Кружок «Говорим по-русски»
методическая разработка (подготовительная группа)

Неяскина Галина Владимировна
Кружок
«Говорим по-русски»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx47.82 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок

«Говорим по-русски»

                                                                             

      Руководитель: Неяскина Галина Владимировна

                                                                                          

 

Название кружка: «Говорим по-русски»

Дети: средняя группа, старшая группа, подготовительная группа.

                                            Объяснительная записка:

       Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного социального развития. Вырастить и воспитать духовно прекрасного человека – венец всех трудов педагогов, воспитателей, родителей. Но нелегко и непросто открывать ребенку мир прекрасного, делать его чутким к красивому, учить ценить прекрасное. Оценка себя как личности, понимание и чувствование своей родины приходит к человеку постепенно и имеет своим истоком красоту, величие прошлого. Социальное и нравственное воспитание связано с культурой родного края, со знанием его прошлого и настоящего. Каждый ребенок живет в определенной культурной среде, слыша вокруг себя несколько языков. Раннее изучение родного языка затрагивает суть языковой способности,развивает его мышление, готовит к сосуществованию личности в социуме.

 

 Цель кружка: пробудить интерес к русскому языку и желание изучать его; воспитывать любовь к богатому наследию русского народа.

 

 Задачи обучения:

-познакомить с жанрами русского фольклора: сказки, потешки, поговорки, пословицы, загадки.

- расширить содержание сознания ребенка за счет приобщения его к истокам русской народной культуры, к историческому прошлому той территории, на которой мы живем.

-обогащать и активизировать словарный запас детей.

                               Используемая литература.

1.И.Г.Гаврилова. «Истоки русской народной культуры в детском саду». Санкт-Петербург,2008г. Детство –Пресс.

2.Т.В.Розе. «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей». М.:ОЛМА Медиа Групп,2009.

3.В.В.Гербова. «Приобщение детей к художественной литературе».Москва,2006,Мозаика-Синтез.

   

                         

                             Календарный план кружковой работы:

Сентябрь.

1.«Открой прекрасное в себе»

Цель: познакомить детей с кабинетом кружковой работы в детском саду, открыть ребенку мир прекрасного, мир рукотворных предметов старины.

2.«В доме бабушки Меланьи».

Цель: познакомить с интерьером русской избы, с предметами, созданными умелыми, искусными руками наших предков.

3.«Ложки точеные, ручки золоченые»

Цель: познакомить с предметами быта русского народа, их назначением.

Октябрь.

1.«Марья – искусница рассказывает».

Цель: познакомить с нарядом русской женщины.

2.«Сенькин кафтан».

Цель: познакомить с национальной мужской одеждой.

3.«Оренбургский пуховый платок».

Цель: познакомить с зимними головными уборами.

Ноябрь.

1.«Веселые деревянные сестрички»

Цель: познакомить с семеновской игрушкой – матрешкой.

2.«Что рассказал Ванюшка».

Цель: познакомить с антологией игрушки на Руси: соломенная, деревянная, тряпичная, современная игрушка – голыш.

3.«Бычок – смоляной бочок».

Цель: подробный рассказ о соломенной игрушке.

Декабрь.

1.«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Цель: познакомить детей с изображением русской действительности в прошлом; сказочные мотивы на полотнах В.Васнецова.

2.«Иван – царевич на сером волке».

Цель: продолжение знакомства с изображением русского быта на картинах В.Васнецова.

3.«Три богатыря»

Цель: дать представление об изображении богатырей как символа несгибаемого духа и гордости русского  народа. Рассматривание репродукции И.Репина.

Январь

1.«Наши подружки – чашки, ложки, кружки».

Цель: продолжение темы – деревянная утварь, ее роль в создании домашнего уюта русской избы.

2.«Доброму гостю хозяева рады…».

Цель: познакомить с пословицами, поговорками, отражающими жизнь, быт, семейные взаимоотношения русского народа.

Февраль.

1.«Ах ты, котенька, коток».

Цель: познакомить с мудростью русского народа, заключенной в детской потешке.

2.«Что за прелесть эти сказки».

Цель: знакомство с изображением жизни, быта, семейных взаимоотношений русского народа в волшебных и бытовых сказках.

3.«Маленькое чудо».

Цель: знакомство с пословицами и поговорками, отображающими жизнь, быт, отношения к семье, дружбе, работе русского народа.

Март.

1.Викторина «В гостях у бабушки Загадушки»

Цель: познакомить с загадкой, заключающей в себе многовековую мудрость народа.

2.«Ярмарка игрушек».

Цель: знакомство с дымковской глиняной игрушкой, продолжать учить понимать и ценить прекрасное.

3.«Веселая карусель».

Цель: знакомство с филимоновской глиняной игрушкой.

Апрель.

1.Пейзажист И.И.Шишкин.        

Цель: Знакомство с личностью великого художника И.И.Шишкина.

2. «Посиделки»

Цель: Познакомить детей с русским обычаем.

3.«Сказка ложь да  в ней намёк…»

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Царевна-лягушка.»

Май.

1.«Доброта и красота вырастают из одного корня»

Цель: обобщить представления детей о человеке в истории и культуре, содействовать эмоциональному отклику на эстетическую действительность русской народной культуры.

2.Викторина – соревнование «Умом да смекалкой»

Цель: дать возможность детям проявить себя творчески.

2. Подготовительный к школе возраст.

Сентябрь.

1.«Золотая бревенчатая изба».

Цель: знакомство с русской избой, как, кто ее строил, как представлено жилище в русской сказке.

2.«Татарская изба»

Цель: сравнить русскую и татарскую избу.  Что общего и чем отличаются жилища наших предков.

3.«Почему Емеля любил русскую печь?»

Цель: познакомить детей со значением русской печи.

Октябрь.

1.«На златом крыльце сидели…».

Цель: знакомство с частью избы – крыльцом, его назначением, ролью в обрядах, сказках.

2.«С природой дружить – голодным не быть».

Цель: выяснить, где селились наши предки славяне, почему?

3.«Как играли наши предки».

Цель: Выяснить, как играли дети в старину на Руси. Как играли в татарских деревнях?

Ноябрь.

1.«Бабушкин сундук».

Цель: познакомить детей с женским и мужским  костюмом, особенностями  русской одежды.

2. «Мой край родной»

Цель:Знакомство с произведениями русских художников, приобщать к русской национальной культуре.

3.«По следам богатырских коней».

Цель: знакомство с русской былиной, ее ролью в воспитании защитников Родины.

Декабрь.

1.«Песни о героях».

Цель: знакомство с русским  фольклором : сказки, баллады, былины.

2. «Ты загадку отгадай»

Цель: Отгадывание загадок о посуде, утвари, орудиях труда, ремеслах.

3.«Чарующий мир».

Цель: знакомство с малым фольклором: поговорки, пословицы. Выяснить, о ком больше придумано поговорок (конь), почему это было важно для наших предков.

Январь.

  1. «Илья Муромец и Соловей разбойник»

Цель:.Продолжать знакомить детей с былиной,помочь почувствовать красоту и выразительность былинной речи.

2.«Широкая Масленица пришла – веселье принесла».

Цель: продолжать знакомить с обрядами на Руси , показать, что наши предки могли и трудиться, и веселиться «удало».

Февраль.

1.«Гой ты, Русь моя родная…».

Цель: познакомить с изображением исторического прошлого Руси в живописи, стихах. Дать почувствовать гордость и любовь к своей Родине.

2. «В мире прекрасного»

Цель: Развивать художественное восприятие. Дать знания о видах искусства.

3.«Нет, не перевились еще богатыри на Руси».

Цель: познакомить детей с героическим прошлым родины, с героизмом народа, рассказать о преданности своей земле. Используя репродукции картин художественных произведений, дать возможность ощутить дух национального прошлого. Зародить гордость прошлым своего народа и осознание принадлежности к нему. Воспитывать познавательный интерес к истории Родины, понимание неразрывной связи «прошлого-настоящего».

Март.

1.«Во всех ты, душечка, нарядах хороша!»

Цель: Продолжать знакомить с русским народным костюмом; с обувью, которую носили: лапти, чеботы, сапоги; с головными уборами. Дать представление, о том, что все изготавливалось умелыми талантливыми руками русского народа.

2.«В низенькой светелке».

Цель: Познакомить детей  с бытом русской женщины .

Апрель.

1.  «Коли с добром – просим в дом».

Цель: знакомство с исконным русским гостеприимством. Продолжать знакомить с устным народным творчеством: пословицы, поговорки, прибаутки, песни, загадки, частушки.

2.  «Россия-Родина моя»

Цель: Углубить и уточнить представление о Родине- России, закрепить знания о флаге, гербе и гимне, закрепить знания о столице Москве.

3.«Поездка в Казань» (беседа)

Цель: Расширять представления детей о Казани-главном городе нашей республики- её исторических памятниках.

        Май.

1.«Через прекрасное к человеческому».

Цель: Выяснить и закрепить представления детей о быте наших предков. Воспитывать эмоциональный положительный отклик в душе ребенка на прекрасное. Формировать чувство гордости за свой народ.

2.«Добры молодцы и красны девицы».

Цель: Дать детям возможность проявить себя творчески.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся говорить по-русски

Программное содержание: вводить новые слова:школа, класс, доска,мел, парта, активизировать конструкции:”имя сущ.+имя прилаг..”личное местоимение + глагол”;предлог у+есть+местоим.+имя сущ.;”имя сущ.+ме...

Кружковая работа "Говорим по-русски"

Перспективный план для кружковой работы по обучению русскому языку, детей старшей и подготовительной групп....

Кружок "Учимся говорить правильно"

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.  У современных детей наблюдается задержка в развитии речи. Которая обусловленна тем, что родители мало общаются  с д...

"Сегодняшней работы на завтра не откладывай". Так говорится в русской пословице.

Мы решили провести субботник . Все работали с хорошем настроением. А после трудовой деятельности , устроили маленький концерт любимых песен....

Программа внеурочной деятельности по русскому языку. Кружок «Загадки русского языка»

Актуальность выбора курса «Загадки русского языка» определена тем, что у детей младшего школьного возраста слабо развиты речь, орфографическая зоркость, грамотность.Отличительными осо...

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно" (речевое направление ) для детей 4-7 лет. (Программа рассчитана на 1 год).

I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ1.1. ПояснительнаязапискаРабота по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольно...