Консультация для воспитателей «Семья - как фактор индивидуализации образования»
консультация на тему

Жеребятьева Юлия Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка» с. Иогач

Консультация

для воспитателей

«Семья - как фактор

индивидуализации образования»

Выполнила воспитатель:

 Жеребятьева Ю.В.

Консультация «Семья - как фактор индивидуализации образования»

Выполнила: воспитатель Жеребятьева Ю.В.

МДОУ д/с «Берёзка» с. Иогач

Как мы знаем, индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в детском саду должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Одной из главных задач ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования дошкольников.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

   Поиск новых форм работы с родителями всегда остается актуальным и помогает в решении следующих задач:

1. Установление партнерских отношений с семей каждого воспитанника

2. Объединение усилий для развития и воспитания детей

3. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей

При реализации принципа индивидуализации можно использовать следующие формы работы с семьей:

1. Информационно- аналитические:

-анкетирование «Любимые совместные занятия»

-опросы «Ваши хобби и предпочтения»

-почтовый ящик

2. Познавательные

- родительские собрания

-круглые столы

-беседы «О пользе создания мини-музея»

3. Наглядно-информационные

- выставки совместных работ взрослых и детей

-папки-передвижки

-мини-газеты «Моя семья», «Мы на рыбалке», «Мы в походе».

С родителям можно в группе создать такую предметно-пространственную среду в группе, которая обеспечила бы уважение к личности каждого ребенка, развивала его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, а так же гордость за свою семью.

В группе совместно с родителями, детьми и воспитателями можно изготовить игры-самоделки. Например, провести  конкурс «Дидактическое пособие своими руками», где родители могут изготовить своими руками множество мобильных игровых дидактических пособий.

Такие пособия, как «Веселый счет», «Тактильная дорожка», «Времена года» и многие другие.

Очень интересной и содержательной может стать работа по созданию мини-музеев в детском саду.

Каковы же особенности мини-музея в детском саду?

– Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.

– Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.

– Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.

В музее существуют правила поведения.

Цель: использование новых форм работы с детьми и их родителями, реализуя принцип индивидуализации.

Задачи:

• формирование у дошкольников представления о музее

• приобщать дошкольников к культурно – эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности

• способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;

• выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства;

• вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.

Реализуя принцип индивидуализации, рекомендую устраивать тематические и творческие выставки, на которых выставляются образцы домашнего рукоделия, изобразительного искусства и творчества, с любовью выполненные родителями.

Творческая выставка – это итог творческой деятельности коллектива или одного участника, наглядно показывающий художественно-эстетическое развитие и творческие возможности её участников. Выставки организуются с целью побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми, дать возможность семьям представить положительный опыт семейного воспитания.

Подобно тому, как растет дерево, поднимаясь все выше и обрастая новыми ветвями, большими и маленькими, растет каждая семья. Создаются новые семьи, появляются дети, у детей вырастают свои дети. Поэтому люди и придумали составлять так называемое генеалогическое древо. В виде дерева изображается история чьего-нибудь рода. Совместно с детьми и родителями можно создать генеалогическое дерево семьи, а дети расскажут о своих родных.

Большую помощь в реализации принципа индивидуализации могут оказать семейные фотоальбомы и стенгазеты. Цель проведения данной работы: создание эмоционально -положительного настроя, атмосферы взаимного доверия, снятие барьеров в общении и переход к открытым, доверительным отношениям.

Не секрет, что в одной группе находятся дети из семей разных социальных слоев: это семьи со средним достатком, люди небогатые и, наоборот, достаточно обеспеченные. А такие формы взаимодействия, как коллекционирование, создание музеев, создание газет и фотоальбомов – стирает эти грани, ведет к общности интересов и детей, и родителей разных социальных слоев.

   Нельзя забывать и о таком совместном труде родителей и детей, как создание портфолио дошкольника. Дети делятся друг с другом своими успехами и достижениями, знакомят с членами своей семьи, их увлечениями и досугом.

Цель создания портфолио дошкольника – активизировать взаимодействие в системе педагог-дошкольник-родитель и. таким образом, помочь в реализации принципа индивидуализации.

В чем же преимущества подобного взаимодействия с семьями воспитанников?

1. Это положительный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей

2. Учет индивидуальности ребенка

3. Укрепление внутрисемейных связей

4. Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей Требования ФГОС дошкольного образования к взаимодействию педагога с детьми

Данный материал поможет воспитателям при организации образовательной деятельности с детьми...

Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое образование дошкольников по ФГОС»

Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое образование дошкольников по ФГОС»...

Особенности организации деятельности воспитателей и воспитанников дошкольного учреждения в ходе реализации программы по формированию навыков иноязычной речи (консультация для воспитателей и педагогов дополнительного образования (английский язык))

Консультация раскрывает особенности взаимодействия воспитателей и педагогов английского языка по формированию навыков иноязычной речи и детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»

Консультация для воспитателей«Современное качество дошкольного образования:критерии и показатели результативности»  Воспитатель: Михалева Л.К.Представление о качестве образования...

Консультация для воспитателей: «Современная технология экологического образования детей старшего дошкольного возраста»

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей, развитие экологического созна...

Консультация для воспитателей "Инновация в дошкольном образовании"

Материал содержит характеристику инновационного метода в рисовании - правополушарное рисование....

Консультация для воспитателей «Математика в СТЕМ-образовании».

СТЕМ-образование – модульное направление образования, цель которого- развитие интеллектуальных способностей ребенка в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения его в нау...