Долгосрочный проект «Развитие творческой личности ребёнка посредством нетрадиционных техник рисования»
проект по рисованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
долгосрочный проект . нетрадиционное рисование | 286.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Роледер Светлана Александровна
Аннотация:
Данный долгосрочный проект начал апробацию в рамках МБДОУ «Детский сад № 25 «Лесная полянка », в 2017г. с детьми младшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей. Направлен на реализацию ФГОС ДО в организации сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса по педагогической деятельности в художественно - эстетическом воспитании детей.
В проекте представлена разработанная система работы на четыре года, по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества, в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитие творческого мышления и воображения, помогут не потерять способность к творчеству.
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям создать основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снижает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Проект рекомендован для воспитателей детского сада, родителей и педагогов дополнительного образования.
СОДЕРЖАНИЕ
I | Паспорт проекта…………………………………………………..…... | 3 | |
1 | Наименование проекта…………………………………..……… | 3 | |
2 | Основные разработчики проекта……………….......................... | 3 | |
3 | Исполнители проекта……………………………........................ | 3 | |
4 | База реализации проекта………………………………………... | 3 | |
5 | Цель и задачи проекта…………………………………………... | 3 | |
6 | Этапы и сроки реализации проекта…………………….............. | 4 | |
7 | Перечень основных мероприятий………………...…................. | 4 | |
8 | Целевые группы проекта………………………………………. | 5 | |
9 | Методы и технологии, применяемые с обучающимися в ходе реализации проекта…………………………..…………............. | 5 | |
10 | Принципы реализации проекта……………………………..….. | 5 | |
11 | Ресурсное, методическое обеспечение………………………… | 5 | |
12 | Кадровое обеспечение проекта…………………... …………… | 6 | |
13 | Ожидаемые конечные результаты реализации проекта……… | 6 | |
14 | Предполагаемые источники финансирования………………... | 7 | |
II | Актуальность проекта……………………………………………….. | 8 | |
III | Модель реализации проекта………………......................................... | 10 | |
VI | Краткое описание проекта……………………………………………. | 13 | |
VII | Мониторинг нравственно патриотического воспитания…............... | 27 | |
VIII | Планируемые результаты……………………………………………. | 29 | |
Литература………………………………………………………….….. | 30 | ||
Приложение………………………………………………………….. | 31 |
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | «Развитие творческой личности ребёнка посредством нетрадиционных техник рисования» реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в организации сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса по педагогической деятельности в художественно - эстетическом воспитании детей. |
Основные разработчики проекта |
|
Исполнители проекта |
|
База реализации проекта | МБДОУ «Детский сад №25 «Лесная полянка». |
Цель и задачи проекта | Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования Задачи проекта: 1.Вызвать у детей интерес к творческой деятельности. |
Этапы проекта Срок реализации проекта: | I этап - подготовительный: Сентябрь
II этап - основной: октябрь - апрель
III этап - заключительный: май
|
Перечень основных мероприятий при реализации проекта |
|
Целевые группы проекта | Дети дошкольного возраста (от 3 до7 лет), педагоги, учитель-логопед, музыкальный руководитель. |
Методы и технологии, применяемые с обучающимися, в ходе реализации проекта |
|
Принципы реализации проекта |
|
Ресурсное обеспечение реализации проекта |
|
Методическое обеспечение проекта |
|
Кадровое обеспечение проекта |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта |
Ребенок:
Родители:
Педагоги:
|
Предполагаемые источники финансирования при реализации проекта | Бюджетные и внебюджетные средства, спонсорская помощь |
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
- Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
- Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
- Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
- Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
- Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
.
Модель реализации проекта:
Направления работы | Содержание деятельности | Срок исполнения |
1.Работа с детьми | 1.Образовательная деятельность | в течение учебного года |
2.Диагностика, с целью отслеживания результатов практических навыков работы с бумагой и гуашью. | 2 раза в год (октябрь, апрель) | |
3. Чтение художественной литературы. | 1-2 раза в неделю | |
4. «Чудеса чародея цвета» - игры с красками, цветом. | в течение учебного года | |
5.Продуктивная деятельность детей. | в течение учебного года | |
6. Участие в выставках ДОУ | в течение учебного года | |
7. Оформление альбома детских рисунков «Чудеса своими руками». | май | |
2.Сотрудничество с родителями | 1. Совместная работа детей и родителей по намеченной тематике МБДОУ. | в течение учебного года |
2.Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе. | в течение учебного года | |
3. Анкетирование родителей. | 1 раз в год | |
3.Методическое сопровождение. | 1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей. | в течение реализации проекта |
2. Подборка художественной литературы «Сказки про краски» и оформление библиотечки юного художника. | в течение реализации проекта | |
3. Картотека нетрадиционных способов рисования. | в течение реализации проекта | |
4. Подборка игр с рисунками для детей. | 2017 год | |
5. Конспекты игр-занятий. | в течение реализации проекта | |
6. Сценарии развлечений. | в течение реализации проекта | |
7. Консультационный материал для педагогов. | в течение реализации проекта | |
8. Консультационный материал для родителей. | в течение реализации проекта | |
9. Обобщение и распространение наработанного материала. | в течение реализации проекта | |
4. Работа с педагогами | 1. Выступления на педагогических советах. | в течение реализации проекта |
2. Консультации для педагогов. | в течение реализации проекта | |
3. Педагогическая мастерская (обмен творческими находками) | в течение реализации проекта | |
4. Взаимопосещения. | в течение реализации проекта | |
5. Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные изобразительные технологии». | 1 раз в год | |
5.Самообразование | 1. Обзор периодических изданий, новинок методической литературы. | в течение учебного года |
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
на младшую группу
месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Рисование по теме : «Дождик, дождик, кап-кап-кап» ( пальцевая живопись) Материал: гуашь, влажные салфетки, лист бумаги Дидактическая игра: «Дорисуй предмет» Материал: карточки, карандаши | закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), Развивать творческое воображение; |
Октябрь | Рисование по теме : «Наше солнышко» (способом примакивания) Материал: гуашь, влажные салфетки, лист бумаги Дидактическая игра: «Составь узор» Материал: Образцы узоров , разноцветные геометрические фигуры | Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания); активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. |
Ноябрь | Рисование по теме: «Снеговик» (Техника: печатки из картофеля) Материал: печатки из картофеля гуашь, влажные салфетки, лист бумаги, кисточка. Дидактическая игра: «Собери гусеницу» Материал: Голова гусеницы, круги 4-х основных цветов |
Учить четыре основных цвета, учить детей собирать гусеницу под цвет головы. Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. |
Декабрь | Рисование по теме: «Как красива наша ёлка» (пальцевая живопись) Материал: Шаблоны елок из картона, гуашь, влажные салфетки, Дидактическая игра: «Разноцветное домино» (ознакомление с цветом) Материал: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов). | закрепляем технику нетрадиционного рисования (пальцевая живопись), научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов |
Январь | Рисование по теме: «Зимний лес» (техника: рисование ладошкой) Материал: Дидактическая игра: «Вишнёвый компот» (оттиск пробкой) Материал: силуэте банки, красная гуашь | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. |
Февраль | Рисование по теме: (рисование пальчиками) Дидактическая игра: «Разноцветное домино» ознакомление с цветом Материал: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов). | помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство, учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности, закрепить прием примакивания, учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук. научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов |
Март | Рисование по теме: «Мячик для сестренки» (Рисование ватной палочкой) Материал:
| Продолжить знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; Учить ритмично заполнять силуэт мяча отпечатками палочки, развивать изобразительные навыки и умения. научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете. |
Апрель | Рисование по теме: «Грачи прилетели» ( печатки, пальцевая живопись) Материал: печатки из ластика, Дидактическая игра: «Кто больше и быстрее нарисует кружочки» Материал: | Закреплять навыки рисования печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц. Поощрять проявление инициативы в добавлении деталей в рисунке ( землю под деревом, облака на небе и т. Д.) упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни. |
Май | Рисование по теме: «Рыбки в аквариуме» (Рисование ладошкой, пальчиками). Материал: Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации. | Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Например, колосок – на дерево, перышки птички, метелочку, косичку, хвост и т. д. |
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
на среднюю группу
месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Рисование по теме : « Разноцветный листопад» (Знакомство с техникой печатания сухими листьями) Материал: гуашь, сухие листья деревьев. Дидактическая игра: « Кто живёт в осеннем лесу» ( рисование с использованием тематических трафаретов) | 1). Развивать координацию движений рук, ритмичность. Мелкую моторику. Учить равномерно, наносить краску на сухой лист, смешивая цвета, аккуратно делать отпечатки. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, развивать фантазию. 2). Развитие мелкой моторики и чётких движений руки. Учить обводить и заштриховывать, не выходя за контур рисунка. Развивать фантазию, создавая сюжет для своих животных. |
Октябрь | Рисование по теме : «Дождь идёт» (Техника рисования свечой, фотокопия) Материал: свечи , акварельные краски Дидактическая игра: « Картинки - невидимки» (техника рисования – штриховка) Материал: | 1). Развивать стойкий интерес к процессу рисования. Учить рисовать сюжеты на подготовленном заранее листке бумаги ( прорисованный дождь при помощи свечи). Развивать воображение. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребёнка. 2).Учить среди множества силуэтов, наложенных один на один, найти нужный и заштриховать. Учить закрашивать равномерно, без просветов не выходя за контур силуэта. |
Ноябрь | Рисование по теме: «Первый снег» (рисование при помощи ватных палочек) Материал: Ватные палочки, акварель Дидактическая игра: « Картинки - невидимки» ( техника рисования фотокопия) | Продолжать развивать интерес к процессу рисования. Учить добавлять к общему сюжету элементы. Изображать снег, ритмично отпечатывая ватными палочками точки. Учить рисовать свечкой любой сюжет или образ, закреплять умение детей зарисовывать листы равномерно и аккуратно, правильно пользоваться кистью. |
Декабрь | Рисование по теме: « Портрет Зайчонка» (силуэтное рисование, штриховка) Материал: Контурное изображение зайчонка, простой карандаш, настольная лампа для показа тени Дидактическая игра: « Собери гусеничку» Материал: | Познакомить с новой техникой силуэтное рисование (разновидность гравюры). Развивать наглядно – образное мышление, воображение, координацию движений и гибкость руки. Учить равномерно, заштриховывать силуэт. Учить детей различать тёплые и холодные цвета. Упражнять в умении рассказывать о цвете. |
Январь | Рисование по теме: « Белая берёза под моим окном» (техника: метод «тычка») Материал: Дидактическая игра: « Волшебный карандаш» (линия как средство выразительности) Материал: | Продолжать учить рисовать методом «Тычка». Развивать координацию движения рук, воображение, эмоционально – чувственное восприятие. Воспитывать эмоциональную чувствительность, использовать линию как выражение своего отношения к изображаемому событию. Учить рисовать добрую линию. Злую, ласковую, колючую, быструю, мягкую, и т.д. |
Февраль | Рисование по теме: (воздушные фломастеры – блопены) Дидактическая игра: «Угадай, что я нарисовал?»
Материал: | Учить изображать явления природы на бумаге. Продолжать знакомить с холодными оттенками голубого и синего цвета. Развивать длительный плавный выдох.
|
Март | Рисование по теме: « Грачи прилетели» (техника рисования – ладошкой) Материал:
Материал: | Развивать наглядно – образное мышление. Мелкую моторику рук. Учить равномерно, покрывать при помощи кисточки краской ладонь, аккуратно отпечатывать. Развивать воображение, учить добавлять элементы к отпечатку для полного создания образа. Тренировать движения и координацию рук, глазомер. Развивать чувствительность к характеру линий. Учить рисовать линию круговыми движениями по спирали, ровно, аккуратно, на скорость: кто быстрее доберётся до цели. |
Апрель | Рисование по теме: «Ветка с первыми листьями» (оттиск печатками из картофеля) Материал: Дидактическая игра: «Бабочки» Материал: | Углублять знания о временах года, уточнить признаки весны. Воспитывать любовь к родному краю. Развивать у детей чувство симметрии( составление крыльев бабочек из одинаковых фигур по цвету, величине, и форме в зеркальной симметрии) |
Май | Рисование по теме: «Жалуется бабочка, нечем мне похвастаться…» (трафарет, пальцевая живопись, набрызг). Материал: Дидактическая игра: Материал: | Учить самостоятельно, использовать знакомые техники рисования. Развивать координированные движения рук. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Называть по очереди предметно и явления голубого( красного, жёлтого..и т.д. цвета). Побеждает тот кто последний называет предмет нужного цвета. |
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
на старшую группу
месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Рисование по теме : «Осенний дождь» Материал: Иллюстрации с осенним пейзажем, акварель или гуашь, кисточка, зубная щётка, влажные салфетки. Дидактическая игра: «Кот и капелька» ( рисование с использованием шаблонов геометрических фигур) Материал: | 1). Учить детей рисовать осенний пейзаж, используя техники: пальчиковая живопись, набрызг. Развивать мелкую моторику рук, ритмичность движений. Воспитывать любовь к родному городу, вызывая у детей положительные эмоции. 2). Учить при помощи шаблона рисовать фигурки зверей, а так же создавать свои образы. Развивать у детей фантазию и воображение |
Октябрь | Рисование по теме : «Весёлые человечки» (Техника »волшебная верёвочка») Материал: Тонкие шнурки разного цвета, Контуры взрослого человека и ребёнка. Дидактическая игра: «Чепуха» (техника рисования – коллаж) Материал: | 1).Учить выкладывать верёвочку точно по образцу. Знакомить со строением человека, определять и закреплять части тела. Развивать мелкую моторику. Воспитывать такие качества как усидчивость и внимание.. 2).Знакомить с техникой рисования – коллаж. Учить вклеивать вырезанные из фотографий, газет, журналов понравившиеся картинки в общую композицию, в новое единое целое. Дорисовывать фломастерами рисунок для создания смысловой композиции. Развивать фантазию детей, связанную речь, рассказывая истории по коллажу |
Ноябрь | Рисование по теме: «Моё любимое дерево осенью» (кляксография, пальчиковая живопись) Материал: Эскизы и иллюстрации с изображением деревьев без листьев, бумага тонированная бледно голубым цветом, гуашь , ложечка, трубочки для кляксографии, влажные салфетки. Дидактическая игра: «Смешные человечки» (счётные палочки) | Закрепить знания детей об особенностях в природе осенью. Познакомить с новой техникой рисования «Кляксография». Развивать чувство композиции. Воспитывать эстетическое восприятие природы Учить детей видеть сходство поз человека в реалистичном и схематичном изображении. Учить в передавать в рисунке позы танцующих людей в схематическом изображении. |
Декабрь | Рисование по теме: «Зимний лес» (рисование ладошкой) Материал: Простой карандаш, тонированные листы голубого цвета, кисти для прорисовывания деталей, . иллюстрации с зимним лесом Дидактическая игра: «Вырастали ёлки в лесу на горке» (монотипия) Материал: | Развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа. Обогащать словарь. Учить рисовать зимний лес при помощи нетрадиционных техник рисования - «тычка» и отпечатка ладошек. Развивать фантазию. Учить рисовать на одной половинке листа. Правильно набирать краску на кисточку. Воспитывать положительные эмоции. Учить получать удовольствие от рисования |
Январь | Рисование по теме: «Дом для зайца» (техника: печатание детским строительным материалом) Материал: Дидактическая игра: « Волшебные ь нитки» Материал: Лист бумаги сложенный пополам, гуашь или акварель, кисточки, нитки, влажные салфетки. | Развивать координацию движений руки, ритмичность , мелкую моторику. Учить равномерно покрывать краской клише и аккуратно отпечатывать. Учить создавать сюжет для рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость Учить рисовать снежные узоры на окнах. Аккуратно обмакивать нитку в гуашь и хаотично укладывать на половинку листа. Для завершения образа придать рисунку вид окна. Воспитывать положительные эмоции. |
Февраль | Рисование по теме: (восковые мелки+ акварель, печать по трафарету) Материал: Дидактическая игра: «Цвет и его оттенки» (знакомство с цветовой гаммой) Материал: | Учить изображать цветы нестандартным способом с использованием различных техник. Развивать чувство восприятия, композиции, воображения. Воспитывать любовь к маме, желание сделать родным приятно. Учить получать различные оттенки одного базового цвета. |
Март | Рисование по теме: «Рыбки плавают в реке» (техника рисования »по мокрому») Материал: | Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования. Закрепить затушёвку лиса бумаги тампоном с краской голубого цвета. Учить рисовать рыбок поверх мокрого листа бумаги. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.. Учить получать новые цвета, при смешивании двух разных. Закрепить рисование на листе бумаги разные тона одного цвета. Развивать наблюдательность. |
Апрель | Рисование по теме: «Ёжик» (рисование тычком сухой кистью) Материал: (продолжение) | Учить рисовать животных способом тычка. Закреплять умение детей рисовать кисточками разными способами. Расширять знания о животных Познакомить с основными цветами радуги. Учить выкладывать дуги радуги в правильной последовательности. Учить рисовать радугу в правильной последовательности. |
Май | Рисование по теме: «Одуванчики» ( рисование верёвочкой). Материал: Материал: | Развивать зрительно – моторную координацию, мелкую моторику. Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений. Добиваться чёткого и аккуратного изображения. Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. |
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
подготовительная группа
месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Рисование по теме : «Одуванчики в траве» (фотокопия) Материал: восковые мелки, акварель, кисточки, иллюстрации одуванчика. Дидактическая игра: «Осенние листья» (штампы осенними листьями.) Материал: |
Воспитывать умение замечать интересное в природе, а именно неравномерную окраску осенних листьев, оттенки цвета, его составные (желто-зелёный, желто – коричневый и т. Д.). учить смешивать цвета на трафаретах листьев, аккуратно делать отпечатки, создавать композицию. |
Октябрь | Рисование по теме : «На дне морском» (Техника рисования фотокопия, рисование по мокрому) Материал: свечи ,Восковые мелки акварельные краски. Иллюстрации рыб. Дидактическая игра: «Закончи рисунок» (техника рисования –коллаж) Материал: Карточки , фломастеры | Учить изображать обитателей подводного мира, а так же их среду обитания, окружение. Продолжать учить детей рисовать восковыми мелками, вспомнить и закрепить технику рисования «по мокрому». Развивать наблюдательность, фантазию, чувство цвета и ритма. Учить детей ориентироваться в пространстве, беря за основу клетку. Учить самостоятельно завершать рисунок, добавлять детали. Выполнять в цвете. |
Ноябрь | Рисование по теме: «Страна цветочных снов» (техника рисования –гратаж) Материал: Протонированные листы картона, натертые свечой и покрытые чёрной гуашью с добавлением шампуня, палочки. Дидактическая игра: «Лесовичок и его разноцветные колпачки» Материал: | Знакомить с новой нетрадиционной техникой рисования – граттаж. Закреплять умение составлять композицию на листе по замыслу. Воспитывать умение фантазировать. Закрепить название основных цветов и их оттенков. Упражнять в употреблении слов, обозначающих оттенки. |
Декабрь | Рисование по теме: «Рисуем музыку» (цветовосприятие) Материал: Листы, акварель, музыкальное сопровождение Дидактическая игра: «Рисуем море» Материал: | Познакомить с новой техникой силуэтное рисование (разновидность гравюры). Развивать наглядно – образное мышление, воображение, координацию движений и гибкость руки. Учить равномерно, заштриховывать силуэт. Упражнять детей в подборе оттенков одного цвета , с постепенным переходом цвета от более светлого к более тёмным и наоборот. Закрепить знания холодных цветов. |
Январь | Рисование по теме: «Волшебная страна» (техника: монотипия) Материал: Дидактическая игра: «Волшебные ладошки» (пальцевая живопись) (выразительности) Материал: | Продолжать знакомить детей с техникой монотипия. Развивать воображение , фантазию. Учить зрительно воспринимать собственные образы, Проявлять фантазию дополняя отпечатки ладошек деталями , превращая их в знакомые образы. |
Февраль | Рисование по теме: По сказке А.С. Пушкина (фотокопия, метод «тычка») Материал: Дидактическая игра: «Заколдованные рисунки»
Материал: | Учить детей отражать в рисунке не сложный сюжет, используя в рисунке разные художественные материалы Восковые мелки, свеча, « тычки». Развивать у детей воображение. . Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук |
Март | Рисование по теме: «Весенний букет в вазе» (техника рисования –при помощи разно фактурных губок) Материал:
|
Продолжать знакомить с симметрией. Учить видеть предметы в получившемся изображении, учить добавлять детали для законченности образа. |
Апрель | Рисование по теме: Цветущая весна» (пальцевая живопись) Материал: акварель, карандаш простой, лист бумаги, влажные салфетки, кисточки. Дидактическая игра: «Бурная река», « не разбуди чудовище» (линия как средство выразительности) Материал: | Углублять знания о временах года, уточнить признаки весны. Вспомнить и закрепить технику «пальцевая живопись», учить соблюдать контрастность цвета, дополнять рисунок композиционными линиями, создающими красивый ритм и акцент ему. Воспитывать любовь к родному краю. Тренировать движения и координацию рук, глазомер, развивать чувствительность к характеру линий. |
Май | Рисование по теме: «Цветёт сирень» (рисование при помощи ватных палочек). Материал: Дидактическая игра: Материал: | Учить создавать образ цветущей сирени при помощи ватных палочек, учить использовать холодные цвета, не смешивая краски. Для каждого цвета – своя палочка. Закрепить знания детей о колорите времен года, в разную погоду, полученные в процессе наблюдений природы и рассматривания пейзажных картин. Развивать воображение детей. |
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОНИТОРИНГ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Мониторинг проектной деятельности отслеживается постоянно сначала реализации проекта.
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-5 лет по освоению образовательной области «Художественное творчество» предполагает
- формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака; умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм; изображать обобщенный образ предмета( например, здание: пол, крыша, стены, окна);
- развитие творческого воображения.
Следовательно, диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
- анализ продуктов детской деятельности;
- выявление уровня творческого развития.
Диагностику проводили по методике Комаровой Т.С.
Критерии сформированных умений | Критерии творческого развития |
Передача формы | Продуктивность |
Строение предмета | Разработанность образа |
Передача пропорции предмета в изображении | Оригинальность |
Композиция | Качество |
Передача движения | |
Цвет |
Для старшего возраста используется методика для определения уровня развития навыков изобразительной деятельности и художественных способностей детей (по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной).
Показатели уровня художественных способностей выявлялись по следующим параметрам:
- Самостоятельный выбор замысла рисунка.
- Умение передавать выразительность образа, используя нетрадиционные приемы рисования.
- Выбор техники рисунка.
- Умение передавать необычность, оригинальность образа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для детей:
- Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
- 2. Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
- 3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
- 4. Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью.
Для родителей:
- 1.Овладение детьми соответствующими техническими умениями и навыками рисования.
- 2. Развитие духовно-богатой личности ребенка.
- 3. Выработка устойчивой мотивации к творческой самореализации.
- 4. Приобретение навыков творческой деятельности.
Для педагогов:
- Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
- 2. Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие
- 3. Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006, стр. 53.
2. Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир: Мини-хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / Светлана Вдовиченко. - М.: Чистые пруды, 2009. - 32 с.
3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.
4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 80 с.
5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 72 с.
6. Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников в 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 48 с.
7. Есафьева Г.П.Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы. / Художник Афоничева Е.А. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 80 с.
8. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: Метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2006. - 192с.
9. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Гном и Дом, 2004. 10. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1985.
11. Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005.
12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.
13. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994.
14. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.
15. Кудейко М., Туфкрео Р. Коллекция идей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.
16. Пантиков В.А. Учимся рисовать - учимся творить. - Красноярск, 1993.
17. Ребенок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей / Александр Мелик-Пашаев, Зинаида Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с. 18. Сухарев В.И. Сказки-раскраски и История с рисованием. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2007. - 128 с.
19. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. - М.: Издательский центр «Академия», 1996.
20. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
21. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 128 с.
Приложение к проекту:
Приложение1
Консультации для родителей:
«Развивайте творчество детей»
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность». Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами, мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д.
Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой? Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект –Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!».
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения. Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении. Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания. А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями. Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.
Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рису
«Использование нетрадиционных приемов рисования
в развитии креативности детей»
Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье. Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.
Польза рисования
Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло. От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение. Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.
Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Как научить ребенка рисовать?
Если вы уже задумались о том, что пора учить ребенка рисовать постарайтесь соблюдать при этом следующие принципы:
Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовала что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам. Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия. Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо (часто родители делают это, чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения).
Никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения (ваше видение); лучше научите ребенка приемам работы с материалами, рисования разных форм, а из этих умений он сам извлечет пользу и будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы того или иного предмета или существа.
Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное - это именно его фантазия.
Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену. Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также. Рассматривайте репродукции картин разных художников, ходите в картинные галереи. Каким же приемам работы с материалами вы можете обучить своего ребенка?
Приложение 2
Методы и приемы нетрадиционного рисования
для совместного досуга мамы с ребёнком.
КЛЯКСОГРАФИЯ. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
РИСОВАНИЕ ВДВОЕМ НА ДЛИННОЙ ПОЛОСКЕ БУМАГИ. Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.
РИСОВАНИЕ С СЕКРЕТОМ В ТРИ ПАРЫ РУК. Когда вашему ребенку исполниться 4 года, настоятельно советуем прибегать к этому методу. Заключается он в следующем. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.
РИСОВАНИЕ САМОГО СЕБЯ или рисование с натуры любимых игрушек.
Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета.
"Я РИСУЮ МАМУ"... Хорошо бы продолжить рисование с натуры или рисование по памяти (объектами для такого изображения могут стать члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала могут быть фотографии или беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников. Берутся и рассматриваются фотографии. Проводится беседа: "Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?" И начинается процесс сотворчества. Через время можно предложить нарисовать по памяти подружек. Когда соберется достаточно рисунков с изображением родственников и друзей, советуем организовать мини-выставку "Мои родные и близкие", где по достоинству оцениваются первые портреты дошкольника.
Приложение 3
Анкета для родителей
- Посещаете ли Вы с детьми выставки, экспозиции, картинные галереи?
- Да;
- Нет;
- Иногда.
- Знакомы ли Вы с нетрадиционными техниками применяемыми в работе с детьми?
- Да;
- Нет;
- Из каких источников Вы получили знания об использовании нетрадиционных техник в работе с детьми?
- Смотрели передачу по телевизору.
- Читаете педагогическую литературу.
- Узнали от воспитателей детского сада.
- Что по Вашему мнению, дает ребёнку занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной форме?
- Развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
- Развитие фантазии, творческого мышления и воображения;
- Развитие пространственного восприятия;
- Развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
- Становление некоторых навыков художественного творчества;
- Проявление и развитие индивидуальности;
- Ничего не дают;
- Затрудняюсь ответить.
- Часто ли ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к изобразительной деятельности?
- Да;
- Нет;
- Иногда.
- Имеются ли у вашего ребёнка дома все необходимые художественные материалы для самостоятельного творчества?
- Да;
- Нет;
- Частично.
- Нравятся ли вашему ребёнку занятия в нетрадиционной технике применяемые в детском саду.
- Да;
- Нет.
Спасибо!
Приложение 4
Дидактические игры и упражнения на занятиях по нетрадиционному рисованию
«УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ»
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.
Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).
Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.
Примечание: При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.
Например:
«Радуга»
Цель игры: научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.
Оборудование: образец рисования радуги на листе формата А2, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится). После того как дети ответят на поставленные вопросы, воспитатель показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге: каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый) где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).
«Черное и белое»
Цель игры: развивать внимательность, ловкость, быстроту, умение быстро действовать в зависимости от ситуации.
Оборудование: картонный диск диаметром 30–40 см, одна сторона которого окрашена в белый цвет, другая – в черный.
Ход игры: воспитатель делит всех игроков на 2 команды: «черных» и «белых», которые выстраиваются вдоль прочерченных линий друг против друга. Одна команда должна ловить другую, но делать это можно только после полученного сигнала и только на игровом поле, которое ограничивается начерченными линиями. Воспитатель бросает диск, и все смотрят, каким цветом вверх он упал. Если это черный, то команда «черных» начинает ловить команду «белых», которые в свою очередь стараются проскочить за противоположную линию, считающуюся теперь их домиком. Все пойманные участники выходят из игры. Побеждает та команда, в которой осталось большее количество игроков.
«Разноцветное домино»
Цель игры: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.
Оборудование: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов).
Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол. Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход. Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.
«Веселые обезьянки»
Цель игры: формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.
Оборудование: маски обезьянок для каждого участника, 2 мяча, 2 обруча, 2 гимнастические палки.
Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть 8-10 человек, и просит участников надеть маски обезьянок. Для игры требуется еще один ребенок, который будет исполнять роль водящего. Условия игры заключаются в том, что водящий отворачивается от обезьянок, называет цвет, и просит выполнить определенное задание. Если участник игры с легкостью справился с полученным заданием, то он остается в команде, но если не справился, то выбывает. Победителем становится та обезьянка, которая смогла выполнить все задания. Задания для участников могут звучать следующим образом:1) отгадай, в какой руке я спрятал конфету;2) ты должен присесть на месте 10 раз; 3) ответь на вопрос, как кричит петух, и продемонстрируй это 3 раза; 4) расскажи самую смешную историю, которая происходила с тобой в жизни; 5) пробежать 2 круга вокруг стола; 6) другие (в зависимости от возраста участников
"Волшебный круг" (цветовой круг»)
Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей.
Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.
Ход игры: Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски. Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.
"Подводный мир"
Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.
"Придумай пейзаж"
В игре могут принимать участие от 3-6 детей. Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию. Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".
«Подбери изображения к игрушке»
Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете. Ход игры: Детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы. Выигрывает тот, кто скорее заполнит все клетки.
«Кто больше ибыстрее нарисует кружочки»
Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.
Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется – слева - направо, а другая рисуется - справа – налево.
«Какая! Какое! Какой!»
Дети встают в круг, передают из рук в руки какой-либо природный объект. Познакомившись с ним, ребенок должен выразить свои ощущения в слове. Передвигаясь по кругу, природный объект постепенно раскрывает перед нами свои новые грани. Например, желудь - овальный, гладкий, твердый и т. д.
«На что похоже».
Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Например, колосок – на дерево, перышки птички, метелочку, косичку, хвост и т. д.
«Собери узор».
Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм – семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.
«Превращалочка».
Воспитатель предлагает детям, используя различные природные материалы, выложить на листе бумаги любой, знакомый образ, а затем из тех же деталей создать совсем другое изображение.
«Камушки на берегу».
Цель: научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.
Материал: большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5 – 7) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком).
Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит: « По этому берегу прошел волшебник и все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу и придумать историю про каждый камушек. Что это такое? Как он оказался на берегу? И т. д.»
«Веселый гном».
Цель: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.
Материал: картина на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.
Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать сами. Придумайте историю про один из подарков и про ребенка, который его получил.
«На что это похоже».
Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.
Материал: набор из 10 карточек; на каждой карточке нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета.
Ход игры: взрослый показывает картинку из набора и спрашивает на что это похоже. Важно поддерживать инициативу детей, подчеркивать, что каждый ребенок должен дать свой оригинальный ответ.
«Чудесный лес».
Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.
Ход игры: взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.
«Перевертыши».
Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Материал: Карандаши, наборы из 8 – 16 карточек. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.
Ход игры: взрослый предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.
Приложение5
Упражнения для развития мелкой моторики
"Гроза"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)
В небе молния сверкает, Гром все небо разрывает (нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
"Цветочки"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
В нашей группе на окне, (сжимают и разжимают кулачки)
Во зеленой во стране, (показывают ладошками "горшочки")
В расписных горшочках (поднимают ладошки вверх вертикально)
Подросли цветочки. Вот роза, герань, толстянка, Колких кактусов семья. (загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого)
Их польем мы спозаранку, (поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук)
Я и все мои друзья!
"Колокольчик"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
- Дон-дон-дон,
- Колокольчик звенит (пошевелить пальчиками обеих рук)
- Ля-ля-ля,
- Что-то он говорит (поднести указательные пальцы обеих рук ко рту)
Динь-динь-динь,
- Наклоняет головку (опустить ладошки вниз)
Бом-бом-бом,
- Растрепал всю прическу (провести ладошками по волосам)
Дзынь-дзынь-дзынь,
- Солнцу он улыбнулся (улыбнуться и похлопать в ладоши)
Наконец-то проснулся (постучать пальцами одной руки о пальцы другой)
Приложение 6
Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы
Игра "Тень"
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности.
Два ребенка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это "тень" первого. "Тень" должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.
Игра "Запретный номер"
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности.
Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники считают по очереди, вместо запретного числа - хлопают в ладоши
Игра "Вот он какой"
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности.
Ребенок без слов с помощью выразительных жестов "рассказывает" о размерах и формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой, заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.
Упражнение "Как ты себя чувствуешь?"
Упражнение направлено на развитие внимательности, эмпатии и умения чувствовать настроение другого.
Выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и рассказывает об этом. Дошкольник, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет.
Упражнение "Мое настроение"
Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать свое настроение и распознавать настроение других.
Ребенку предлагают поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом или показать в движении - все зависит от фантазии и желания дошкольника.
Упражнение "Общение в паре"
Упражнение направлено на развитие внимания и памяти.
Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о чем-нибудь, потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. Рассказывая, ребенок должен попытаться описать свои ощущения.
Упражнение "Сидящий - стоящий"
Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы.
Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную самостоятельно фразу с разным чувством: весело, со страхом, сердито, спокойно.
Упражнение "Исследование лица"
Упражнение направлено на развитие тактильной памяти.
Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу. Дошкольники одной шеренги закрывают глаза, в другой - меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедшего и называют их имена. Условие: дотрагиваться до одежды нельзя.
Упражнение "Зеркало"
Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать чужие эмоции.
Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой его повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх, боль, отвращение и т.д
Приложение 7
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ ДВИЖЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРАФАРЕТА
Цель: развивать у детей умения выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами. Ход занятия: Педагог предлагает детям рассмотреть панно, на котором котенок играет с клубками ниток, которые он размотал. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок. Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами. Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЕМ, КАК РАСПОЛОЖЕНЫ ТАРЕЛКИ НА СТОЛЕ»
Цель: упражнять детей в рисовании округлых и овальных форм, развивать умение различать предметы по величине от большой к маленькой. Для выполнения упражнения детям дают трафареты с прорезями трех кругов разной величины и прорезями трех овалов, расположенных между кругами. Овалы также разного размера, к ним пририсованы ручки. Ход занятия: Педагог говорит: «Дети, к нам в гости пришли три медведя. Давайте мы их угостим. Для этого нам нужна посуда: тарелки и ложки». Педагог показывает детям трафареты и предлагает обвести круги и овалы, а затем дорисовать к овалам ручки, чтобы получилась ложка. После выполнения задания медведи вместе с детьми смотрят, как выполнена вся работа, сравнивают с реальной сервировкой на столе, где расположены тарелки и ложки. Здесь же можно уточнить, с какой стороны тарелки расположена ложка.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЕМ СОЛНЫШКО»
Цель: упражнять детей в рисовании круглых форм и прямых линий. Ход занятия: «Наложите трафарет и нарисуйте круг». Дети находят на трафарете круг и обводят его. После этого снимается первая часть трафарета и педагог предлагает нарисовать лучи солнца пальчиком. В другом задании можно предложить детям нарисовать с помощью трафарета одуванчик, пуговицы на пальто, неваляшку, воздушные шары и т. д. Перед тем как дети начнут создавать сюжеты рисунков, надо научить их с помощью трафарета рисовать детали и предметы, которые затем могут войти в сюжет: облако, лодка, дождик, солнце, волны, елки, грибы, домик и т. д. Начинать рисование надо с более простых по форме предметов. Например: вначале рисуют солнце, позже облако или грибы, а потом елку, снеговика, неваляшку и др.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ В РИСОВАНИИ НАПРАВЛЕНИЙ ДВИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ
Материал: трафареты с изображением рыб, уток, гусей, машин, самолетов и др. Ход занятия: Педагог предлагает детям рассмотреть изображения на трафаретах и показывает, как можно путем переворота трафарета нарисовать предмет, а затем отпечатать его движущимся в другом направлении. После выполнения рисования предметов дети совместно с педагогом называют направления, в которых движутся на рисунке объекты: влево или вправо, вверх или вниз и т. д. Иногда можно предварять рисование выкладыванием из вырезанных по контуру изображений рисунка на фланелеграфе или же создавать предметные ситуации из игрушек, реальных предметов. Иногда целесообразно упражнять детей в определении и изображении движения и направления с опорой на словесное указание педагога: «Нарисуйте машину, едущую вправо и т. д.».
ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «УКРАСИМ ПРЕДМЕТЫ»
Цель: упражнять детей в умении заполнять ограниченное пространство в соответствии с заданной формой предметов. Ход занятия: Педагог предлагает детям трафареты с прорезями формы различных предметов: платья, шапки, полотенца, носового платка, чашки, косынки и др. Затем дети разрисовывают цветными изображения заданное пространство. В зависимости от уровня развития изобразительных навыков сложность контуров предметов определяется каждому ребенку индивидуально: один разрисовывает полотенце, другой — платье. Такие упражнения обогащают детские впечатления о форме реальных предметов, учат замечать общее между ними, в частности, что все предметы раскрашены цветными полосками, все они разные (посуда, одежда, белье и т. д.). Так формируются у детей умения обобщать предметы по одному сходному признаку, вне зависимости от их функционального назначения.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ В РИСОВАНИИ ЛИСТЬЕВ
И ВЕТОК ДЕРЕВЬЕВ С ЛИСТЬЯМИ
Материал к заданию: трафареты листьев различных пород деревьев. Ход занятия. Дети рассматривают трафареты, обследуют форму листьев. Затем педагог предлагает им обвести по контуру или трафарету листья. Задание может быть дано на скорость: кто из детей больше обведет листьев за определенный отрезок времени. В другом задании дети после обводки раскрашивают листья в разные цвета, так у них получается узор из цветных листьев, в следующем — создают узор из листьев и веток. Если дети способны рисовать предметы самостоятельно, можно дать задание создать образец сюжета на фланелеграфе из контурных изображений, а затем срисовать. Обязательное рисование по трафаретам идет только в случае затруднений, имеющихся у детей при изображении предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"
Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисоват...
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей ребёнка посредством нетрадиционных техник рисования»
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...
«Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования»
Описание различных нетрадиционных методов рисования....
Проект в старшей группе " Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники рисования "
Привычный традиционный набор художественных средств в какой-то мере ограничивает фантазию ребенка. Иногда он оказывается недостаточным, чтобы выразить все чувства и передать образы, возникающие в душе...
Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования"
Условия возникновения опыта«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. ...
Проект"Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования"
Рисование для ребенка – радостная и увлекательная деятельность, к которой не надо принуждать, но очень важно стимулировать, открывать новые возможности изобразительного творчества. Работая в дет...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ.
ldquo;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...