«Многоаспектное развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии» Консультация для воспитателей
консультация

Степанова Елена Петровна

Актуальность темы определяется необходимостью внедрения в дошкольном образовательном учреждении воспитания и образования, нацеленного:

image2- на систематизацию знаниЙ, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей дошкольников;

- на развитие способностей через нетрадиционные подходы к методике воспитания и обучения дошкольников;

 - на использование сказок, психогимнастических этюдов в развитии свойств личности ребенка.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания и новые интегрированные технологий.

Метод сказкотерапии связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и всесторонним воспитанием личности ребенка и может использоваться в учреждении любого типа в любой возрастной группе (от 3 лет до 7 лет) детского сада.

Необходимость внедрения сказкотерапии связана с тем. что дошкольный возраст - уникальный период для приобретения свойств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skaz_dlya_vospit._.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Многоаспектное развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии»

Консультация для воспитателей

Июнь 2021

Степанова Е. П.

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МБДОУ № 2 г. Невинномысска

Актуальность темы определяется необходимостью внедрения в дошкольном образовательном учреждении воспитания и образования, нацеленного:

- на систематизацию знаниЙ, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей дошкольников;image2

- на развитие способностей через нетрадиционные подходы к методике воспитания и обучения дошкольников;

 - на использование сказок, психогимнастических этюдов в развитии свойств личности ребенка.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания и новые интегрированные технологий.

Метод сказкотерапии связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и всесторонним воспитанием личности ребенка и может использоваться в учреждении любого типа в любой возрастной группе (от 3 лет до 7 лет) детского сада.

Необходимость внедрения сказкотерапии связана с тем. что дошкольный возраст - уникальный период для приобретения свойств личности.

Сказкотерапии позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, решать важные задачи развития творческих способностей.

Сказкотерапия - это интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Сказкотерапия - интегративная деятельность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности, это направление, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач:

  1. воспитание,
  2. образование.
  3. развитие личности
  4. коррекция поведения.

 При работе со сказкотерапии необходимо учитывать следующие принципы:

  1. Принцип  гумманизации  - обязывает отказаться от авторитарного стиля отношений с детьми, педагогических стереотипов.
  2. Принцип разностороннего развития личности предполагает, что при решении различных творческих задач также обеспечивается и умственное, нравственное,  художественно - эстетическое воспитание.
  3. Принцип индивидуализации обязывает обеспечить индивидуальный подход к каждому малышу, с учетом его развития, интересов, характера и даже настроения.
  4. Принцип творческой направленности обязательно должен присутствовать. Ребёнок учится по-разному творчески проявлять себя, сочетать своё творчество  с творческими проявлениями других детей,  создавать целостные композиции. Если то или иное решение бывает не совсем удачным, всегда есть возможность самому ребёнку или с помощью педагога  что-то подкорректировать и получить истинное наслаждение от своего творчества.
  5. Принцип оздоровительной направленности – средствами сказкотерапии   побуждать детей к двигательной активности, грамотно чередуя двигательную активность с более спокойными видами творческих проявлений.

Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Сказка полностью отвечает этому требованию. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих образовательного процесса в ДОУ.

Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенностями формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру. Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире.

Подчеркивая значимость эмоциональных факторов в онтогенезе, Л.С. Выготский писал, что "жизненный путь личности - это история ее переживаний". Эмоциональный опыт современного ребенка, т.е. опыт его переживании, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-напpaвленного  эмоционального детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности.

Создавая условия для развития конструктивного эмоционального развития ребенка в детском саду и в семье в период дошкольного детства, мы обеспечиваем основы для жизненной созидательной стратегии личности. В образовательном процессе детского сада должны быть созданы условия для активного освоения дошкольниками важнейших компонентов социального опыта: аксеологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческо-деятельностного. Эти компоненты выражают ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, красоты, в ценностях своей семьи и детского сообщества. Окрашенные положительными чувствами ценности принимаются ребенком личностно и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими, основой для самооценки и чувства самоуважения.

Разнообразие эмоций и чувств, переживаемых дошкольником (интеллектуальных, моральных, эстетических) в процессе освоения социального опыта под руководством воспитателя должны обеспечить  формирование общей гуманистической направленности поведения, основанном на признании самоценности каждой жизни и признания права каждого субъекта на позитивное самовыражение.

Эмоции определяют эффективность обучения, принимают   участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Один и тот же ребенок способен проявить себя по - разному в разных ситуациях. Поведение ребенка зависит от множества факторов.

Проблемы состоят в том: в связи с кризисными ситуациями в современном обществе у людей возникают экономические потребности. Удовлетворение этой потребности порождает особый стиль жизни. Часто можно встретить агрессивных, тревожных, но в тоже время замкнутых, с детьми низкой самооценкой.

Гнев, злоба, месть разрушают общество. Однако,  подобный стиль жизни и взаимоотношений несообразен внутренней природе человека и поэтому приводит чаще всего эмоциональной нестабильности, "разбалансировки" чувств, стрессу. Неудача, потеря, разочарование либо озлобляет человека, либо заставляют задуматься о том, чему раньше уделялось незначительное внимание.

Одним из новых метод в современной практической психологии является метод сказкотерапии. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн. Э. Гарднер. А. Менегетти. М. Осорина Г. Лисина, Е. Петрова. Р. Азовцева, Г. Зинкевич -  Евстегнеева и т.д.

Литература:

Для взрослых:

Для детей:

  1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. « Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии»  С. П6. «Златоуст» 1998.        '        .

Русские народные сказки: «Колобок»,  «Репка», «Теремок» и т.д.

2 Черняева С.А. « Психотерапевтические сказки и игры» С. Пб. «Речь» 2004

Сказки современных авторов.

3. Саковпч С. А. «Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ»  СПб. « Речь» 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многоаспектное развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии.

Актуальность темы определяется необходимостью внедрения в дошкольном образовательном учреждении воспитания и образования, нацел...

Консультация для воспитателей "Игра - ведущий вид деятельности в развитии личности ребёнка"

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качест...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для педагогов МДОУ «ЦЕННОСТЬ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»

«Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – форма корр...

Развитие связной речи и личности дошкольника посредством сказкотерапии

Целью данной консультации является применение метода сказкотерапии педагогом в ролевых играх дошкольников, где дети учатся говорить грамматически правильно....

Консультация для воспитателей "Игра и развитие личности ребёнка"

Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры он знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, о...

«Развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии» Консультация для родителей

laquo;Развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии» Консультация для родителей...

Развитие личности ребёнка посредством приобщения к доступной трудовой деятельности.

Основа трудового воспитания в детском саду – это знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых, а также немаловажно участие детей в доступных им трудовых мероприятиях. По мере ознакомления с т...