Инновационный проект «Родительское просвещение, как актуальная форма работы по повышению компетентности участников образовательных отношений»
методическая разработка
Инновационный проект
«Родительское просвещение, как актуальная форма работы по повышению компетентности участников образовательных отношений»
Цель проекта. Целью создания системы родительского просвещения в образовательной организации является повышение уровня родительской компетентности в вопросах образования, воспитания и развития личности ребенка; вовлечение родителей в управление образованием для построения конструктивного диалога всех участников образовательной деятельности.
1.3. Приоритетные задачи проекта.
1. Объединение участников образовательного процесса для непосредственного вовлечения их в творческую деятельность, в том числе посредством раскрытия социального, культурного и образовательного потенциала семьи, выявление потребностей и поддержки образовательных инициатив родителей (законных представителей).
2. Создание благоприятных, гармоничных условий для партнерского (кооперативного) взаимодействия с семьей, полноценного развития личности ребенка.
3. Повышение всестороннего уровня психолого-педагогических знаний родителей, родительской компетенции путем использования новаторских, нетрадиционных форм и методов работы с семьей.
4. Обогащение опыта взаимодействия детей и родителей в совместных мероприятиях и укрепление семейных ценностей.
5. Создание атмосферы взаимопонимания и эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов родителей и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_deyatelnost_v_mdou_alenushka_r.p.dergachi.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МДОУ детский сад «Аленушка» Протокол №1 от 28.08.2020г. | УТВЕРЖДЕНО Заведующим МДОУ детский сад «Аленушка» О.Н.Галинской Приказ № 63 от 28.08.2020г. |
Инновационный проект
«Родительское просвещение, как актуальная форма работы по повышению компетентности участников образовательных отношений»
Срок реализации проекта 2020-2022гг.
2020г.
Инновационный проект
«Родительское просвещение, как актуальная форма работы по повышению компетентности участников образовательных отношений»
1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
1.1. Тема инновационного проекта: Родительское просвещение, как актуальная форма работы по повышению компетентности участников образовательных отношений.
1.2. Цель проекта. Целью создания системы родительского просвещения в образовательной организации является повышение уровня родительской компетентности в вопросах образования, воспитания и развития личности ребенка; вовлечение родителей в управление образованием для построения конструктивного диалога всех участников образовательной деятельности.
1.3. Приоритетные задачи проекта.
1. Объединение участников образовательного процесса для непосредственного вовлечения их в творческую деятельность, в том числе посредством раскрытия социального, культурного и образовательного потенциала семьи, выявление потребностей и поддержки образовательных инициатив родителей (законных представителей).
2. Создание благоприятных, гармоничных условий для партнерского (кооперативного) взаимодействия с семьей, полноценного развития личности ребенка.
3. Повышение всестороннего уровня психолого-педагогических знаний родителей, родительской компетенции путем использования новаторских, нетрадиционных форм и методов работы с семьей.
4. Обогащение опыта взаимодействия детей и родителей в совместных мероприятиях и укрепление семейных ценностей.
5. Создание атмосферы взаимопонимания и эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов родителей и детей.
1.4. Идея инновационного проекта.
Современное положение семьи в Российской Федерации обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные и психологические аспекты жизни семьи. Решение проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности российских семей, остается в центре внимания государства и побуждает к поиску новых способов их решения.
Сегодняшняя ситуация потребовала начать поиск новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи. Поэтому разнообразные формы педагогического просвещения родителей дошкольников должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему, предусматривающую ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, и в большей степени с практикой работы с детьми.
Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.
Формирование ответственного и позитивного родительства – одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года. Создание системы родительского просвещения является одним из эффективных способов реализации данного направления.
В современном мире необходимо учить родителей быть родителями. В результате активных действий в этом направлении может быть решен ряд проблем общества: снижение количества разводов, повышение культурного уровня взрослого и детского населения, формирование условий для самостоятельного решения семьей своих социальных функций. В области образования просветительская работа с родителями помогает решать вопросы государственно-общественного управления, независимой оценки качества образовательных услуг, и в целом «повернуть» родителей лицом к образованию, совместно искать пути решения возникающих проблем.
Исходя из многообразия видов семей с детьми в современной России, тематика и формы работы в системе родительского просвещения должны дополняться специальными темами, содержащими знания для родителей детей-инвалидов, детей с девиантным поведением, приемных родителей и других категорий.
К концу XX века в связи с политическими и экономическими изменениями в России особенно ярко проявился кризис семьи. Четверть века обществом и государством не было согласовано, что нравственно, а что безнравственно, что прилично и что неприлично в жизни человека, семьи, социума. Еще Ф.М. Достоевский утверждал «Если долго говорить и поступать неправильно, это становится нормой».
В последнее время значительно изменился вектор семейных ценностей: исчезло почитание родителей, уважение к истории своего рода и своей страны, произошел разрыв связи между поколениями. Семья, её уклад и традиции, для большинства молодых людей перестали быть ценностью. У родителей сформировалась потребительская позиция по отношению к государству, а по отношению к своему ребенку – безответственная.
На рубеже ХХ - XXI вв. в образовательных организациях психолого-педагогическое просвещение родителей было сведено до минимума, а там, где оно сохранялось, проводилось весьма формально. У пап и мам значительно снизилась потребность в знаниях о детско-родительских отношениях, о возрастных особенностях своих детей, методах и способах своего реального участия в становлении личности ребенка. В настоящее время в России создаются предпосылки для существенного изменения данной ситуации.
Организация системы родительского просвещения позволит грамотно выстроить детско-родительские отношения, отладить психологический климат в родительском доме, вернуться к таким традиционным семейным ценностям, как любовь, верность, забота, честь, достоинство, ответственность, почитание старших, знание и уважение своей родословной. Человек в такой семье имеет больше возможностей вырасти добропорядочным семьянином с ответственной и положительной родительской позицией, достойным гражданином своей страны. На практике будет реализовано международное право ребенка на семью, любовь и заботу родителей.
Отечественные педагоги всегда проявляли особый интерес к семейному воспитанию. Этой проблеме посвящены труды таких выдающихся ученых, как П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский. Теоретические основы взаимодействия школы и семьи в воспитании детей раскрыты в работах Н.И. Болдырева, И.В. Гребенникова, И.С. Марьенко, Г.Н. Филонова. В конце XX - начале XXI века с новых методологических позиций эти вопросы рассмотрены в публикациях И.В. Власюк, А.Ю. Гранкина, С.В. Дармодехина, М.Н. Недвецкой, Г.В. Сабитовой, И.А. Хоменко.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Для организации системы родительского просвещения должен быть составлен план мероприятий, в котором следует предусмотреть:
мероприятия по выявлению имеющихся практик, пропаганде и тиражированию лучшего имеющегося опыта организации работы по просвещению родителей;
мероприятия, направленные на разработку и издание комплексного методического обеспечения, которое включает учебные пособия по самообразованию для родителей;
организационные мероприятия (презентации, выставки, конференции, иные массовые мероприятия, направленные на позиционирование лучшего опыта);
мероприятия, направленные на мониторинг и контроль организации работы.
В ходе исполнения плана мероприятий его целесообразно дополнять и корректировать по мере реализации отдельных положений и возникновения новых задач.
Мероприятия для родителей организуются на принципах добровольности и культуросообразности. Опорой является самообразование родителей. Задача – повысить мотивацию к самостоятельному развитию родительских компетенций, формированию базовых знаний наряду с интерактивными формами обмена опытом и знаниями по отдельным темам.
Педагогические коллективы образовательных организаций призваны формировать у детей основы семейной культуры, а у родителей – педагогические компетенции, необходимые для выстраивания гармоничных семейных отношений.
О повышении педагогической культуры родителей написано в «Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года», о возрождении традиций семейного воспитания, о предоставлении родителям возможностей получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей – в «Основах государственной культурной политики». Приоритет семейного воспитания является «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
Таким образом, система родительского просвещения - один из механизмов решения задач по формированию ответственной и позитивной родительской позиции, совокупность отношений родителя к себе, к своему ребенку, к семье, к своему роду, к своей малой и большой Родине, к воспитателю, к образовательной организации, к образованию в целом.
Мероприятия должны ориентировать на:
выстраивание позитивных детско-родительских отношений;
разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье;
профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;
повышение уровня правовой культуры в области семейного права;
формирование и повышение экономической грамотности семьи;
формирование ответственной и позитивной родительской позиции;
пропаганду семейных традиций и ценностей российской семьи.
Задачи мероприятий:
повышение мотивации учиться родительству;
содействие развитию ключевых компетенций родителей;
пропаганда обобщенно-позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома;
содействие развитию навыков родительского самообразования;
формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны.
Основной характеристикой мероприятий для родителей должна быть комплексность, возможность решения выше указанных задач. Подмена комплексного подхода отдельными тематическими фрагментами не допускается. Содержание тем определяется проблемами современной семьи и потребностями современного общества. Не допускается включение в программу курсов тематики, запрещенной законодательством Российской Федерации, направленной на пропаганду насилия, иных явлений, направленных на разрушение традиционных семейных ценностей.
Для получения результата «здесь и сейчас» рекомендуется использовать диалоговые формы проведения занятий, в основе которых – диалог друг с другом, диалог с педагогом, диалог с книгой, и, самое главное, диалог с самим собой. Могут быть использованы следующие организационные формы: клуб любящих родителей, клуб семейного уклада, клуб родительского актива, семейные клубы по интересам.
В основу системы родительского просвещения должны быть положены следующие принципы:
1. семьи самостоятельны в принятии решений относительно своей внутренней жизни;
2. все семьи равны в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;
3. родители имеют право на презумпцию добросовестности в осуществлении родительских прав и повышение авторитета родительства в семье и обществе;
4. каждая семья ответственна за воспитание, образование и развитие личности ребенка (детей) и за сохранение его здоровья;
5. родители имеют право на сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, на всестороннее содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи; развитие семейных традиций, направленных на укрепление семейной идентичности и сплоченности, сохранение и поддержание взаимосвязи и преемственности между поколениями в семье;
6. образовательная организация организует мероприятия по повышению престижа семейного образа жизни, многодетной и многопоколенной семьи, популяризации традиционных семейных ценностей; мероприятия, способствующие формированию позитивного отношения к браку, родительству, достойному отношению к старшему поколению и родному дому; пропаганде ответственного отцовства, материнства и формирования позитивного образа отца и матери.
Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры. Характерным отличием педагогического просвещения является не только его содержание, но и методы, которыми оно осуществляется. Прежде всего - это обмен педагогическим опытом.
Еще одной характерной особенностью является то, что в процессе освоения педагогических знаний продолжает развиваться и личность самих родителей.
В отличие от информирования просвещение предполагает наличие обратной связи, выявление позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов. Обучение родителей предполагает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков.
Просвещение, в отличие от консультирования и поддержки, относится к коллективным формам сотрудничества с родителями. Соответственно, необходимо обращать внимание на такой аспект, как формирование педагогического сообщества, задействованного в просветительской деятельности. Это сообщество должно выработать общую концепцию психолого-педагогического просвещения.
Актуальность проблемы состоит в том, что система образования – первый вне семейный социальный институт с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка.
Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребёнка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья, как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребёнка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные жизненные позиции.
»Правовой основой организации родительского просвещения являются:
Конституция Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Перечень поручений Президента РФ от 04.03.2014 г. № ПР-411ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства»;
Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
Проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Федеральный закон РФ от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642; «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
1.5. Исходные теоретические положения.
Концепция модернизации российского образования определяет обеспечение качества образования, как главную задачу российской образовательной политики на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В работах современных авторов (А.М. Майоров, В.П. Панасюк, М.В. Рухлет и др.) качество образования определяется как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям дошкольной образовательной организации на основе требований стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей (законных представителей).
В современной социокультурной ситуации в России более значимым становится формирование активной, мобильной личности, способной к преобразующей, креативной деятельности. В связи с этим перед российским педагогическим сообществом встаёт проблема поиска новых современных подходов к организации взаимодействия дошкольной организации с семьями своих воспитанников, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Семья – это первая социальная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста ориентирует понимание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок обретает собственный жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Именно семья всегда была, есть и будет существенным фактором, оказывающим большое влияние на развитие личности ребенка.
Дошкольное детство также один из важнейших этапов становления личности. В этом возрасте закладываются основы мировосприятия и миропонимания, а также фундамент для развития творческих, индивидуальных и личностных свойств.
Главное в контексте отношений «семья – дошкольная образовательная организация» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье, что невозможно без «открытости» ДОО.
Придать дошкольной образовательной организации «открытость» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями, создать такие условия, чтобы у всех участников образовательной деятельности возникла личная готовность открыть самого себя в творческой деятельности, рассказать о своих радостях и успехах.
Осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания позволяет значительно повысить эффективность воспитательной работы. Для актуализации в сознании молодых родителей и старшего поколения понимания самоценности дошкольного периода детства, как базиса всей последующей жизни человека, создана и успешно внедряется инновационная система работы по организации сотрудничества с родительской общественностью.
Методологическая основа исследования:
- учение о роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (Б.Г. Ананьев,Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- концепция развития познавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве(А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, В.Г. Каменская);
- концепция развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности (Т.И. Бабаева,О.В. Солнцева, Л.М. Кларина, Р.М. Чумичева);
- исследования проблемы взаимодействия детского сада и семьи в развитии ребенка (Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева);
- концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (Е.Н. Герасимова С.Л. Новоселова, В.А. Петровский,Л.П.Стрелкова, М.Н.Полякова и др.).
Нормативно-правовая и документальная основа проекта:
1.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
2.Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. №1155.
4. Концепция дошкольного образования 16 июня 1989 г. №7/1.
5. Конвенция о правах ребенка 20 ноября 1989 г.
6. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная президентом РФ 03.04.2012г.
7. Семейный кодекс от 29.12.1995 г. №223-ФЗ (действующая редакция от 04.11.2014г.)
8. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642; «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
9. Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Аленушка» р.п.Дергачи Саратовской области» (утвержден главой администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области, Постановление администрации Дергачевского муниципального района №491 от 10.10.2017г.).
2. Этапы, содержание и методы инновационной деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу.
Срок реализации проекта: 2 года (сентябрь 2020 г. – сентябрь 2022 г.)
2.1. I этап – организационно-подготовительный
(сентябрь 2020 г – ноябрь 2020 года)
№ п/п | Содержательная характеристика этапа, методы деятельности | Прогнозируемый результат; продукты, созданные в рамках этапа |
1 | Диагностика всех участников образовательных отношений с целью апробации идеи создания площадки. | Создание механизма деятельности площадки. Экспертная оценка проекта. |
2 | Изучение психолого-педагогической литературы, нормативных документов. | Формулировка темы исследования: «Открытость дошкольной образовательной организации, как средство развития равноправного заинтересованного сотрудничества семьи и детского сада в творческой деятельности». |
3 | Формирование нормативной правовой базы, регламентирующей существование и деятельность инновационной площадки. | Создание нормативно-правовой базы площадки - Пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ в творческом режиме. |
4 | Планирование деятельности и результатов. Разработка плана реализации проекта. | Оформление плана инновационной деятельности; проектирование модели социального партнерства семьи и ДОУ. Создание открытого контента взаимодействия участников процесса. |
II этап – основной, внедренческий
(январь 2020 года – май 2022 года)
№ п/п | Содержательная характеристика этапа, методы деятельности | Прогнозируемый результат; продукты, созданные в рамках этапа |
1 | Разработка проектных направлений деятельности инновационной площадки. | Апробация программно-методической основы площадки (банк диагностических методик). |
2 | Интенсификация работы педагогического коллектива ДОУ по внедрению проекта в массовую практику организации образовательного процесса. | Разработка механизма привлечения всего ресурсного потенциала, обеспечивающего взаимодействие участников процесса (информационное сопровождение деятельности инновационной площадки). |
3 | Проведение концептуальных работ, связанных с осуществлением методической, организационной деятельности. | Внедрение новых подходов в системе партнерского взаимодействия с родительской общественностью (оценка удовлетворенности родителей результатами проекта). |
4 | Повышение уровня квалификации педагогических и руководящих работников. | Рост профессиональных компетенций педагогических и руководящих участников единой информационно-образовательной среды (уровень вовлеченности педагогических и руководящих кадров в работу инновационной площадки). |
5 | Курсы для родителей «Игровой мир ребенка». | Организация обучения родителей. |
6 | Разработка и апробация алгоритма регионального и межрегионального сотрудничества в рамках реализации программы. | Проведение конференций, встреч, семинаров, марафонов, конкурсов (в том числе в режиме он-лайн). Организация консультационного центра по оказанию методической поддержки по вопросам участия родительской общественности в системе ДОО (формирование пакета учебно-методических разработок по теме инновационной площадки). |
7 | Коррекция содержания и сроков реализации проекта в соответствии с целевыми индикаторами ее реализации |
III этап – рефлексивно-обобщающий, аналитико-прогностический
(июнь – август 2022 года)
№ п/п | Содержательная характеристика этапа, методы деятельности | Прогнозируемый результат; продукты, созданные в рамках этапа |
1 | Анализ результатов программы по каждому из направлений | Методические рекомендации по обобщению опыта для участников региональной системы реализации государственной политики в сфере образования. Транслирование опыта работы педагогического коллектива. |
2.2. Анализ условий, необходимых для реализации проекта.
Ресурсное обеспечение эффективной реализации инновационного проекта предполагает определение критериев реальности его осуществления.
Для этого обозначены ориентиры, определяющие реальность деятельности инновационной площадки:
№ | Ресурсное обеспечение | |
1 | Кадровые ресурсы | Педагоги и специалисты ДОУ. |
2 | Материально-технические ресурсы | В групповых комнатах имеется оборудование для всех видов деятельности, которые способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства. Все компоненты РППС включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, творческого, познавательного и социального развития детей. |
3 | Информационные ресурсы | Официальный сайт МДОУ детский сад «Аленушка» – http:// mdou-alenushka.ucoz.net Интернет-ресурсы. |
4 | Нормативно-правовые ресурсы | Законодательные документы РФ. Устав ДОУ. |
5 | Социальный ресурс | Участники образовательных отношений: педагогический коллектив, воспитанники, родители (законные представители). Социальные партнёры. |
2.3. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов.
1) Инструменты социального развития:
№ | Средства контроля | Задачи контроля |
1 | Диагностика, анкетирование | Выявление позитивного и негативного потенциала, изучение уровня удовлетворенности, потребностей и мотивов участников сообщества. |
2 | Мониторинг | Определение количественной доли участников проекта, задействованных в различных направлениях. |
3 | Общественная экспертиза результатов проекта. | |
4 | Организация взаимодействия участников образовательных отношений в форме семинаров, диспутов, переговорных площадок и конференций. |
2) Критерии и показатели эффективности реализации проекта:
Критерии | Показатели | Инструментарий |
Активность родителей: рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий. | Рост инициативности родительского участия в жизни детского сада; увеличение числа родителей, участвующих в мероприятиях. | Анкетирование педагогов ДОУ, родителей. |
Сформированность педагогических знаний родителей. | Доминирование демократического типа воспитания в семьях. | Опросник для родителей «Типы воспитания в семье» А.Баркан |
Сформированность навыков эффективного взаимодействия родителей с ребенком. | Положительный фон состояния ребенка: Уровень тревожности; Уровень агрессивности; Уровень самооценки. | Анкетирование Тест Б.Лонга «Круги». |
Сформированность у родителей навыков конструктивного общения. | Уровень эмпатии Тип выхода из конфликтной ситуации. | Анкетирование родителей Н.И. Леонов «Психология делового общения». |
2.4. Перечень методических разработок по теме инновационного проекта, использованных при его разработке.
В указанной части представлены методические разработки, направленные на укрепление взаимодействия семьи и детского сада, которые успешно реализуются в нашей дошкольной образовательной организации:
Проект «Здоровый ребенок»;
Педагогический проект «В мире профессий»;
Проект «Профориентация»;
Проект «Детские мечты»;
Проект «Моя семья»;
Проект «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ руками педагогического коллектива, детей и их родителей».
3. Календарный план реализации инновационных проектов.
№ п/п | Перечень запланированных мероприятий | Сроки, места проведения мероприятий | Перечень конечных результатов / образовательных продуктов |
1 этап - организационно-подготовительный сентябрь 2020 – декабрь 2020 года | |||
1 | Изучение основных направлений государственно-общественного управления через: - педагогический совет; - родительский комитет ДОУ. | Сентябрь 2020 - декабрь 2020 | Протоколы заседания педагогического совета, родительского комитета. |
2 | Организационное собрание творческой группы по реализации проекта. | Сентябрь – октябрь 2020г. | Решение об участии в инновационном проекте. |
3 | Семинары, вебинары, онлайн-конференции | Ноябрь -декабрь 2020г. | |
5 | Размещение информации на сайте ДОУ | Ноябрь -декабрь 2020г. | Информация. |
2 этап - основной, внедренческий январь 2020 года – май 2022 года | |||
1 | Педагогический ринг «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ» | 2021 | Протокол заседания Педагогического совета |
2 | Конференция для родителей «Семья и детский сад - единое образовательное пространство» | ежегодно | Протокол |
3 | Анкетирование родителей с целью выявления психолого-педагогической компетентности | 2021 | Мониторинговое анкетирование и опросы |
3 | Педагогический лекторий «Дом счастливого ребенка» | 2021 | Методические разработки |
4 | Круглый стол «Первые шаги» по обсуждению результатов анкетирования родителей, корректировка плана работы | В течение года | Решение Методические разработки |
5 | Родительская гостиная «Родники семейного счастья» | 2021-2022 | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей |
6 | Развивающие индивидуальные беседы и консультации «Мой ребенок день за днём» | ежегодно | |
7 | Семейная газета «Под крышей дома моего» | 2021-2022 | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей |
8 | Встречи с родительской общественностью «Объединение», он-лайн режиме | 2021-2022 | Решение |
9 | Марафон семейного творчества «Талант рождается в семье» | 2021-2022 | Методические разработки |
10 | Фестиваль семейного творчества «Дружба народов» | ежегодно | Методическая разработка |
11 | Педагогический коллоквиум для родителей (рефлексия, обратная связь) | 2021-2022 | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей |
12 | Клуб «Семейное путешествие» | 2021-2022 | Методическая разработка |
13 | Игровая площадка «Когда Семья вместе…» | 2021-2022 | |
14 | Кафе «Хорошее настроение» | 2021-2022 | Методическая разработка |
15 | Разработка и реализация детско-родительских образовательных проектов: - проект «Моя семья» | 2021 | Методическая разработка |
16 | Взаимодействие с учреждениями района по укреплению семьи и личности ребенка | 2021-2022 | |
17 | Квалифицированная помощь специалистов Консультационного центра | 2021-2022 | |
3 этап – рефлексивно-обобщающий, аналитико-прогностический. Июнь - август 2022 год | |||
1 | Анкетирование и мониторинг результативности проекта | 2022 | Анкеты, мониторинг |
2 | Определение перспектив и путей дальнейшего развития ДОО. Ретрансляция педагогической инициативы | 2022 | Программа развития ДОО; Выступление на методических форумах |
III этап – рефлексивно-обобщающий, аналитико-прогностический
(март – декабрь 2020 года)
№ п/п | Содержательная характеристика этапа, методы деятельности | Прогнозируемый результат; продукты, созданные в рамках этапа |
1 | Анализ результатов программы по каждому из направлений | Методические рекомендации по обобщению опыта для участников региональной системы реализации государственной политики в сфере образования. Транслирование опыта работы педагогического коллектива. |
2 | Разработка перспектив улучшения деятельности проекта | Коррекция этапов, форм, методов, методик, включённых в программу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формы работы старшего воспитателя с участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении"
«Во время перехода на федеральные государственные требования перед коллективом ДОУ встала вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми т...
Психолого- педагогическое просвещение участников образовательных отношений (собрание в ДОУ)
Для успешного взаимодействия всех участников образовательных отношений и привлечения родителей и (или) законных представителей необходимо, соблюдая желание, участие в ознакомлении и освоении...
Проект: «Повышение компетентности участников образовательного процесса в области музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста».
Педагогический проект о развитии и создании музыкально-образовательной среды ДОУ....
Презентация опыта работы - Повышение престижа, создание открытости ДОО для всех участников образовательных отношений посредством размещения электронного портфолио достижений педагогов и административного состава на сайте образовательной организации
В презентации представлен опыт работы заместителя заведующего по работе с педагогами, напреавленной на формирование электронного портфолио с целью повышения престижа образовательной организации с помо...
Инновационный методический проект «Экономическое воспитание в ДОО: формирование предпосылок финансовой грамотности участников образовательных отношений»
Проект направлен на решение приоритетных направлений инновационной деятельности в МДОУ, в части повышения уровня профессионального мастерства педагогов по формированию финансовой грамотности у д...
Доклад на тему "Арт-терапия в работе педагога-психолога с участниками образовательных отношений"
Данный доклад несет в себе краткую информацию по 3 напрвлениям работы с детьми старшего дошкольного возраста в направлении арт-терапии ("Техника Эбру как метод развития творческого воображения де...
Родительский клуб как форма работы по повышению компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического воспитания
Родительский клуб как форма работы по повышению компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического воспитания.ПриветствиеДобрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас. Предлага...