Кружок «Говорим по-русски»
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Кружок
«Говорим по-русски»
Руководитель: Неяскина Галина Владимировна
Название кружка: «Говорим по-русски»
Дети: средняя группа, старшая группа, подготовительная группа.
Объяснительная записка:
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного социального развития. Вырастить и воспитать духовно прекрасного человека – венец всех трудов педагогов, воспитателей, родителей. Но нелегко и непросто открывать ребенку мир прекрасного, делать его чутким к красивому, учить ценить прекрасное. Оценка себя как личности, понимание и чувствование своей родины приходит к человеку постепенно и имеет своим истоком красоту, величие прошлого. Социальное и нравственное воспитание связано с культурой родного края, со знанием его прошлого и настоящего. Каждый ребенок живет в определенной культурной среде, слыша вокруг себя несколько языков. Раннее изучение родного языка затрагивает суть языковой способности,развивает его мышление, готовит к сосуществованию личности в социуме.
Цель кружка: пробудить интерес к русскому языку и желание изучать его; воспитывать любовь к богатому наследию русского народа.
Задачи обучения:
-познакомить с жанрами русского фольклора: сказки, потешки, поговорки, пословицы, загадки.
- расширить содержание сознания ребенка за счет приобщения его к истокам русской народной культуры, к историческому прошлому той территории, на которой мы живем.
-обогащать и активизировать словарный запас детей.
Используемая литература.
1.И.Г.Гаврилова. «Истоки русской народной культуры в детском саду». Санкт-Петербург,2008г. Детство –Пресс.
2.Т.В.Розе. «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей». М.:ОЛМА Медиа Групп,2009.
3.В.В.Гербова. «Приобщение детей к художественной литературе».Москва,2006,Мозаика-Синтез.
Календарный план кружковой работы:
Сентябрь.
1.«Открой прекрасное в себе»
Цель: познакомить детей с кабинетом кружковой работы в детском саду, открыть ребенку мир прекрасного, мир рукотворных предметов старины.
2.«В доме бабушки Меланьи».
Цель: познакомить с интерьером русской избы, с предметами, созданными умелыми, искусными руками наших предков.
3.«Ложки точеные, ручки золоченые»
Цель: познакомить с предметами быта русского народа, их назначением.
Октябрь.
1.«Марья – искусница рассказывает».
Цель: познакомить с нарядом русской женщины.
2.«Сенькин кафтан».
Цель: познакомить с национальной мужской одеждой.
3.«Оренбургский пуховый платок».
Цель: познакомить с зимними головными уборами.
Ноябрь.
1.«Веселые деревянные сестрички»
Цель: познакомить с семеновской игрушкой – матрешкой.
2.«Что рассказал Ванюшка».
Цель: познакомить с антологией игрушки на Руси: соломенная, деревянная, тряпичная, современная игрушка – голыш.
3.«Бычок – смоляной бочок».
Цель: подробный рассказ о соломенной игрушке.
Декабрь.
1.«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Цель: познакомить детей с изображением русской действительности в прошлом; сказочные мотивы на полотнах В.Васнецова.
2.«Иван – царевич на сером волке».
Цель: продолжение знакомства с изображением русского быта на картинах В.Васнецова.
3.«Три богатыря»
Цель: дать представление об изображении богатырей как символа несгибаемого духа и гордости русского народа. Рассматривание репродукции И.Репина.
Январь
1.«Наши подружки – чашки, ложки, кружки».
Цель: продолжение темы – деревянная утварь, ее роль в создании домашнего уюта русской избы.
2.«Доброму гостю хозяева рады…».
Цель: познакомить с пословицами, поговорками, отражающими жизнь, быт, семейные взаимоотношения русского народа.
Февраль.
1.«Ах ты, котенька, коток».
Цель: познакомить с мудростью русского народа, заключенной в детской потешке.
2.«Что за прелесть эти сказки».
Цель: знакомство с изображением жизни, быта, семейных взаимоотношений русского народа в волшебных и бытовых сказках.
3.«Маленькое чудо».
Цель: знакомство с пословицами и поговорками, отображающими жизнь, быт, отношения к семье, дружбе, работе русского народа.
Март.
1.Викторина «В гостях у бабушки Загадушки»
Цель: познакомить с загадкой, заключающей в себе многовековую мудрость народа.
2.«Ярмарка игрушек».
Цель: знакомство с дымковской глиняной игрушкой, продолжать учить понимать и ценить прекрасное.
3.«Веселая карусель».
Цель: знакомство с филимоновской глиняной игрушкой.
Апрель.
1.Пейзажист И.И.Шишкин.
Цель: Знакомство с личностью великого художника И.И.Шишкина.
2. «Посиделки»
Цель: Познакомить детей с русским обычаем.
3.«Сказка ложь да в ней намёк…»
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Царевна-лягушка.»
Май.
1.«Доброта и красота вырастают из одного корня»
Цель: обобщить представления детей о человеке в истории и культуре, содействовать эмоциональному отклику на эстетическую действительность русской народной культуры.
2.Викторина – соревнование «Умом да смекалкой»
Цель: дать возможность детям проявить себя творчески.
2. Подготовительный к школе возраст.
Сентябрь.
1.«Золотая бревенчатая изба».
Цель: знакомство с русской избой, как, кто ее строил, как представлено жилище в русской сказке.
2.«Татарская изба»
Цель: сравнить русскую и татарскую избу. Что общего и чем отличаются жилища наших предков.
3.«Почему Емеля любил русскую печь?»
Цель: познакомить детей со значением русской печи.
Октябрь.
1.«На златом крыльце сидели…».
Цель: знакомство с частью избы – крыльцом, его назначением, ролью в обрядах, сказках.
2.«С природой дружить – голодным не быть».
Цель: выяснить, где селились наши предки славяне, почему?
3.«Как играли наши предки».
Цель: Выяснить, как играли дети в старину на Руси. Как играли в татарских деревнях?
Ноябрь.
1.«Бабушкин сундук».
Цель: познакомить детей с женским и мужским костюмом, особенностями русской одежды.
2. «Мой край родной»
Цель:Знакомство с произведениями русских художников, приобщать к русской национальной культуре.
3.«По следам богатырских коней».
Цель: знакомство с русской былиной, ее ролью в воспитании защитников Родины.
Декабрь.
1.«Песни о героях».
Цель: знакомство с русским фольклором : сказки, баллады, былины.
2. «Ты загадку отгадай»
Цель: Отгадывание загадок о посуде, утвари, орудиях труда, ремеслах.
3.«Чарующий мир».
Цель: знакомство с малым фольклором: поговорки, пословицы. Выяснить, о ком больше придумано поговорок (конь), почему это было важно для наших предков.
Январь.
- «Илья Муромец и Соловей разбойник»
Цель:.Продолжать знакомить детей с былиной,помочь почувствовать красоту и выразительность былинной речи.
2.«Широкая Масленица пришла – веселье принесла».
Цель: продолжать знакомить с обрядами на Руси , показать, что наши предки могли и трудиться, и веселиться «удало».
Февраль.
1.«Гой ты, Русь моя родная…».
Цель: познакомить с изображением исторического прошлого Руси в живописи, стихах. Дать почувствовать гордость и любовь к своей Родине.
2. «В мире прекрасного»
Цель: Развивать художественное восприятие. Дать знания о видах искусства.
3.«Нет, не перевились еще богатыри на Руси».
Цель: познакомить детей с героическим прошлым родины, с героизмом народа, рассказать о преданности своей земле. Используя репродукции картин художественных произведений, дать возможность ощутить дух национального прошлого. Зародить гордость прошлым своего народа и осознание принадлежности к нему. Воспитывать познавательный интерес к истории Родины, понимание неразрывной связи «прошлого-настоящего».
Март.
1.«Во всех ты, душечка, нарядах хороша!»
Цель: Продолжать знакомить с русским народным костюмом; с обувью, которую носили: лапти, чеботы, сапоги; с головными уборами. Дать представление, о том, что все изготавливалось умелыми талантливыми руками русского народа.
2.«В низенькой светелке».
Цель: Познакомить детей с бытом русской женщины .
Апрель.
1. «Коли с добром – просим в дом».
Цель: знакомство с исконным русским гостеприимством. Продолжать знакомить с устным народным творчеством: пословицы, поговорки, прибаутки, песни, загадки, частушки.
2. «Россия-Родина моя»
Цель: Углубить и уточнить представление о Родине- России, закрепить знания о флаге, гербе и гимне, закрепить знания о столице Москве.
3.«Поездка в Казань» (беседа)
Цель: Расширять представления детей о Казани-главном городе нашей республики- её исторических памятниках.
Май.
1.«Через прекрасное к человеческому».
Цель: Выяснить и закрепить представления детей о быте наших предков. Воспитывать эмоциональный положительный отклик в душе ребенка на прекрасное. Формировать чувство гордости за свой народ.
2.«Добры молодцы и красны девицы».
Цель: Дать детям возможность проявить себя творчески.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся говорить по-русски
Программное содержание: вводить новые слова:школа, класс, доска,мел, парта, активизировать конструкции:”имя сущ.+имя прилаг..”личное местоимение + глагол”;предлог у+есть+местоим.+имя сущ.;”имя сущ.+ме...
Кружковая работа "Говорим по-русски"
Перспективный план для кружковой работы по обучению русскому языку, детей старшей и подготовительной групп....
Кружок "Учимся говорить правильно"
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. У современных детей наблюдается задержка в развитии речи. Которая обусловленна тем, что родители мало общаются с д...
"Сегодняшней работы на завтра не откладывай". Так говорится в русской пословице.
Мы решили провести субботник . Все работали с хорошем настроением. А после трудовой деятельности , устроили маленький концерт любимых песен....
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно"(речевое направление )для детей 4-7 лет.
СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ……………………………………………………&helli...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку. Кружок «Загадки русского языка»
Актуальность выбора курса «Загадки русского языка» определена тем, что у детей младшего школьного возраста слабо развиты речь, орфографическая зоркость, грамотность.Отличительными осо...
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно" (речевое направление ) для детей 4-7 лет. (Программа рассчитана на 1 год).
I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ1.1. ПояснительнаязапискаРабота по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольно...