Многоаспектное развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии» Консультация для воспитателей

Актуальность темы определяется необходимостью внедрения в дошкольном образовательном учреждении воспитания и образования, нацеленного:- на систематизацию знаниЙ, стимулирующих развитие познавательных ...

Долгосрочный проект «Развитие творческой личности ребёнка посредством нетрадиционных техник рисования»

В проекте представлена разработанная система работы на четыре года, по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества, в процессе экспериментирования с разнообразным художественным...

Развитие личности ребёнка посредством приобщения к доступной трудовой деятельности.

Основа трудового воспитания в детском саду – это знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых, а также немаловажно участие детей в доступных им трудовых мероприятиях. По мере ознакомления с т...