«Многоаспектное развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии» Консультация для воспитателей
консультация
Актуальность темы определяется необходимостью внедрения в дошкольном образовательном учреждении воспитания и образования, нацеленного:
- на систематизацию знаниЙ, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей дошкольников;
- на развитие способностей через нетрадиционные подходы к методике воспитания и обучения дошкольников;
- на использование сказок, психогимнастических этюдов в развитии свойств личности ребенка.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания и новые интегрированные технологий.
Метод сказкотерапии связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и всесторонним воспитанием личности ребенка и может использоваться в учреждении любого типа в любой возрастной группе (от 3 лет до 7 лет) детского сада.
Необходимость внедрения сказкотерапии связана с тем. что дошкольный возраст - уникальный период для приобретения свойств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skaz_dlya_vospit._.docx | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Многоаспектное развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии»
Консультация для воспитателей
Июнь 2021
Степанова Е. П.
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
МБДОУ № 2 г. Невинномысска
Актуальность темы определяется необходимостью внедрения в дошкольном образовательном учреждении воспитания и образования, нацеленного:
- на систематизацию знаниЙ, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей дошкольников;
- на развитие способностей через нетрадиционные подходы к методике воспитания и обучения дошкольников;
- на использование сказок, психогимнастических этюдов в развитии свойств личности ребенка.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания и новые интегрированные технологий.
Метод сказкотерапии связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и всесторонним воспитанием личности ребенка и может использоваться в учреждении любого типа в любой возрастной группе (от 3 лет до 7 лет) детского сада.
Необходимость внедрения сказкотерапии связана с тем. что дошкольный возраст - уникальный период для приобретения свойств личности.
Сказкотерапии позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, решать важные задачи развития творческих способностей.
Сказкотерапия - это интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Сказкотерапия - интегративная деятельность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности, это направление, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач:
- воспитание,
- образование.
- развитие личности
- коррекция поведения.
При работе со сказкотерапии необходимо учитывать следующие принципы:
- Принцип гумманизации - обязывает отказаться от авторитарного стиля отношений с детьми, педагогических стереотипов.
- Принцип разностороннего развития личности предполагает, что при решении различных творческих задач также обеспечивается и умственное, нравственное, художественно - эстетическое воспитание.
- Принцип индивидуализации обязывает обеспечить индивидуальный подход к каждому малышу, с учетом его развития, интересов, характера и даже настроения.
- Принцип творческой направленности обязательно должен присутствовать. Ребёнок учится по-разному творчески проявлять себя, сочетать своё творчество с творческими проявлениями других детей, создавать целостные композиции. Если то или иное решение бывает не совсем удачным, всегда есть возможность самому ребёнку или с помощью педагога что-то подкорректировать и получить истинное наслаждение от своего творчества.
- Принцип оздоровительной направленности – средствами сказкотерапии побуждать детей к двигательной активности, грамотно чередуя двигательную активность с более спокойными видами творческих проявлений.
Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Сказка полностью отвечает этому требованию. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих образовательного процесса в ДОУ.
Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенностями формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру. Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире.
Подчеркивая значимость эмоциональных факторов в онтогенезе, Л.С. Выготский писал, что "жизненный путь личности - это история ее переживаний". Эмоциональный опыт современного ребенка, т.е. опыт его переживании, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-напpaвленного эмоционального детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности.
Создавая условия для развития конструктивного эмоционального развития ребенка в детском саду и в семье в период дошкольного детства, мы обеспечиваем основы для жизненной созидательной стратегии личности. В образовательном процессе детского сада должны быть созданы условия для активного освоения дошкольниками важнейших компонентов социального опыта: аксеологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческо-деятельностного. Эти компоненты выражают ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, красоты, в ценностях своей семьи и детского сообщества. Окрашенные положительными чувствами ценности принимаются ребенком личностно и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими, основой для самооценки и чувства самоуважения.
Разнообразие эмоций и чувств, переживаемых дошкольником (интеллектуальных, моральных, эстетических) в процессе освоения социального опыта под руководством воспитателя должны обеспечить формирование общей гуманистической направленности поведения, основанном на признании самоценности каждой жизни и признания права каждого субъекта на позитивное самовыражение.
Эмоции определяют эффективность обучения, принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Один и тот же ребенок способен проявить себя по - разному в разных ситуациях. Поведение ребенка зависит от множества факторов.
Проблемы состоят в том: в связи с кризисными ситуациями в современном обществе у людей возникают экономические потребности. Удовлетворение этой потребности порождает особый стиль жизни. Часто можно встретить агрессивных, тревожных, но в тоже время замкнутых, с детьми низкой самооценкой.
Гнев, злоба, месть разрушают общество. Однако, подобный стиль жизни и взаимоотношений несообразен внутренней природе человека и поэтому приводит чаще всего эмоциональной нестабильности, "разбалансировки" чувств, стрессу. Неудача, потеря, разочарование либо озлобляет человека, либо заставляют задуматься о том, чему раньше уделялось незначительное внимание.
Одним из новых метод в современной практической психологии является метод сказкотерапии. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн. Э. Гарднер. А. Менегетти. М. Осорина Г. Лисина, Е. Петрова. Р. Азовцева, Г. Зинкевич - Евстегнеева и т.д.
Литература:
Для взрослых: | Для детей: |
| Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д. |
2 Черняева С.А. « Психотерапевтические сказки и игры» С. Пб. «Речь» 2004 | Сказки современных авторов. |
3. Саковпч С. А. «Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ» СПб. « Речь» 2005. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многоаспектное развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии.
Актуальность темы определяется необходимостью внедрения в дошкольном образовательном учреждении воспитания и образования, нацел...
Консультация для воспитателей "Игра - ведущий вид деятельности в развитии личности ребёнка"
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качест...
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для педагогов МДОУ «ЦЕННОСТЬ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»
«Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – форма корр...
Развитие связной речи и личности дошкольника посредством сказкотерапии
Целью данной консультации является применение метода сказкотерапии педагогом в ролевых играх дошкольников, где дети учатся говорить грамматически правильно....
Консультация для воспитателей "Игра и развитие личности ребёнка"
Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры он знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, о...
«Развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии» Консультация для родителей
laquo;Развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии» Консультация для родителей...
Развитие личности ребёнка посредством приобщения к доступной трудовой деятельности.
Основа трудового воспитания в детском саду – это знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых, а также немаловажно участие детей в доступных им трудовых мероприятиях. По мере ознакомления с т...