Кружковая работа "Говорим по-русски"
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа) на тему

Махмутова Сакина Ахматовна

Перспективный план для кружковой работы по обучению русскому языку, детей старшей и подготовительной групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.kruzhkovaya_rabota.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

            Кружок

    «Говорим по-русски»

                                                                             

                                                                               Руководитель:

                                                                Махмутова С.А.

                                                                            Воспитатель по обучению

                                                                                       русскому языку ,I категория.                          

 

Название кружка: «Говорим по-русски»

Общее число участников: 37 детей

Руководитель: Махмутова С.А.

Дети: средняя группа, старшая группа, подготовительная группа.

Место проведения: кабинет кружковой работы.

Время проведения:

Среда  15.30

Четверг  15.30


                                            Объяснительная записка:

       Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного социального развития. Вырастить и воспитать духовно прекрасного человека – венец всех трудов педагогов, воспитателей, родителей. Но нелегко и непросто открывать ребенку мир прекрасного, делать его чутким к красивому, учить ценить прекрасное. Оценка себя как личности, понимание и чувствование своей родины приходит к человеку постепенно и имеет своим истоком красоту, величие прошлого. Социальное и нравственное воспитание связано с культурой родного края, со знанием его прошлого и настоящего. Каждый ребенок живет в определенной культурной среде, слыша вокруг себя несколько языков. Раннее изучение второго языка затрагивает суть языковой способности индивидууму,развивает его мышление, готовит к сосуществованию личности с представителями других национальностей.

 

 Цель кружка: пробудить интерес к русскому языку и желание изучать его; воспитывать любовь к богатому наследию русского народа.

 

 Задачи обучения:

-познакомить с жанрами русского фольклора: сказки, потешки, поговорки, пословицы, загадки.

- расширить содержание сознания ребенка за счет приобщения его к истокам русской народной культуры, к историческому прошлому той территории, на которой мы живем.

-обогащать и активизировать словарный запас детей.

                               Используемая литература.

1.И.Г.Гаврилова. «Истоки русской народной культуры в детском саду». Санкт-Петербург,2008г. Детство –Пресс.

2.Т.В.Розе. «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей». М.:ОЛМА Медиа Групп,2009.

3.В.В.Гербова. «Приобщение детей к художественной литературе».Москва,2006,Мозаика-Синтез.

   

                         

                             Календарный план кружковой работы:

Сентябрь.

1.«Открой прекрасное в себе»

Цель: познакомить детей с кабинетом кружковой работы в детском саду, открыть ребенку мир прекрасного, мир рукотворных предметов старины.

2.«В доме бабушки Меланьи».

Цель: познакомить с интерьером русской избы, с предметами, созданными умелыми, искусными руками наших предков.

3.«Ложки точеные, ручки золоченые»

Цель: познакомить с предметами быта русского народа, их назначением.

Октябрь.

1.«Марья – искусница рассказывает».

Цель: познакомить с нарядом русской женщины.

2.«Сенькин кафтан».

Цель: познакомить с национальной мужской одеждой.

3.«Оренбургский пуховый платок».

Цель: познакомить с зимними головными уборами.

Ноябрь.

1.«Веселые деревянные сестрички»

Цель: познакомить с семеновской игрушкой – матрешкой.

2.«Что рассказал Ванюшка».

Цель: познакомить с антологией игрушки на Руси: соломенная, деревянная, тряпичная, современная игрушка – голыш.

3.«Бычок – смоляной бочок».

Цель: подробный рассказ о соломенной игрушке.

Декабрь.

1.«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Цель: познакомить детей с изображением русской действительности в прошлом; сказочные мотивы на полотнах В.Васнецова.

2.«Иван – царевич на сером волке».

Цель: продолжение знакомства с изображением русского быта на картинах В.Васнецова.

3.«Три богатыря»

Цель: дать представление об изображении богатырей как символа несгибаемого духа и гордости русского  народа. Рассматривание репродукции И.Репина.

Январь

1.«Наши подружки – чашки, ложки, кружки».

Цель: продолжение темы – деревянная утварь, ее роль в создании домашнего уюта русской избы.

2.«Доброму гостю хозяева рады…».

Цель: познакомить с пословицами, поговорками, отражающими жизнь, быт, семейные взаимоотношения русского народа.

Февраль.

1.«Ах ты, котенька, коток».

Цель: познакомить с мудростью русского народа, заключенной в детской потешке.

2.«Что за прелесть эти сказки».

Цель: знакомство с изображением жизни, быта, семейных взаимоотношений русского народа в волшебных и бытовых сказках.

3.«Маленькое чудо».

Цель: знакомство с пословицами и поговорками, отображающими жизнь, быт, отношения к семье, дружбе, работе русского народа.

Март.

1.Викторина «В гостях у бабушки Загадушки»

Цель: познакомить с загадкой, заключающей в себе многовековую мудрость народа.

2.«Ярмарка игрушек».

Цель: знакомство с дымковской глиняной игрушкой, продолжать учить понимать и ценить прекрасное.

3.«Веселая карусель».

Цель: знакомство с филимоновской глиняной игрушкой.

Апрель.

1.Пейзажист И.И.Шишкин.        

Цель: Знакомство с личностью великого художника И.И.Шишкина.

2. «Посиделки»

Цель: Познакомить детей с русским обычаем.

3.«Сказка ложь да  в ней намёк…»

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Царевна-лягушка.»

Май.

1.«Доброта и красота вырастают из одного корня»

Цель: обобщить представления детей о человеке в истории и культуре, содействовать эмоциональному отклику на эстетическую действительность русской народной культуры.

2.Викторина – соревнование «Умом да смекалкой»

Цель: дать возможность детям проявить себя творчески.

2. Подготовительный к школе возраст.

Сентябрь.

1.«Золотая бревенчатая изба».

Цель: знакомство с русской избой, как, кто ее строил, как представлено жилище в русской сказке.

2.«Татарская изба»

Цель: сравнить русскую и татарскую избу.  Что общего и чем отличаются жилища наших предков.

3.«Почему Емеля любил русскую печь?»

Цель: познакомить детей со значением русской печи.

Октябрь.

1.«На златом крыльце сидели…».

Цель: знакомство с частью избы – крыльцом, его назначением, ролью в обрядах, сказках.

2.«С природой дружить – голодным не быть».

Цель: выяснить, где селились наши предки славяне, почему?

3.«Как играли наши предки».

Цель: Выяснить, как играли дети в старину на Руси. Как играли в татарских деревнях?

Ноябрь.

1.«Бабушкин сундук».

Цель: познакомить детей с женским и мужским  костюмом, особенностями  русской одежды.

2. «Мой край родной»

Цель:Знакомство с произведениями русских художников, приобщать к русской национальной культуре.

3.«По следам богатырских коней».

Цель: знакомство с русской былиной, ее ролью в воспитании защитников Родины.

Декабрь.

1.«Песни о героях».

Цель: знакомство с русским  фольклором : сказки, баллады, былины.

2. «Ты загадку отгадай»

Цель: Отгадывание загадок о посуде, утвари, орудиях труда, ремеслах.

3.«Чарующий мир».

Цель: знакомство с малым фольклором: поговорки, пословицы. Выяснить, о ком больше придумано поговорок (конь), почему это было важно для наших предков.

Январь.

  1. «Илья Муромец и Соловей разбойник»

Цель:.Продолжать знакомить детей с былиной,помочь почувствовать красоту и выразительность былинной речи.

2.«Широкая Масленица пришла – веселье принесла».

Цель: продолжать знакомить с обрядами на Руси , показать, что наши предки могли и трудиться, и веселиться «удало».

Февраль.

1.«Гой ты, Русь моя родная…».

Цель: познакомить с изображением исторического прошлого Руси в живописи, стихах. Дать почувствовать гордость и любовь к своей Родине.

2. «В мире прекрасного»

Цель: Развивать художественное восприятие. Дать знания о видах искусства.

3.«Нет, не перевились еще богатыри на Руси».

Цель: познакомить детей с героическим прошлым родины, с героизмом народа, рассказать о преданности своей земле. Используя репродукции картин художественных произведений, дать возможность ощутить дух национального прошлого. Зародить гордость прошлым своего народа и осознание принадлежности к нему. Воспитывать познавательный интерес к истории Родины, понимание неразрывной связи «прошлого-настоящего».

Март.

1.«Во всех ты, душечка, нарядах хороша!»

Цель: Продолжать знакомить с русским народным костюмом; с обувью, которую носили: лапти, чеботы, сапоги; с головными уборами. Дать представление, о том, что все изготавливалось умелыми талантливыми руками русского народа.

2.«В низенькой светелке».

Цель: Познакомить детей  с бытом русской женщины .

Апрель.

1.  «Коли с добром – просим в дом».

Цель: знакомство с исконным русским гостеприимством. Продолжать знакомить с устным народным творчеством: пословицы, поговорки, прибаутки, песни, загадки, частушки.

2.  «Россия-Родина моя»

Цель: Углубить и уточнить представление о Родине- России, закрепить знания о флаге, гербе и гимне, закрепить знания о столице Москве.

3.«Поездка в Казань» (беседа)

Цель: Расширять представления детей о Казани-главном городе нашей республики- её исторических памятниках.

        Май.

1.«Через прекрасное к человеческому».

Цель: Выяснить и закрепить представления детей о быте наших предков. Воспитывать эмоциональный положительный отклик в душе ребенка на прекрасное. Формировать чувство гордости за свой народ.

2.«Добры молодцы и красны девицы».

Цель: Дать детям возможность проявить себя творчески.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования ( кружковая работа ) "Русские куклы"

  Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоен...

«Организация кружковой работы как форма приобщения детей подготовительной к школе группы к русской культуре (на примере деятельности фольклорного кружка «Посиделки у Алёнки»)»

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления  региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»....

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ по кружковой работе «Русская берёза»

В занятии "Русская берёза" присутствуют все образовательные области, закрепляется весь ранее изученный материал. Даётся описание берёзе, читаются стихи,пословицы, приметы, работа с картинами известных...

Богатыри Земли русской (Конспект занятия по кружковой работе)

Дети узнают о героях-богатырях древней Руси,в которой они жили 1000 лет тому назад. У детей формируется понятие о богатырях (Это храбрые воины,защитники русской земли.Дети учутся подбирать синонимы к ...

Кружковая работа по приобщению к русской народной культуре через знакомство с народными календарными праздниками «Березка»

Кружковая работа «Березка» направлена на ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей....

Кружковая работа " Использование русского народного фольклора как средство развития детей среднего дошкольного возраста"

Фольклор - Это устное народное творчество. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы  народа. Детство - это то время, когда возможно подлинное, искренее погружение в истоки национальной культ...