Роль методического объединения воспитателей ДОУ в совершенствовании педагогического мастерства
статья
Статья "Роль методического объединения воспитателей ДОУ в совершенствовании педагогического мастерства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Новоалександровский детский сад»
Роль методического объединения
воспитателей ДОУ в совершенствовании педагогического мастерства
Подготовил: Сердюкова А.В.,
воспитатель
2023
«Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три». Конфуций
Успешное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения во многом зависит от того, как организована работа педагогического методического объединения.
Развитие системы образования в значительной степени зависит от профессионализма педагогических кадров, их готовности к инновационному обновлению образовательного процесса. Эту готовность и призваны обеспечить методические объединения педагогов ДОУ.
Качество учебно-воспитательного процесса ДОУ, его результаты в определенной степени зависят от педагогов, их теоретической подготовки, педагогического и методического мастерства.
Работа методического объединения педагогов дошкольного уровня образования направлена на повышение качества профессиональной деятельности конкретного педагога при осуществлении образовательного процесса, вооружение его актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также свойств и качеств личности.
Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы. В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям педагогов.
Цель методического объединения:
- Совершенствование качества дошкольного образования через повышение профессионального мастерства педагогов. Повышение уровня теоретической практической и психолого - педагогической компетентности всех участников образовательного процесса ДОУ.
В рамках МО рассматриваются вопросы частной методики по программам: разработка приёмов, методов, технологий обучения и развития по тем или иным темам, которые сами педагоги для себя считали актуальными, работа с образовательными стандартами, инновационные технологии, работа с одарёнными детьми, совершенствование форм и методов организации занятий, и др.
Главной особенностью современной системы образования является создание условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления индивидуальных особенностей и непрерывного повышения их квалификации. Муниципальная методическая служба создаёт условия методического сопровождения в процессе повышения профессиональной компетентности учителей и воспитателей в рамках введения профессионального стандарта педагога.
Основные задачи работы методических объединений:
- Повышение качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ.
- Оказание организационно - методической помощи педагогам ДОУ.
- Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих педагогов.
- Профессиональное становление молодых педагогов.
- Внедрение в образовательный процесс современных учебно-методических и дидактических материалов, инновационных технологий, систем информационного обеспечения занятий, информационно-библиотечных систем.
- Методическое обеспечение системы дошкольного образования.
- Создание условий для сетевого взаимодействия воспитателей. Методические объединения используют следующие формы работы:
1) Заседания методических объединений. На них обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания рабочих программ воспитателей и специалистов ДОУ, тематических планов, методика проведения занятий, повышение эффективности и качества всех видов занятий, совершенствование учебно-материальной базы, подготовки молодых специалистов, повышения квалификации, рассматривается опыт работы педагогов, и другие учебно-методические материалы.
2) Открытые просмотры мероприятий, мастер-классы. Проводятся согласно плану работы МО. Основная цель проведения открытого просмотра – целостное видение занятия, его полный анализ и системная оценка. Изучаются занятия коллег, особенности детей конкретной группы. Практика проведения мастер-классов показала, что они позволяют проявить и оценить эрудицию педагога, его артистизм, импровизационные возможности, исполнительское мастерство.
3) Разработка методических продуктов. Одной из форм представления результатов педагогической деятельности являются методические разработки. В последнее время увеличилось количество опубликованных методических разработок. Они публикуются на сайтах в системе Интернет: nsportal.ru, maam.ru, infourok.ru, multiurok.ru, сайте дошкольного учреждения. Во многих ДОУ созданы банки публикаций, выпускаются газеты, буклеты, брошюры различной тематики. Авторы делятся с коллегами опытом работы по различным областям, своими достижениями.
4) Организация методической помощи педагогическим работникам. В целях содействия комплексному развитию образовательных организаций, оказания методической помощи педагогам и руководителям в повышении творческого потенциала, в рамках введения Федеральных государственных образовательных стандартов, модернизации образовательной системы, формирования инновационной системы образования, создания условий для личностного и профессионального роста педагогов. функционировали районные методические объединения педагогических работников дошкольных образовательных организаций по следующим направлениям: воспитателей групп для детей от 1,5 до 4 лет; воспитателей групп для детей от 5 до 7 лет; музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре ДОУ.
Методические объединения способствуют формированию и развитию необходимых профессиональных компетентностей, повышению качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ.
Каждое методическое объединение имеет свой почерк в работе, свой подход, работает над своей методической темой, прежде всего, ориентируясь на освоение новых приёмов и методов повышения качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ.
Тематика заседаний очень разнообразна, затрагивает все области развития ребёнка- дошкольника, например: развитие детей раннего возраста, сопровождение детей с РАС, речевое развитие детей, здоровьесберегающие технологии, физическое развитие, нравственно- патриотическое воспитание, экологическое развитие дошкольников, и т.д.
Методическое объединение прививает вкус к инновационной, исследовательской, экспериментальной и научной деятельности, углубляет обобщенные знания в сфере общей педагогики, дидактики, психологии, культурологи, методологии, философии образования.
Функционирование и развитие методических объединений рассматривается одновременно и как педагогическая, и как управленческая деятельность. Методические объединения проводятся на базе дошкольных образовательных учреждений.
В основном на год планируется четыре заседания МО, проводятся консультации и семинары по запросам педагогов, или проблемам, касающихся деятельности ДОУ. По окончании заседания МО составляется протокол, принимается решение. В конце учебного года руководители МО готовят отчёт о проделанной работе, фотоотчёт, составляют план работы на новый учебный год.
К каждому конкретному МО определяются цели, разрабатывается программа МО, планируются открытые мероприятия, подбираются педагоги - участники.
Руководители методических объединений вовлекают большое количество творческих педагогов в работу МО. Организация временных творческих групп
позволяет решать множество практических задач, участвовать в реализации целей конкретного заседания МО.
Особого внимания требуют молодые специалисты, которые с первого рабочего дня должны включиться в интенсивный ритм образовательного и воспитательного процесса, и у которых еще не хватает опыта и профессионализма.
Задача методических объединений также заключается в наставничестве и обеспечении им поддержки и квалифицированной помощи молодым педагогам со стороны коллег.
Реализация указанных форм деятельности методических объединений способствует формированию и развитию необходимых профессиональных компетентностей педагога, его профессиональных качеств.
Методические объединения педагогов дошкольного уровня образования сегодня - это традиции и новации, это система повышения уровня компетентности педагога, выстроенная от диагностики затруднений в его деятельности до реального результата. Это новая структура и обновленное содержание; новые формы активного обучения.
Работа методических объединений способствует профессиональному самосовершенствованию тех педагогов, которые заинтересованы в своем профессиональном росте, желающие учиться и принимать инновации.
Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов.
Перед нами зачастую стоит вопрос, как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы методических объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?
Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами, которые можно использовать при организации работы МО, рассмотрим некоторые из них.
Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимое условие организации обучающих семинаров - участие присутствующих на МО педагогов.
Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее по запросам педагогов.
Экспресс-опрос. Цель его проведения быстро и оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую на МО проблему.
Значимую роль в образовательном процессе в целом и в системе повышения квалификации педагогов играют открытые просмотры занятий. Они позволяют педагогам увидеть, как работают их коллеги в других детских садах, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочёты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом.
Изучение лучшего опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определённому направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОУ.
Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, чёткости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников: общая эрудиция; профессиональные знания, умения, навыки; умение выйти из затруднительного положения, экспромт.
Каждый творчески работающий воспитатель знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения (эврика), которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются. Что бы этого не случилось, есть дискуссия - это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. В нашем педагогическом опыте получили распространение свернутые формы дискуссий, к которым относятся: круглый стол техника «аквариума». Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии.
Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
Турнир-викторина проводится как сочетание вопросов и ответов в несколько туров.
Деловая игра может быть использована не только как зачётное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы.
Мастер-класс. Его основная цель - знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.
Древо мудрости – педагогам предлагается записать на «листочках» трудные, непонятные спорные вопросы в реализации определенной темы, и прикрепить их к Древу мудрости. Затем каждый по очереди подходит к дереву, «срывает листок», пытается ответить на вопрос. При затруднении обращаются к другим педагогам или к Мудрецу (ведущему игры).
«Педагогический салат» - Педагоги, представляя идею по вопросам воспитания и образования детей, опускают в салатницу жетон, символизирующий идею. Затем жетоны перемешиваются, получается «салат», рецепт записывается, выбирается оптимальное решение.
«Коучинг-сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем.
Еще одним эффективным интерактивным методом является презентация - это наглядный вариант лекционного и практического материала.
Презентация включает в себя не только представление педагогами современных развивающих методов и технологий, которые они используют в своей работе, но и возможности их применения в работе других педагогов.
Метод «Кейсов» (Casestudy) - неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Этот метод, как правило, применяется в процессе ситуационной деловой игры, которая сама по себе также является интерактивным игровым методом и предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов - участников имитационной модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно - образовательного процесса или сотрудничества с родителями воспитанников.
Все перечисленные на наш взгляд методы и формы работы методических объединений достаточно эффективны. После их применения выявляются позитивные изменения общего уровня профессиональной компетенции педагогов. Грамотно построенная система работы с педагогическими кадрами, в рамках МО позволяет повысить качество профессиональной деятельности педагогов ДОУ.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование педагогического мастерства через экспериментирование с песком.
Знакомство с техникой арт-терапии в качестве одного из средств развития здоровой личности....
Совершенствование педагогического мастерства через экспериментирование с песком.
Игры с песком играют важную роль в процессе развития ребенка. Для начала ребенку можно предложить поиграть с мокрым песком, а затем играть с сухим песком, используя при этом ведерко, грабли, лопатку, ...
План работы Школы совершенствования педагогического мастерства воспитателей
В данной работе представлен План повышение профессионального мастерства педагогов, оказание помощи в разработке индивидуального стиля педагогической деятельности....
"Пути совершенствования педагогического мастерства воспитателя"
Материалы для воспитателей...
"Совершенствование педагогического мастерства работников ДОУ"
Психологические основы педагогического мастерства и деятельность, направленная на совершенствоваеие знаний, уменйя, навыков современного педагога дошкольного учреждения....
Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства
Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество –...
Отчёт акции " Совершенствования педагогического мастерства по развитию интеллектуально- творческих способностей детей" .Открытое занятие
В рамках акции «Совершенствования педагогического мастерства по развитию интеллектуально - творческих способностей детей» Гаврилова Тамара Альбертовна в младшей группе провела открытое занятие «Гости ...