Ключевые компетентности дошкольного детства
методическая разработка

Егорова Надежда Геннадьевна

Ключевые компетентности дошкольного детства

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon klyuchevye_kompentnosti._1.2.ppt1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ключевые компетентности дошкольного детства Подготовила: ст.воспитатель Егорова Н.Г.

Слайд 2

Нет никакого смысла пытаться оценивать способности человека вне связи с субъективно значимыми для него целями А.Г.Асмолов

Слайд 3

Компетентность – комплексная характеристика личности, отражающая результат субъективированного освоения знаний, умений, навыков, отношений, проявляющаяся в готовности и способности принимать ответственные решения в социально-ориентированной автономной деятельности. Компетенция же выступает при этом как право, правомочность субъекта в выполнении деятельности. Компетентность – успешное действие в конкретной ситуации

Слайд 4

Компетентность – компетенции Особенностью компетентности как результата образования, в сравнении с другими результатами, является то, что она: является интегрированным показателем; надпредметна по своей сути, то есть позволяет решать целый ряд задач не связанных одним предметом, темой, деятельностью, областью; существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания); совершенствуется не по пути автоматизации умения, а наращивается в непосредственной деятельности, и как следствие способ действия включается в базу внутренних ресурсов; проявляется осознанно (в отличие от навыка). Такой подход позволяет рассматривать «компетентность» как результат образования, а «компетенцию» – как условие и средство становления и развития компетентности

Слайд 5

Ключевые компетентности дошкольного детства Ключевые компетентности обеспечивают жизнедеятельность человека в социуме. Сущность ключевых компетентностей состоит в том, что они представляют собой совокупность универсальных умений, позволяющих реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в разноуровневых и разнонаправленных социальных контактах, в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы. Ценность знания определяется тем, в какой степени оно позволяет достичь поставленной цели: знание важно не само по себе, но как ресурс достижения цели, решение поставленной задачи.

Слайд 6

Если планируемые результаты (по сути, итог дошкольного образования) – это прямое следствие реализации образовательной программы, то такое утверждение аннигилирует (уничтожает) в системе оценки развития ребенка многочисленные факторы, и прямо, ни косвенно независящие от детского сада. Не просто не зависящие, но и превосходящие его по множественности и силе воздействия. Наиболее проблемной в теории и практике была и остается попытка унифицировать подходы к диагностике результатов образования детей, обучающихся по различным образовательным программам. Каждый из взрослых, вовлеченных в образовательное взаимодействие с детьми, обладает своими мировоззренческими ценностями и личными предпочтениями, своими представлениями о «нормальном» развитии и о влиянии ДОУ, заданными прошлым опытом, бытующими стереотипами о развитии ребенка и качестве дошкольного образования. Именно это актуализирует разработку таких показателей развития ребенка, которые давали бы оценку максимально «очищенную» от субъективных суждений, развивали бы педагогическую и родительскую компетентность, способность понимать возможности и потребности ребенка, создавать условия для их разумного удовлетворения, формировали представления о современном качестве образования. Здесь важно подчеркнуть, что, по мнению Дж. Равена, контроль качества образования, направленный на измерение не тех результатов , уводит всех работников в ложном направлении .

Слайд 7

К ключевым мы относим: социальную компетентность как умение устанавливать и поддерживать разноуровневые и разнонаправленные отношения с млад­шими, сверстниками, старшими, взрослыми. Сюда входит: понимание мо­тивов собственных дейс­твий и действий других людей; принятие разных социальных ролей и действие в соот­ветствии с ними в кон­тексте ситуации; управление своим поведением и выбор способов общения; анализ действий и поступков, прогнозирование резуль­татов действий и поступ­ков; регулирование конфликтов; индивидуальная работа и сотруд­ничество в группе; противостояние неуверенности и слож­ности; готовность делать выбор и принимать решения; организовывать свою работу; извлекать поль­зу из опыта (своего и других людей); коммуникативную компетентность как умение выразить словами свои планы, чувства, желания; договариваться; формулировать, выражать словами, отстаивать собственную точку зрения; инициировать, включаться и поддерживать диалог; задать вопрос; в ыбрать стиль общения соответствующий ситуации.

Слайд 8

К ключевым мы относим: информационную компетентность как умение использовать источники знаний адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям; апеллировать к источнику получения знаний, заявить о наличном представлении, знании; деятельностную компетентность как умение поставить цель деятельности, отобрать необходимые средства, простроить последова­тельность действий; прогнозировать результат, предвидеть возможные затруднения; анализировать и оценивать результаты по соответствию постав­ленной цели; действовать самостоятельно и в группе; к орректировать действия свои и членов группы; здоровьесберегающую компетентность как умение самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья.

Слайд 10

Целевые ориентиры - ключевые компетентности ранний возраст ФГОС ДО: целевые ориентиры Ключевые компетентности Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте Социальная компетентность ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; ребенок проявляет интерес к сверстникам и взрослым, реагирует на их эмоциональное состояние; включается в решение проблем игрушек (пожалеть, накормить, уложить спать и пр.) Ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; Коммуникативная компетентность: использует речь, мимику и жесты при выражении желаний и чувств; откликается на вопросы и предложения взрослого, инициирует общение; ребенок подражает действиям взрослого

Слайд 11

Ключевые компетентности Социальная компетентность ФГОС начального общего образования. Метапредметные результаты Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствие с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; определение общей цели и путей ее достижения, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Слайд 12

Компетентностный подход Компетентностный подход к дошкольному образованию можно назвать скорее эволюционным, чем революционным: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Е.Г. Юдина в качестве желаемых возрастных характеристик ребенка на этапе завершения дошкольного детства, то есть к моменту выхода из детского сада, называют компетентность ребенка. Показатели компетентности – креативность, любознательность (исследовательский интерес); инициативность (самостоятельность, свобода, независимость); коммуникативность (социальные навыки), позитивный образ «Я» (базовое доверие к миру, чувство защищенности); ответственность; произвольность. Е.Г. Юдина трактует компетентность как личностную характеристику, предполагающую, что ребенок не просто информирован и умеет применить информацию, но и использует ее в качестве основы для принятия собственных решений. М. В. Крулехт, один из авторов программы «Детство», в качестве значимых результатов дошкольного возраста (результат на выходе) определяет предметную компетентность (понятийное представление об объектах окружающего мира) и социальную компетентность (знание о смыслах и циклах труда взрослых; развитие ребенка как субъекта детских видов деятельности, навыки самоорганизации в трудовой деятельности). Компетентность как важнейшая комплексная базисная характеристика личности ребенка старшего дошкольного возраста определена в программе «Истоки» ( социальная, физическая, языковая,интеллектуальная ).

Слайд 13

Технология реализации компетентностного подхода Компетентностный подход предусматривает не столько пересмотр содержания образования, сколько изменение технологии образовательного процесса. Технология должна представлять собой компетентностно-ориентированные задания или применение метода проектов, где воспитанники ставят или присваивают и достигают те или иные цели (Е.Я.Коган). Компетентностный подход усиливает п рактикоориентированность образования, существенно расширяет содержание образование личностными составляющими, делает его гуманистически направленным. Любой шаг, направленный на развитие компетентности, вызывает значительное изменение роли педагога, расширение «степеней свободы» ребенка (с учетом его возрастных особенностей).

Слайд 14

При организации компетентностно-ориентированной образовательной деятельности у ребенка должно быть: право включаться в диалог с представителями разных социальных групп и отдельными людьми; задавать вопросы , свободно высказывать собственное мнение; право использовать в качестве источников информации, способов удовлетворения собственных познавательных интересов книги, аудио-видео-визуальные средства, сверстников, других взрослых (не воспитателей группы), членов семьи, собственный опыт практических действий; высказывать суждение соответствующее собственному опыту; проверять правильность суждений, умозаключений; право определять для себя цели деятельности (познавательной, учебной, игровой, трудовой, творческой); действовать в соответствии с собст­венным планом; работать как одному, так и в группе; оценивать результаты деятельности и т. д.

Слайд 15

В текущей деятельности очень сложно в чистом виде вычленить, какие именно компетентности одновременно активны. Имея интегрированную природу происхождения они и проявляются интегрировано. Проявление инициативы тем скорее окажется успешным, чем более разнообразные и независимые действия способен совершать человек, стремясь к достижению своей цели. Говорить о том, что у детей нет способности к какой-то деятельности, если у них никогда не было возможности попрактиковаться или хотя бы попробовать себя в ней, либо бессмысленно, либо несправедливо. Люди проявляют тот уровень компетентности, на который способны, если воспринимают ситуацию , в которой они находятся, как позволяющую им заняться интересной для них деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та­кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптирован...

Cтановление начал ключевых компетентности в раннем и дошкольном детстве

На основе многочисленных исследований особенностей развития личности в период  дошкольного детства-познавательных способностей,коммуникативных ,самоконтроля и активности,мотивации и других качест...

Проект ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель проектаРазработка и апробация механизмов внедрения ТРИЗ – педагогики  при организации образовательного процесса в средней, старшей подготовительной группах дошкольного учреждения...