Факторы индивидуализации образования
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формализация обучения и воспитания будет происходить до тех пор, пока педагоги не признают множественность источников и способов образования, не научатся доверять ребёнку и помогать совмещать природную активность и любопытство с умением познавать и творить.
Факторы Факторы индивидуализации образования. Факторы (от лат. factor – «делающий», «производящий») – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления. Движущие силы (факторы) развития заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей и природную среду, и культуру, и саму сущность антропологических истоков развития человека как биосоциального существа. Формирующаяся у ребёнка субъективная картина мира будет зависеть от эвристической структуры его индивидуального опыта, от психо-социальных особенностей его личности, от задач жизненной практики, в которую он вовлечён, а также от природного окружения, в котором они осуществляются
К факторам (движущим силам) прямо или опосредованно, влияющим на развитие и образование ребенка, относятся: природно-географические (климат, природа, особенности местного ландшафта); социально-экономические условия, прежде всего условия жизни семьи, в которой воспитывается ребёнок, а затем уже условия системы официального и внеинституционального образования; информационно-образовательная средаи другие движущие силы, детерминирующие (обусловливающие) процессы индивидуализации образования. В совокупности эти факторы обеспечивают ребёнку индивидуальную образовательную траекторию. Непрерывное образование является естественным способом жизнедеятельности человека. Круг образовательных возможностей современных дошкольников очень обширен.
Для понимания характера влияния разнообразных факторов на развитие и образование ребенка, принципиальным является то, что большинство из них воздействуют на него только в преломлении через основного социального агента – семью (если, конечно, ребёнок воспитывается не в интернатном учреждении). Именно родители или люди, заменяющие их, определяют место жительства, первоначальный круг, меру и направленность социальных контактов, куда ребёнок будет вовлечён, создают объектную, предметную и событийную среду, которая составит окружение ребёнка, выбирают культурно-образовательные, спортивно-оздоровительные и прочие ресурсы местного сообщества и т. д.
Природно-географические факторы К природно-географическим факторам относятся тип поселения, в котором живёт ребёнок, особенности климата, местного ландшафта, те явления, события, объекты и предметы природного происхождения, которые способны оказать непосредственное влияние на активность ребёнка в его мирочувствовании, миродействии и миропонимании – предтечи формирующегося мировоззрения * . Влияние природно-географических факторов не будет основным, определяющим и тем более предопределяющим, но, тем не менее, их следует рассматривать как существенные . Они задают своеобразие представлений дошкольников о физическом мире и причинности событий является результатом знаний – явных и неявных, фрагментарных, детализированных или предельно обобщённых, проблемных, приближённых к научным или мифологичных, полученных ребёнком в процессе непосредственного деятельного контакта с миром или со слов взрослых (Н. Н. Поддъяков, А. Н. Поддъяков, Д. Ф. Петяева, Ж. Ж. Пиаже).
Информационно-образовательная среда Жизнедеятельность каждого ребёнка осуществляется в уникальной многофакторной информационно-образовательной среде, каждый шаг в развитии – форма и следствие деятельностного самоопределения и саморазвития, поиска «живого знания», «которое не может быть усвоено, оно должно быть построено. Построено так, как строится живой образ, живое слово, живое действие». Д. И. Фельдштейн: сегодня ребенок поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов он находится в огромном развёрнутом социальном, в том числе и в новом знаниевом, пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей, прежде всего, из телевизора, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное число разного рода форм отношений, связей, действий. Причём эта информация, не имеющая структурно-содержательно-логической связи, подаваемая не системно, а бисерно и часто бесконтрольно, не только ломано вписывается в жизнь ребёнка, в том числе в систему образования в широком смысле, но и представляет собой качественно иной тип передачи знаний, противостоящий стационарному образованию, принципиально меняющий, в частности, сочетание зрительного и слухового восприятия детьми информации и влияющий на изменение их мышления, самосознания, миропонимания»
Семья Семью следует рассматривать не только как микросреду развития ребёнка, но одновременно и как посредника между ребёнком и макросредой. Посредничество может иметь различную тональность, так как одни семьи в большей мере замкнуты на своём внутреннем бытовом мирке, другие в значительной степени открыты миру за счёт активного «вбирания» внешнего мира через доступные семье средства: книги, общение, телевидение, Интернет, путешествия, выбор для ребёнка тех или иных образовательных услуг и др. Одни особенности современных семей можно назвать прямыми побудительными причинами индивидуализации образования, другие имеют, скорее, опосредованное влияние. Образование 15 % - высшее (2008 г.); 55% - третичное. Суточная аудитория Рунета приближается к 46 миллионам пользователей. Доля однодетных семей составляет более 50 %. Из 89 субъектов РФ таких оказалось 32. В Санкт-Петербурге и Москве соответственно 55 % и 59 % всех детей – единственные.
Самообразование «Дитя от природы не имеет душевной лени… Оно хочет все делать само… Ребёнок неутомимо строит, делает, отвоёвывает, складывает, собирает и в этом процессе то и дело приходит к вопросам, на которые ищет ответа словом и делом… Очень трудно установить, где кончается действие, поведение и где начинается размышление» (Ушинский К.Д.). В инициированной и реализуемой самим ребёнком деятельности происходит не только познание мира, приобретение конкретных представлений о нём, но и становление, развитие таких черт личности, как инициативность, активность, целеустремленность и др. Это, в свою очередь, определяет и направляет дальнейший ход познания мира, становится сущностной основой образования.
Пока ситуация складывается таким образом, что ресурсы, доступные ребёнку в семье и его социокультурном окружении, его внутренняя эмоциональная и интеллектуальная жизнь в образовательном процессе детского сада либо игнорируются, либо рассматриваются как заведомо менее эффективные по сравнению с официальным образованием. Личная социально-эмоциональная жизнь ребёнка, как правило, вынесена за рамки организованного педагогического процесса. События, взволновавшие дошкольника и оставившие след в его душе, остаются его личным делом и не получают должного внимания со стороны педагогов.
Х I Х веке С. И. Гессеном, который писал, что «истинная сущность образования состоит не в обладании знаниями и умениями, обеспечивающими удовлетворение наличных жизненных или профессиональных потребностей, а в особом личностно-смысловом отношении к миру, которое соответствует уровню современной культуры и обеспечивает человеку бесконечный путь саморазвития».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Индивидуализация образования одаренных детей в системе реализации ФГТ и инициатив президента и правительства РФ»
«Индивидуализация образования одаренных детей в системе реализации ФГТ и инициатив президента и правительства РФ»...
Индивидуальный подход и индивидуализация образования
Индивидуальный подход - организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей....
Индивидуальный подход и индивидуализация образования.
Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и опре...
Сотрудничество ДОО с семьёй воспитанника как фактор индивидуализации развития ребёнка (доклад из опыта работы).
Материал из опыта работы, по взаимодействию с родителями, в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
Индивидуализация образования через организацию предметно-пространственной развивающей среды группы в ДОУ
ФГОС дошкольного образования – это ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.Образовательная программа дошкольной образовательной организации форм...
Представление опыта: «Индивидуализация образования через организацию предметно-пространственной развивающей среды группы в ДОУ»
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.Согласно стандарту определены основные принципы дошкольного образования, в том числе:-п...
Консультация для воспитателей «Семья - как фактор индивидуализации образования»
Одной из главных задач ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования дошкольников....