Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка

Анашкина Татьяна Геннадьевна

Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста

 

Цель мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования путем транслирования опыта работы по использованию игр и упражнений по развитию слухового восприятия у старших дошкольников.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами развития слухового восприятия, через игры и упражнения

- раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения игровых заданий;

- показать практическую значимость использования данных игр и упражнений, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности с детьми.

 


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_anashkina.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Цель мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования путем транслирования опыта работы по использованию игр и упражнений по развитию слухового восприятия у старших дошкольников.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами развития слухового восприятия, через игры и упражнения

- раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения игровых заданий;

- показать практическую значимость использования данных игр и упражнений, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности с детьми.

Ход:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: «Развитие слухового восприятия  детей старшего дошкольного возраста». В современном мире, наполненном яркими красками и образами реклам, телевидения, интернет-контента зачастую на второй план уходит звуковая информация, хотя именно она несет правильное представление о предметах и явлениях. Просто увидев впервые изображение, например, мяча, ребенок не до конца понимает все возможности его использования, а вот речевая инструкция взрослого способствует формированию правильного представления о предмете, его использовании. Поэтому не стоит пренебрегать развитием слухового восприятия у детей. Вы, наверное, обращали внимание на проблемы со слуховой памятью у детей. Главная из них заключается в том, что дети, казалось бы, слушают, но не слышат слов взрослого (инструкций, указаний, пояснений). Часто дошкольники не могут сосредоточиться на звуковом материале. Порой им сложно запоминать и воспроизводить информацию, которую они услышали. Или действовать в соответствии с речевой инструкцией. Никто не станет отрицать важность слухового восприятия и слуховой памяти для ребенка, который собирается пойти в школу. Многие проблемы будущих первоклашек связаны с недостаточным развитием слухового восприятия. Оно к тому же связано с речевым развитием и во многом определяет успешность будущего первоклассника.

Почему слуховое восприятие важно? Оно помогает нам понимать смысл сказанного.

Как определить, хорошо ли развито слуховое внимание у ребёнка? Есть несколько способов.

1способ. Лист бумаги разделить с помощью карандаша на 4 квадрата. Задать ребенку подобные задания: в правом верхнем квадрате, в его правом верхнем углу нарисовать солнце; в левом нижнем квадрате, в его правом нижнем углу нарисовать цветок и т.д. стараясь задействовать все возможные варианты.

2 способ. Упражнение "Выбери лишнее". Из предложенных слов выбрать лишнее и объяснить, почему так считает. Например, тарелка, кружка, стол, ложка. Лишнее слово стол, т.к. это мебель, а все остальное посуда и т.д.

3 способ.  Предложите ребенку повторить за вами ритм, который вы прохлопаете в ладоши. Если ребёнок с трудом справляется с этими заданиями, то, скорее всего его звуковое внимание развито недостаточно.

Игры на развитие слухового восприятия.

1. Потопаем-похлопаем

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: развивать у детей умение переключать слуховое внимание, выполнять действия, согласованные с ритмом.

Необходимое оборудование: бубен.

Ход игры (в ней может участвовать неограниченное количество участников). Дети становятся в круг, ведущий объясняет правила игры. Взяв бубен, он негромко стучит по нему и объясняет, что, когда звук такой тихий, надо хлопать в ладоши. Затем бьет в бубен громче и объясняет, что дети, услышав такой громкий звук, должны топать ногами.

После этого несколько раз нужно прорепетировать: ведущий бьет в бубен то громко, то тихо — дети то хлопают в ладоши, то топают ногами.

Суть игры состоит в том, что ведущий не просто чередует силу звука, но и выстукивает определенный ритм, который дети должны повторить.

Примечание. У этой игры может быть несколько вариаций. Например, участникам игры можно предложить не встать в круг, а сесть на стульчики. Можно наоборот заставить их подвигаться (топая ногами, они должны не стоять на месте, а ходить по кругу; хлопая в ладоши, — останавливаться и поворачиваться лицом к центру круга). Кроме того, предварительно ведущий может разучить с детьми стихотворения, которые основаны на повторении разных согласных звуков (звонких и глухих), и декламировать его в такт во время игры.

2. Тише-тише

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: научить детей воспринимать команды и просьбы на слух независимо от силы звука.

Необходимое оборудование: несколько игрушек (любимая собачка, кукла, мишка, игрушечное ведерко). Всего потребуется 5—6 игрушек.

Ход игры (в игре одновременно могут принимать участие не более двух игроков: один берет на себя функции ведущего, другой выполняет задания. Если игра проходит среди маленьких детей, то ведущим должен быть взрослый: понимая смысл заданий, сами дети еще не могут грамотно их сформулировать). Ведущий кладет игрушки возле игрока, а сам отходит от него на расстояние 2—3 м. С этого расстояния ведущий должен шепотом окликнуть игрока и все так же шепотом дать ему какое-нибудь задание (например, поменять мишку и куклу местами, перевернуть ведерко донышком вверх и т. д.). Задания должны быть простыми, формулировать и произносить их следует четко.

Примечание. Если игра проходит с детьми более старшего возраста (5—6 лет), то ее можно усложнить (например, увеличить количество участников игры до 5—6). Ведущий будет по очереди окликать игроков и давать им задания. Задача игрока в этом случае — не просто правильно выполнить задание, но и понять, кому оно адресовано.

3. Хлопни на слово

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развить слуховое восприятие и внимание ребенка. Игра способствует развитию быстроты реакции у детей.

Ход игры (в игре может участвовать практически неограниченное количество игроков). Ведущий объясняет правила. Они состоят в том, что дети должны внимательно слушать ведущего и хлопать в ладоши, услышав загаданное слово. Например, этим словом будет слово «три». Ведущий быстро читает цепочку слов: «Арбуз — волк — тарелка — тройка (кто хлопнет в ладоши при этом слове, выбывает из игры) — сказка — ложка — труба (в этом слове, как и в слове «три», есть звукосочетание «тр»; кто хлопнул в ладоши, выбывает из игры) — ребус — труд — книга — смотри (в слове есть звукосочетание «три», но само слово не является заданным, так что хлопнувший в ладоши выбывает из игры) — говори — три (кто хлопнул в ладоши, остается в игре) — два — один — единица — синица — краски — яблоко — вишня — игрушка — три поросенка (в словосочетании есть слово «три», так что именно в этом месте надо было хлопать в ладоши).

Цепочку слов при желании можно продолжать. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Примечание. Разумеется, ведущий может придумывать цепочки и с другими словами. Важно, чтобы они не были слишком сложными. Обязательное условие игры: слова должны читаться ведущим в быстром темпе.

4. Отгадай, что звучит

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: научить детей распознавать звучание разных предметов и определять, из какого материала они сделаны.

Необходимое оборудование: емкости из различных материалов. Например, можно взять стеклянный стакан, деревянную коробочку, металлическую миску и т. д. Варианты могут быть самыми разными: важно, чтобы они по-разному звучали. Кроме того, для игры понадобятся палочка от игрушечного барабана (можно воспользоваться и обычным карандашом) и платок или шарф, чтобы завязывать глаза.

Ход игры. Ведущий расставляет на столе емкости и объясняет, какой предмет как звучит, ударяя по нему палочкой. Продемонстрировав звучание предметов несколько раз, ведущий выбирает первого игрока. Игроку завязывают глаза (или просто сажают спиной к столу с емкостями), после чего ведущий поочередно ударяет палочкой по «музыкальным инструментам». Задача игрока — определить на слух, какой предмет звучит: деревянный, стеклянный или другой. Если игрок угадал все правильно, то он становится ведущим и выбирает следующего игрока.

Примечание. С детьми старшего возраста игру можно усложнить. Например, можно попросить детей угадывать на слух, из какого материала сделан предмет, одновременно ударяя по двум из них. Это способствует развитию слухового восприятия, поскольку ребенку придется не только угадать материал, из какого сделан предмет, но и суметь разграничить в восприятии два совершенно разных звука.

5. «Правда-вымысел» Если названные действия могут действительно происходить в жизни, ребенок стоит на месте, если такого не бывает, ребенок подпрыгивает.

  • Лошадь летает.
  • Муравей спит в берлоге.
  • Собака выступает в цирке.
  • Папа старше сына.
  • Змея бежит к луже.
  • Бабушка моложе внучки.
  • Корова дает молоко.
  • У утки родились котята.
  • Петух кукарекает.
  • Девочка учит детей в школе.
  • Медведь чирикает.
  • Мальчики играют в прятки.

Благодарю за внимание!!!

Нейропсихологические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

В последнее время каждый педагог может отметить увеличение в группах детских дошкольных учреждений детей с задержкой речевого развития, не умеющих концентрировать внимание, имеющих проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, памятью.

Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть. Отсюда в дальнейшем страдают навыки чтения.

В итоге эти дети приходят в школу, и не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество детей с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте.

Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в образовательный процесс является использование нейропсихологических игр.

Нейрогимнастика для мозга в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает развивать оба полушария головного мозга. Направление возникло в 60-е годы прошлого века, поэтому может считаться довольно молодой наукой.

Нейропсихологические игры представляют собой комплекс упражнений, которые могут выполняться взрослыми и детьми всех возрастных групп.

Этот комплекс упражнений направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга. Чтобы регулярно выполнять нейропсихологические игры, достаточно уделять от 5 до 7 мин. в день.

Регулярное выполнение нейропсихологических игр приносит ребенку пользу:

- улучшает функции долгосрочной памяти;

- обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;

- повышает физическую и умственную работоспособность;

-стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;

- ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;

Игры выборочно можно включать в любые занятия как разминку, переключение с одного вида деятельности на другое, или если у детей рассеялось внимание.

Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится малышу.

Цель: Развитие речи детей с помощью нейропсихологических игр.

Задачи:

-способствовать развитию речи, памяти и внимания;

- стимулировать развитие мелкой и более крупной моторики рук;

- повышать физическую и умственную работоспособность.

Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.

Начнем с простой разминки

«Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).

Нейроигра на развитие моторики «Ходилки - бродилки» 

Материал: лист А4, фломастеры, линейка.

Структура: лист кладем вертикально, расчерчиваем и рисуем круги, прямоугольники или другие фигуры

Как играть: предложите ребенку погулять пальчиками по листу, где круг там находится 1 пальчик, где овал – там 2 пальчика. Пусть пальчики погуляют сверху вниз, а затем обратно. Со временем, усложняйте темп: сначала медлено – быстрее – быстро.

Нейроигра на развитие координации, внимания «Веселый ладошки»

Материал: лист бумаги А4, фломастеры, клей, картинки овощей.

 Структура: вам необходимо обвести обе руки на листе бумаги, затем приклеить на правую/левую руку овощи так, чтоб они соответствовали местоположению на пальцах рук, на указательных морковь, на больших капуста и т.д.

Как играть: предложите ребенку рассмотреть карточку, назвать овощи, а затем показать соответствующими пальцами рук, поднимая пальчик и проговаривая название. Вариация может быть любая – от животных до фигур, главное фантазия.

Нейроигра «Найди и обведи» (двумя руками одновременно)

Материал: 2 листа с одинаковыми картинками, изображения при этом расположены на листе по-разному.

Как играть: Найти одинаковые картинки и обвести их карандашом, проговаривая названия.

Игра «Нейропризнаки»

Одновременно двумя руками находим одной рукой все красные, круглые, маленькие объекты, и зачеркиваем их линией. А другой рукой находим все желтые, овальные, большие объекты, отмечая их точками.

Список литературы:

  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002. – 120с.
  2. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 112с.
  3. Статья «Нейроигры в работе с дошкольниками». Дошкольник.рф doshkolnik.ru/motorika/29603-neiroigry-v-rabote-s-doshkolnikami.
  4. Интернет – ресурс https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста в детском саду

NtТеоретический и практический материал по развитию слухового восприятия у дошкольников...

Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.

Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного  возраста через дидактические игры и упражнения....

Особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста при алалии

Ранний и дошкольный возраст являются периодом наиболее интенсивного формирования речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. В...

Консультация для воспитателей Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

В наше время очень мало внимания уделяется формированию умения слушать звуки окружающего мира. Нам, педагогам и родителям, необходимо обращать внимание на формирование слуховой культуры детей дошкольн...

Формирование слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи

Консультация для воспитателей логопедических групп по формированию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, приёмы развития слухового восприятия, использующиеся в коррекционно-р...

Развитие слухового восприятия у детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье рассматриваются особенности слухового восприятия у детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, приёмы развития слухового восприятия, использующиеся в коррекционно-развива...