Проект по функциональной грамотности
методическая разработка (старшая группа)
«Читательская грамотность, как компонент функциональной грамотности старших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_gramotnost.docx | 17.33 КБ |
chitatelskaya_gramotnost_plan_meropriyatiy.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте! Меня зовут Свинцова Евгения Леонидовна.
Сегодня я хочу представить свой проект «Читательская грамотность, как компонент функциональной грамотности старших дошкольников»
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем), это пора воспитания в малыше слушателя.
О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев и др.). Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.
Одна из важнейших задач современного образования - формирование функционально грамотных людей.
В образовательных стандартах одной из главных функциональных грамотностей является читательская грамотность.
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируется интерес к книге, закладываются основы читательской деятельности.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Мы живем в эпоху компьютерных технологий. Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Целью моего проекта является создание условий для формирования читательской грамотности дошкольников.
Я поставила перед собой задачи:
Повысить читательский уровень педагога по проблеме приобщения детей к чтению.
Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений.
Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников процесса: педагогов, детей, родителей.
Прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению.
На первом этапе своей работы, был запланирован подбор диагностик, разработка конспектов и презентаций, изготовление атрибутов и организация предметно развивающей среды. Приглашены для помощи воспитатель старшей группы и педагог-психолог.
На втором этапе запланирована большая работа с родителями, это посещение библиотеки, литературная гостиная, стендовая информация. Для педагогов показ открытых занятий, консультации, мастер-классы и т.д. Для детей запланированы инсценировки по сказкам, театральные представления, викторины, игры с лепбуком и т.д. В помощь приглашены педагоги и музыкальный руководитель.
На 3м этапе (итоговый) запланировано представление продукта всем участникам проекта. (педагогам, родителям и детям)
В работе над проектом я столкнулась с определенными рисками, это недостаточное финансовое и методическое обеспечение ДОУ, низкая мотивация педагогов и родителей, большая нагрузка на педагогов.
В процессе реализации проекта дошкольники:
-закрепят определенные темы;
- обогатят словарный запас;
-развивают читательскую грамотность;
-развивают творчество, мышление, память
В процессе реализации проекта воспитатели:
-выявят и поддержат талантливых детей;
-повысят профессиональную компетентность
В процессе реализации проекта родители:
-объединятся с детьми, а также помогут выявить проблемы во взаимоотношении и воспитании детей;
Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы - предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт.
Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве - процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ Заведующий БДОУ г. Омска «__» _____________ /ФИО………../ «__28__» _04___2023 года |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
проекта «_Читательская грамотность, как компонент функциональной грамотности старших дошкольников »
№ п/п | Наименование мероприятия проекта | Дата начала реализации мероприятия | Дата окончания реализации мероприятия | Результат реализации мероприятия | ФИО, должность исполнителя проекта, ответственного за реализацию мероприятия | |
Наименование, единица измерения | Плановое значение | |||||
1 этап. Создание условий, необходимых для реализации проекта (______________________________) | ||||||
1 | Сбор информации | 09.2023г | воспитатель | |||
2 | Подбор диагностических материалов | 09.2023г | воспитатель психолог | |||
3 | Разработка конспектов по теме | 09.2023г | воспитатель | |||
4 | Изготовление пособий | 09.2023г | воспитатель | |||
5 | Организация РППС | 09.2023г | воспитатель воспитатель | |||
6 | Подготовка презентаций | 09.2023г | воспитатель | |||
2 этап. Реализация проекта (________________________) | ||||||
7 | Семинар для педагогов «Развитие читательской грамотности у детей дошкольного возраста» | 1день (06.10) | воспитатель ст.воспитатель | |||
8 | Уголок для родителей «Читаем дома» | 1день | воспитатель | |||
9 | «Книжкина больница» лечим книги с детьми | 1день (11.10) | воспитатель воспитатель | |||
10 | Консультация для педагогов «Создание РППС» | 1день (08.11) | воспитатель ст.воспитатель | |||
11 | Литературная гостинная с родителями по произведениям Русских народных сказок | 1день (14.11) | воспитатель психолог музыкальный руководитель | |||
12 | Показ НОД «Развитие читательской грамотности через потенциал Русских народных сказок» | 1день (21.11) | воспитатель | |||
13 | Семинар для педагогов «Лепбук-как средство работы с детьми дошкольного возраста, по развитию читательской грамотности» | 1день (06.12) | воспитатель ст.воспитатель | |||
14 | Посещение библиотеки совместно с родителями | 1день (13.12) | воспитатель воспитатель ст.воспитатель | |||
15 | Драматизация басни «Две гусыни» | 1день (18.12) | воспитатель музыкальный руководитель | |||
16 | Мастер-класс для педагогов «Изготовление Лепбука» | 1день (15.01.24г) | воспитатель | |||
17 | Консультация для родителей «Как превратить чтение в удовольствие» | 1день (19.01.24г) | воспитатель | |||
18 | Выставка детских рисунков по произведениям Н.Носова | 1неделя (22.01 26.01) | воспитатель воспитатель | |||
19 | Литературный брейн-ринг для педагогов | 1день (08.02) | воспитатель музыкальный руководитель | |||
20 | Оформление стенда для родителей «Ребёнок и книга» | 1день (05.02) | воспитатель | |||
21 | Организация детского конкурса чтецов «Фантазеры» по произведениям Михалкова | 1день (19.02) | воспитатель ст.воспитатель | |||
22 | Мастер-класс для педагогов по изготовлению дидактических игр | 1день (11.03) | воспитатель | |||
23 | Оформление стенда для родителей « Критерии подбора книг для детей разного возраста» | 1день (04.03) | воспитатель психолог | |||
24 | Литературная викторина для детей «Знакомство со сказками народов Сибири» | 1день (14.03) | воспитатель ст.воспитатель | |||
25 | Музыкально-литературная гостинная для педагогов | 1день (10.04) | воспитатель музыкальный руководитель | |||
26 | Мастер-класс для родителей «Книжки своими руками» | 1день (19.04) | воспитатель | |||
27 | Инсценировка сказки «Репка» для младших дошкольников ,старшими дошкольниками (теневой театр) | 1день (24.04) | воспитатель музыкальный руководитель | |||
3 этап. Итоговый. (_____________________________) | ||||||
28 | Представление продукта педагогам | 1день (06.05) | воспитатель | |||
29 | Презентация проекта родителям | 1день (13.05) | воспитатель | |||
30 | Викторина для детей «Поле чудес» по экологическим сказкам | 1день (16.05) | воспитатель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие предпосылок функциональной грамотности и оценка функциональной грамотности.
Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражда...
Образовательный проект "Волшебная иголочка" по формированию Функциональной грамотности
В проекте представлена система работы по обучению детей старшего дошкольного возраста труду с тканью. Раскрывается педагогическое содержание совместной деятельности по формированию взаимоотношений меж...
Проект "Формирование функциональной грамотности дошкольников по средствам методики Lesson study."
Исследование занятия – уникальная техника, с помощью которой воспитатели могут учиться и развивать свои практические знания вместе, что влияет на качество обучения и помогает коллективу всего де...
Информация о реализации проекта «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста 4-8 лет»
https://radost19uray.ru/o-nas/innovacionnaja-i-jeksperimentalnaja-dejatelnost/funkcionalnaja-gramotnost/...
Проект "Формирование функциональной грамотности дошкольников по средствам методики Lesson study."
Исследование занятия – уникальная техника, с помощью которой воспитатели могут учиться и развивать свои практические знания вместе, что влияет на качество обучения и помогает коллективу всего де...
Участие в реализации проекта «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста 4-8 лет»
Проект «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста 4-8 лет»...
Презентация проекта по функциональной грамотности (читательская грамотность) "В гостях у дедушки Корнея"
Корней Чуковский - один из любимых детских авторов.Через ознакомление со сказками Чуковского дети знакомятся с миром животных, у детей формируются навыки справедливости, добра, дружбы, понимания.Любой...