Конспект НОД «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-игровой деятельности с применением нетрадиционных инструментов»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Балашова Валентина Александровна

Конспект НОД «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-игровой деятельности с применением нетрадиционных инструментов»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытой НОД

«Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-игровой деятельности с применением нетрадиционных инструментов».

Старшая группа

Цель: Развитие чувства ритма через музыкально-игровую деятельность.

Задачи:

1) Развивать умение чувствовать сильные и слабые доли в музыке, различать длительность звуков.

2) Развивать умение придумывать ритмический рисунок, выразительно и ритмично двигаться, играть в оркестре.

3) Развивать память, внимание, мышление, речь, коммуникативные навыки.

Музыкальный материал:

1. «Паровоз Букашка», сл. А. Морозова, муз. А. Ермолова

2.Игра-приветствие «Здравствуйте» (Орф технология)

2.  Музыкально-ритмическая игра «Скачут  две лошадки»(игра на клавесах)

     3. «Ритмическая змейка» (Орф технология)

     4. «Ритмическая игра на орешках»

5. «Ритмическая игра со стаканчиками»

     6. Игра «Угадай на чем играю»

7. «Ритмические схемы»(ИКТ)

8. Игра на музыкальных инструментах «Мастер Жук» (ИКТ)

9.Осенняя песня по желанию детей

10.«Озорная полька» Вераскина

Материалы и оборудование: Музыкальный центр, проектор, экран,  орешки, ритмические палочки (клавесы), стаканчики, музыкальные инструменты по количеству детей, приглашение от короля Ритма

Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, музыкотерапия, ритмопластика, технология проблемного обучения,  орф -  технология и ИКТ.

Звучит песня «Паровоз Букашка».

Дети заходят в колонне друг за другом, левая рука на плече у впереди стоящего ребенка, правой рукой помахивают «привет». Идут змейкой, останавливаются полукругом.

Муз. Рук:  Придумано кем-то просто и мудро

                    При встрече здороваться: «Доброе утро!»

                    Доброе утро - солнцу и птицам,  

                    Доброе утро – улыбчивым лицам.

                    И каждый становится добрым, доверчивым

                    Пусть доброе утро длится до вечера.

Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте пожелаем друг другу доброго утра.

Дети исполняют  ритмическую  речевую игру – приветствие 

Музыкальная игра-приветствие «Здравствуйте» (орф-технология)

I      Ти-ки ти-ки ТА ТА (по коленям)

        Здрав-ствуй-те         (в ладошки)

II     Кружение в одну сторону (лодочкой в паре), на 4 долю хлопок в ладоши,

       Движение в другую сторону.

На проигрыш идем в рассыпную и ищем себе новую пару. Игра повторяется сначала.

Муз. рук.: Ребята, мы сегодня  получили приглашение - приехать в музыкальное королевство Ритма. Этим королевством управляет знаменитый король Ритм. Вам знакомо это слово? Что же  такое ритм?

Дети: Это чередование долгих и коротких звуков.

Муз рук: Верно, ребята.  Ну что, готовы к путешествию по царству его величества Ритма? Я предлагаю свое путешествие начать с конной прогулки, согласны?  Тогда разбирайте палочки. Путешествие начинается!

«Скачут две лошадки»

- игра на ритмических палочках (клавесах)

сл. Н. Кучинской, муз. Ф. Лещинской.

1 куплет:   

Скачут, скачут две лошадки,                   Стучат палочками о пол

Но, но, но!                                                 Палочка о палочку

Мчатся, мчатся, без оглядки,                             Стучат палочками о пол

Но, но, но!                                                 Палочка о палочку

Скачут, скачут в город новый,                Стучат палочками о пол

Цок, цок, цок!                                            Палочка о палочку

Звонко цокают подковы,                          Стучат палочками о пол

 Цок, цок, цок!                                                 Палочка о палочку

2 куплет:     

Вы лошадки нас возьмите                            Палочка о палочку – палочкой о пол

Да, да, да!                                                  Палочка о палочку

Быстро в  город нас домчите?                     Палочка о палочку – палочкой о пол

Да, да, да!                                                  Палочка о палочку

Эй, лошадки, на пригорок       палочка о палочку – палочку вверх (слушаем паузу)

Скок, скок, скок!

Вот он город, новый город

Стоп, стоп, стоп!

3 куплет:  

Без слов                                            О свою палочку – у соседа (слушаем паузу) поцокать язычком

Вариант игры: варьируем жесты и удары, можно выполнять в парах, дать возможность ребенку придумывать свои движения и т.д.

Муз рук: Здорово прокатились!  А дальше мы отправимся с вами на веселой змейке.

«Ритмическая змейка» (орф-технология)

Дети встают змейкой (в старших группах в 2 змейки). Голова – туловище – хвост. Под музыку двигаются за головой. Голова показывает разнообразные двигательные и ритмические движения – все остальные повторяют. По сигналу (удар в бубен или хлопок), голова становится в хвост, головой становится следующий ребенок. Придумывает свои движения. Двигаясь в двух змейках, важно умение правильно распределять пространство, не натыкаться на другую змейку.

Муз. Рук:  Итак, мы находимся у границы Королевства, но, чтобы попасть к королю Ритму, нужен пропуск, но я не знаю, что это, может в нашем приглашении есть подсказка?

Муз. рук.(читает):  Чтобы зайти в королевство нужно удивить короля. Но чем же нам его удивить?

Дети: Станцевать, поиграть на музыкальных инструментах.

Муз. рук.Есть у меня волшебная коробочка, с необычными инструментами, на них-то мы и поиграем. Вот удивится король!

Муз. Рук.: Давайте посмотрим, что же здесь лежит. Это стаканчики и орешки. А как вы думаете, как с ними можно играть.

Дети: Предлагают варианты.

Муз. Рук.: Давайте попробуем, это очень увлекательно!

«Ритмическая игра на орешках»

Дети располагаются на ковре, образуя круг. Один орех в левой руке, 2-й – рядом на полу. Правой рукой показываем и произносим слова, сопровождая движениями по тексту. На 2 часть музыки, берем 2 орех и ритмично стучим ими. Первоначальное разучивание с текстом, впоследствии без проговаривания слов вслух, под музыкальный фрагмент.

I    У меня, у соседа, взял, отдал.

II   Стучим орехами

«Ритмическая игра со стаканчиками»

Дети располагаются по кругу. Левую руку показали и убрали назад, чтобы она не мешала. Правой рукой берем – отдаем 

Ход игры: ведущий прохлопывает определенный ритм, затем передает стакан соседу, который присоединяется к прохлопыванию его ритма; на ритмическом фоне, полученным при перестановке стаканов поем любую попевку, потешку. («Как у деда Ермолая») .   Проговаривая слова вслух, по 1 стакану ведущий начинает отдавать соседу справа. Затем меняем руки и направление движения стакана – постепенно собирая стаканы.

На экране появляется Ритм

Ритм. Это что за чудеса? Вас приветствую, друзья. Вижу, не случайно оказались вы в моем королевстве, потому что любите музыку. Приглашаю вас пройтись по улицам королевства, но на каждой улице вам предстоит выполнить задание. И тогда вы станете почетными гостями. Итак, первая улица «Угадай-ка, поиграй-ка». Вам нужно угадать музыкальный инструмент.  Все внимание на экран.

Игра «Угадай инструмент» (ИКТ)

                                (На экране включается видеоролик) 

(В процессе игры дети отвечают на вопросы музыкального руководителя. Мелодический или шумовой, струнный, клавишный, ударный и т.д.)

Ритм: Отлично справились с заданием. А нас ждет следующая улица: «Загадочная». Нужно разгадать и прочитать загадки, спрятанные в схеме. Внимание на экран.

Муз. рук.: Ребята, задание сложное, но я уверена, что вы справитесь. Смотрите на веточке листочки. Что обозначают большие листочки?

Дети: Длинные звуки.

Муз. рук.: А маленькие?  

Дети: Короткие.

Муз. рук.:  Уважаемый Король Ритм, мы готовы.

«Ритмические схемы»

(Дети исполняют ритм по схемам. Слайды)

Ритм. Это была разминка, а теперь музыкальное письмо. Внимание на экран. Звучит оркестр, разбирайте инструменты.

Игра на музыкальных инструментах «Мастер Жук»

(Дети смотрят видеоролик и под музыку играют ритмический рисунок, изображенный на экране. Каждый инструмент играет свою партию)

Ритм. Ребята, в моем королевстве тоже поздняя осень. А вы знаете песни  про осень?

Дети: Да.

Муз. рук.:  Ребята, какую песню вы хотите спеть?

(Исполнение осенней песни по желанию детей)

Осенняя песня

Ритм. Следующая улица – Веселинка. Кто попадает на эту улицу, тот весело танцует.

Муз. рук.: Ребята, какое произведение звучит?

Дети: Полька

 Муз. рук. Это какой музыкальный жанр?

 Дети: Танец

Муз. рук.: Приглашаю в круг всем встать, вместе польку станцевать.

«Озорная полька» Вераскина

Рефлексия:

Ритм.: Ребята, вам понравилось в моем королевстве?

Муз. рук.: Какие улицы вам больше всего понравились?

Ответы  детей

Муз. рук.: Вам было интересно? И мне с вами. А нашим гостям понравилось путешествие?

Ритм: Вы справились со всеми заданиями. Поэтому награждаю вас титулами почетных гостей моего государства и вручаю вам эти медали.

Муз. рук: А теперь пора отправляться обратно, но мы обязательно с вами встретимся господин король Ритм. До свидания.

Дети уезжают под песню «Паровоз букашка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в мн...

Роль развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, ...

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-двигательной деятельности

Введение Актуальность проблемы. Ритм, как определенное чередование долгих и коротких длительностей – один из первоисточников, первоэлементов музыки, и одно из основных ее выразительных средств. В...

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности

В данной статье представлен мой опыт работы по данной теме.Цель работы - помочь  детям  активно  войти  в  мир  музыки, стимулировать развитие музыкально - ритмических сп...

Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возрастаЕще в раннем возрасте дети откликаются на веселую плясовую музыку, с большим интересом прислушива...

Музыкально-ритмическая игра как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

В детском саду закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально - эстетические идеалы, вкусы и потребности дошкольников. Большое значение приобретают занятия ...