План взаимодействия воспитателя и педагога-психолога на 2021-2022 учебный год
материал (старшая группа)

Валеева Надежда Константиновна

План взаимодействия воспитателя и педагога-психолога на 2021-2022 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vz0aimodeystviya_pedagoga_psihologa_i_vospitatelya.docx49.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

План взаимодействия воспитателя и педагога-психолога

по развитию эмоциональной сферы с детьми старшего дошкольного возраста

                                                                                                                                                                                                        Разработчики:

                                                                                                                                                                                             Педагог-психолог                  Жемчужная О.В.

                                                                                                                                                   Воспитатели Валеева Н.К., Шемякова Л.Н.

Мегион, 2021

                                   План взаимодействия

Цель: развить социально-эмоциональное благополучие ребѐнка через чувства внутренней устойчивости, автономности.

Задачи:

  • снятие психоэмоционального напряжения, отреагирование негативных эмоциональных состояний;
  • повышение общего уровня эмоциональных переживаний у детей;
  • развитие уверенности в себе и самопринятия;
  • формирование навыков сотрудничества детей, развитие групповой сплоченности;
  • развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;
  • овладение формами адекватного выражения различных эмоциональных состояний.

Время

Тема

Программные задачи

Игры и игровые упражнения

Взаимодействие с

Взаимодействие с

проведе

образовательной

родителями

педагогами

ния

деятельности

(дни

недели)

Сентябрь

1-2.

Диагностическое обследование психических процессов

3.

«Знакомство»

Знакомство детей друг с

Ритуал        приветствия.        Игра-

Консультация        «Как

Консультирование

другом.        Формирование

упражнение: «Мы очень любим».

снять        напряжение

«Особенности и

позитивного        настроя        на

Рисование на тему «Автопортрет».

после        детского

проблемы развития

занятия.

Упражнение-релаксация        «Имя

сада»

дошкольников»

шепчут волны».

Анкетирование «Я и

Обсуждение.

мой ребенок»

Ритуал прощания.

4.

«Знакомство»

Дальнейшее

Разминка. «Поздороваться   друг   с

Консультация

Консультирование

(продолжение)

формирование

другом глядя в глаза», «Хип - хоп».

«Особенности

«Влияние

уверенности        в        себе,

Игра «Близнецы».

развития

родительских

снятие        барьеров

Упражнение «Помоги принцессе»,

психических

отношений на

замкнутости        и

«Какой я есть и каким бы хотел

процессов        детей

развитие и

застенчивости.        Помочь

быть».

старшего

преодоление

осознать        и        принять

Релаксация «Бабочка».

дошкольного

тревожности у

индивидуальные

Игра «Поем все вместе»

возраста».

дошкольников»

особенности        других

«Как        правильно

людей        особенности

общаться с детьми?»

других        людей.

(Круглый        стол»,

Формирование у ребенка

«Родительская

уверенности        в        своих

копилка» )

силах.

Октябрь

1.

«Удивительный

Ознакомление        детей        с

Ритуал приветствия. Игра «Встаньте

Информация в

Рекомендации

мир        эмоций        и

эмоциями;        развитие

все, кто...».

родительский

«Сюжетно-ролевая

чувств»

умения        правильно

Рефлексия        прошлого        занятия.

уголок «Почему

игра, интерактивные

выражать свои эмоции и

Чтение        сказки        «Домовые».

детям трудно

игры и упражнения

чувства        посредством

Рисование        «Настроение».

управлять своим

как методы обучения

мимики;        развитие

Релаксационное        упражнение

поведением»

конструктивному

выразительности жестов;

«Воздушный шарик».

разрешению

снятие психомышечного

конфликтов»

напряжения.

2.

«Радость».

Цель: развитие   умения

Ритуал приветствия

Консультация «Если

Консультация

правильно        выражать

Игра «Поздоровайся радостно».

ребѐнок слишком

«Речевая агрессия у

свои эмоции и чувства

Этюд «Кто как радуется»

много капризничает

детей»

посредством        мимики,

Психогимнастика «Ручеек радости»

и плачет»

пантомимики;        снятие

психомышечного

напряжения.

3.

«Знакомство

с

Продолжать

Ритуал приветствия

Лекция «Игра и еѐ

Памятки : «Этюды на

эмоцией

формировать        умение

Игра «Встаньте все те, кто...»

роль в психическом

выражение

грусти».

понимать эмоции других

Прослушивание и обсуждение

развитии ребѐнка»

удивления»

людей;        познакомить        с

«Истории про Обидку и Грустинку»,

Консультация «В

эмоцией        грусти;

рисование героев рассказа.

игре готовимся к

развивать        способность

Игра «Волшебный стул»

школе»

выражать        эмоции

Игра «Испорченный телефон»

Информация в

вербально        и

Игра «Море волнуется раз...»

родительский

невербально;        обучать

Релаксационное упражнение «Спаси

уголок «Играем

приемам саморегуляции.

птенца»

вместе»

Ритуал прощания игра «Цвет

настроения».

4.

Игры по выбору детей

Ноябрь

1.

«Удивление».

Познакомить                детей        с эмоцией                удивления; продолжать                                        учить определять эмоциональное состояние других людей; развивать        способность выражать                                эмоции

вербально        и

невербально; тренировать        умение

владеть        своими эмоциями.

Ритуал приветствия игра «Встаньте те, кто...».

Рассматривание и беседа сюжетной картины «Удивление», рисование лица с удивленным выражением.

Релаксационное упражнение

«Тропический остров»

Ритуал прощания игра «Улыбнись другу».

Лекторий

«Типичные ошибки родителей        в воспитании детей и их последствия»

Консультация        «Как помочь        ребенку        и себе        преодолеть негативные эмоции?»

Семинар-практикум

«Психолого- педагогическая

культура – основной фактор профессионального мастерства

педагогов».

-Консультация

«Роли, навязываемые ребѐнку        в

неблагополучной семье»

2.

«Я и другие»

Формирование

Приветствие

Информация в

Памятки: «Этюды на

доброжелательных

Игра «Ветер дует на. …»

родительский

выражение обиды»

отношений        в        группе.

Упражнение «Помоги   другу,   или

уголок

Развитие        умения

самая дружная пара»

«Предпосылки

сотрудничать.        Снятие

Рисование коллективного рисунка

конфликтности»

напряжения.

Обсуждение (смысловая рефлексия)

Анкетирование

Ритуал прощания

«Эмоции детей»

3.

«Все мы разные»

Развитие коммуникативных навыков        и        умения понимать других.

Разминка

Игра «Разыгрывание ситуации» Игра «Доброе животное»

Игра «Близнецы»

Релаксация        «Путешествие        в волшебный лес»

Лекторий

«Конфликт в детско- материальных отношениях» Советы родителям медлительных детей

Консультация

«Особенности внимания сверхподвижных детей»

4.

Игры по выбору детей

Декабрь

1.

«Цветок дружбы»

Формирование дружеских

взаимоотношений между детьми.

Создание                атмосферы эмоциональной поддержки        в        группе. Развитие инициативы.

Приветствие

Игра «С кем я подружился» Игра «Цветок дружбы» Рисование по теме «Цветок дружбы»

Упражнение «Волшебная поляна» Эмоциональная оценка занятия Ритуал прощания

Памятка «Ох уж эти ссоры или немного о детской

конфликтности»

Консультация

«Психологическая помощь детям при дисгармонии в семейных отношениях»

2.

«Будьте уверены»

Развитие        навыков общения, формирование уверенности в себе, развитие творческой

фантазии. Развивает умение думать о себе позитивно и не стесняться говорить о себе в присутствии других.

Разминка. «Назови свои сильные стороны»,        «Разыгрывание ситуаций»

Беседа        «Как        мы        боремся        с трудностями»

Релаксация «Разговор с лесом»

«Представь, что ты это можешь»

Диалог «Связь стиля семейного воспитания с темпераментом

ребѐнка»

Памятки «Этюды на выражение злости (гнева)»

3.

«Настроение»

Формирование        навыков самоконтроля в процессе

группового взаимодействия.

Приветствие

Беседа после прочтения английской народной песенки «Котята»

Этюд «Солнечный зайчик»

Информация для родителей

«Темперамент и характер»

Деловая игра

«Причины эмоциональной неуравновешенности

Снижение эмоционального напряжения

Упражнение «Тренируем эмоции» Рефлексивное упражнение «Какой я сейчас»

Ритуал прощания

Рекомендации родителям застенчивых детей

детей. Профилактика утомления»

4.

Игры по выбору детей

Январь

1.

«Гнев»

Познакомить с эмоцией гнева; учить различать эмоцию        по

схематическому

изображению; понимать свои чувства и чувства

других людей и рассказывать о них; продолжать учиться

передавать                заданное эмоциональное состояние,        используя различные

выразительные средства; снятие психомышечного напряжения.

Ритуал приветствия

Игра «Поздоровайся гневно».

Чтение отрывков из произведения К. Чуковского «Мойдодыр», Драматизация отрывка из сказки Л. Толстого «Три медведя»

Упражнение «Зеркало»

Детям        предлагается        изобразить перед зеркалом свой гнев.

Рисование гнева

Релаксационное упражнение «Что нам делать с этим чувством?» Ритуал прощания Игра «Вместе весело шагать...»

Круглый        стол

«Жестокость        в детско- родительских отношениях        и психологические защиты у детей» Консультация

«Влияние        детско- родительских отношений                        на тревожность                детей старшего

дошкольного возраста»

Памятки: «Этюды на выражение страха»

2.

«Как преодолеть гнев».

Продолжать учить детей распознавать у себя и у других        эмоцию        гнева; продолжать                                учить выражать                заданное эмоциональное состояние,        используя различные

выразительные средства; обучать        приемам

Ритуал приветствия

Игра «Поздоровайся гневно». Рефлексия прошлого занятия

«История про Танечку и Ванечку» Игра «Волшебный мешочек» Игра «Коврик злости»

Игра «Возьми себя в руки» Релаксационное упражнение

«Тух-тиби-дух» Ритуал прощания

Тренинг взаимодействия родителей с детьми

«Уроки общения» Информация для родителей «Истоки детской агрессии»

Семинар

«Особенности общения воспитателя с детьми и коррекция эмоционального развития.»

регуляции        и

саморегуляции.

Игра «Комплименты».

3.

«Учимся

договариваться»

Развитие        навыков совместной

деятельности, умение договариваться                и соотносить        свои замыслы с замыслами других детей.

Учит детей быть внимательными,

заботиться друг о друге.

Разминка.                        «Давайте поздороваемся»;        выполняется коллективный рисунок «Наш дом» Релаксация. «Что рассказало море» Игра        «Как        поступить?»                «Окажи внимание другому»

Лекция «Семейные проблемы сверхподвижных

детей»

Информация в родительский уголок «Пути преодоления гиперактивности у

детей»

Проблемная лекция

«Возможные формы проявления скрытого семейного

неблагополучия»

4.

Игры по выбору детей

Февраль

1.

«Наши чувства»

Развитие        спонтанности детей

Снижение эмоционального напряжения.

Приветствие

Игра «Обезьянки»

Упражнение «Угадай настроение» Упражнение «Черепашка» Артикуляционное        упражнение

«Раскрась человечка» Ритуал прощания

Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации        для родителей

тревожных детей)

Консультация

«Тревожные дети»

2.

«Осознание своего «Я»

Повышение уверенности в себе, в своих силах, осознание        своего        «Я». Помочь                        осознать возможность преодоления замкнутости,                        дать ребенку перспективу на будущее и                уверенность в своих силах.

Разминка..«Закончи предложение» Рисунок «Я в будущем» Релаксация (любое упражнение на усмотрение психолога).

Консультация

«Проблема

адаптации к школе детей старших групп»

Информация для родителей

«Темперамент - основа поведения»

Памятка

«Особенности подготовки к школе детей разных типов темперамента»

3.

Страхи

Предоставить детям возможность актуализировать свой страх. Отреагирование негативных эмоций.

Приветствие

Сценка по произведению К.И. Чуковского «Тараканище» Игра «Закончи предложение»

Комплекс «Музыкальная мозаика»

Обсуждение (смысловая оценка занятия)

Ритуал прощания

Консультация

«Агрессивные дети»

Памятка: «Этюды на выражение удовольствия и

радости»

4.

Игры по выбору детей

Март

1.

«Пчелка        в темноте».

Коррекция        боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

Ритуал        приветствия        Игра        «Круг друзей»

Игра «Пчелка в темноте» Рисование «Пчелка в темноте» Разыгрывание этюда «В лесу» Игра «Путаница»

Релаксационное        упражнение

«Тропический остров» Ритуал прощания Игра «Комплименты»

Консультация «Мы и наши гиперактивные

дети»

Консультация «Как играть с тревожными детьми?»

2.

«Я хороший»

Предоставить        детям возможность актуализировать                свой страх.        Отреагирование негативных эмоций.

Приветствие

Игра «Я очень хороший» Артикуляционное упражнение «Мое взрослое будущее»

Упражнение «Водопад света»

Обсуждение        (смысловая        оценка занятия)

Ритуал прощания

Рекомендация «Что делать, если ребенок говорит неправду?»

Памятка: «Этюды на выражение грусти»

3.

«Я счастливый»

Формирование положительного самопринятия.

Повышение        общего

Приветствие.

Рисование        на        тему        «Волшебные зеркала»

Упражнение        «Хочу        быть

Консультация «Как обеспечить психологическую

безопасность

Рекомендации

«Обучение детей умению управлять своим поведением»

эмоционального тонуса

счастливым»

Игра «Достань звезду»

Обсуждение (смысловая оценка занятия)

Ритуал прощания

ребенка»

4.

Игры по выбору детей

Апрель

1.

«Характер»

Коррекция поведения Обучение навыкам саморасслабления.

Приветствие. Игра «Молчок»

Этюд «Три характера» Упражнение «Драка» Игра «Доброе животное» Расставание

Упражнение «Какой я сейчас»

Памятка «Что

делать, если ребенок ленится?»

Консультация «Что рисуют дети»

2.

«Радостные дети»

Коррекция поведения. Повышение настроения.

Приветствие Этюд «Утро»

Игра «Принц и принцесса» Упражнение «Рот на замок» Этюд «Солнце в ладошке» Эмоциональная оценка занятия

Ритуал прощания

Рекомендации

«Оказание родителями психологической поддержки детям»

Памятка: «Этюды на выражение спокойствия»

3.

«Встреча сказочных героев»

Коррекция        негативных поведенческих реакций.

Развитие социального доверия.

Приветствие

Игра        «Мальчик        (девочка)        - наоборот»

Игра «Любимый сказочный герой» Упражнение «Цветок»

Упражнение «Какой я сейчас» Ритуал прощания

Консультация

«Сказкотерапия»

Рекомендации

«Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций»

4.

Игры по выбору детей

Май

1.

«Мои

достижения»

Развитие уверенности в собственных силах.

Способствовать

Приветствие Этюд «Утро»

Рисование        на        тему        «Волшебные

Консультация        «Как преодолеть

рассеянность        у

Консультация

«Особенности эмоционального

формированию

зеркала»

ребѐнка?»

развития детей»

самоуважения детей

Упражнение        «Хочу        быть

Анкетирование

счастливым»

«Эмоции детей»

Изготовление копилки достижений

Игра «Я очень хороший»

Артикуляционное упражнение «Мое

взрослое будущее»

Упражнение «Водопад света»

Эмоциональная оценка занятия

Ритуал прощания

2.

«Мои

Развитие уверенности в

Приветствие

Консультация

«Как

Памятка

достижения»

собственных силах.

Способствовать

Упражнение «Волшебные очки»

Изготовление копилки достижений

преодолеть

рассеянность

у

«Упражнения на

релаксацию»

формированию

Упражнение «Я могу!»

ребѐнка?»

самоуважения детей

Игра «Клеевой дождик»

Эмоциональная оценка занятия

Ритуал прощания

3-4

Диагностическое обследование психических процессов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Приложение 1Приложение к опыту Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя  и педагога-психолога по созданию  условий социально-психологической адаптации детей младшего возра...

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ»

Важным событием в системе дошкольного образования стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и...

Мастер-класс «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога при сопровождении детей с ОНР старшего дошкольного возраста» Конспект непосредственно - образовательной деятельности «В мире звуков»

Мастер-класс «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога при сопровождении детей с ОНР старшего дошкольного возраста»Конспект  непосредственно - образовательной деятельности&laqu...

Опыт взаимодействия воспитателя и педагога-психолога с родителями детей раннего возраста "Пример важнее слова!"

Работа с родителями детей раннего возраста в форме родительского клуба "Давайте поиграем!" с целью формирования позитивных эмоциональных отношений в системе "родитель (мама) - ребенок&q...

Доклад «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога в создании условий для успешной адаптации воспитанников в детском саду»

Первый опыт ребенка в коллективном общении со сверстниками и взрослыми людьми происходит при поступлении его в детский сад. Новый период в жизни малыша сопряжен с тяжелыми переживаниями, изменениями п...

Презентация к докладу «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога в создании условий для успешной адаптации воспитанников в детском саду»

Первый опыт ребенка в коллективном общении со сверстниками и взрослыми людьми происходит при поступлении его в детский сад. Новый период в жизни малыша сопряжен с тяжелыми переживаниями, изменениями п...