Развитие слухового восприятия у детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
статья (средняя группа)
В статье рассматриваются особенности слухового восприятия у детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, приёмы развития слухового восприятия, использующиеся в коррекционно-развивающей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sluhovogo_vospriyatiya.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тихвинская Юлия Валерьевна,
воспитатель
МДОУ «Детский сад №54»
Развитие слухового восприятия у детей среднего дошкольного возраста
с тяжёлыми нарушениями речи
Аннотация: В статье рассматриваются особенности слухового восприятия у детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, приёмы развития слухового восприятия, использующиеся в коррекционно-развивающей работе.
Ключевые слова: средний дошкольный возраст, тяжёлые нарушения речи, слуховое восприятие, слуховой анализатор, развитие.
С самого рождения человека окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей. Все перечисленные звуки воспринимаются ребёнком неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. В раннем возрасте ребёнок пока не умеет различать эти звуки, зачастую просто не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе и тембру[Иванова, 2021, с. 8]. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности – исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности.
Слуховое восприятие – очень важная особенность человека, без которой нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Стоит отметить, что слуховое восприятие начинается со слухового внимания, то есть с умения сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.
Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве, нужно целенаправленно с раннего детства развивать слуховое восприятие, внимание и память [Васильева, 2020, с. 12].Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме, поэтапно и в определённой последовательности.
Начинать следует с подготовительных игр, которые предполагают подготовку органов слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха.
Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (неречевой слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух) [Туранина, 2018, с. 10].
Подробнее разберёмся с определениями, обозначенными выше. Неречевой (биологический) слух – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие). Различение их по громкости, длительности, высоте, количеству, определение источника и направления звука. Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации [Видякина, 2019, с. 16].
Для развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста группы комбинированной направленности рационально использовать следующие приёмы:
- игровые (игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игр);
- наглядные (показ иллюстраций, картинок, игрушек);
- словесные (объяснение, повторение, указание, вопрос).
Нам известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому основным приёмом для развития слухового восприятия является игра, которая позволяет в интересной форме научить ребёнка с ОВЗ различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам, развивать умения различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего, слышать составные части слова.
В любом режимном моменте ДОО можно использовать такие игры, как распознавание звучания музыкальных инструментов, звуков природы, бытовых звуков.
Развитие слухового восприятия возможно на занятиях воспитателя, учителя-логопеда, учителя-олигофренопедагога, педагога-психолога, музыкального руководителя, а также инструктора по физической культуре. Каждый из узких специалистов ежедневно может включать вышеописанные игры и приёмы для развития слухового восприятия у детей 4-5 лет в своей деятельности.
Программно-методические ресурсы
- Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха, Кн. для учителя. –
2-е изд.,-испр. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.: ил.
- Васильева Н.В. Игры и игровые упражнения в ДОУ. Дубна: Сборник методического объединения для учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений города Дубны Московской области, 2020. 30 с.
- Видякина Н.С. Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста. Москва: Научно-образовательный журнал «Молодой учёный», 2019. 20 с.
- Иванова О.Ю. Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Образовательная социальная сеть «NsPortal», 2021. 10 с.
- Туранина С.В. Развитие слухового восприятия у дошкольников. Санкт-Петербург: Образовательная социальная сеть «NsPortal», 2018. 18 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по логоритмике с детьми среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи). Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!».
Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!». Коррекционно-образовательные цели. Ориентация в ритмических структурах, сравнение и различение звуков по их длитель...
Особенности мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Актуальность исследования. Задержка и отклонение от нормы вфизическом развитии, в том числе в развитии мелкой моторики, тормозятформирование жизненно важных умений. Особенно значимо данноеутверждение ...
Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством технологии QR-кодов.
В настоящее время проблема развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР приобретает доминирующее значение, отмечается устойчивая тенденция снижения речевой активности детей,...
Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством технологии QR-кодов.
Современных дошкольников отличает повышенный интерес и восприимчивость к информационно-коммуникационным технологиям и поэтому использование современных образовательных технологий, в том числе технолог...
Опыт работы на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством метода интеллект-карт»
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование ...
Практикум для родителей «Создание условий для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игр»
Создать условия для повышения компетентности родителей в развитии грамматического строя речи у детей с помощью игр...
Использование технологии обучения составлению загадок, для развития речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Мастер класс для родителей о использовании технологии обучения составлению загадок, для развития речи у детей старшего дошкольного возраста...