Педагогический проект "Педагогика граттажа" – старшая группа
проект (старшая группа)

Волобуева Татьяна В.

Развитие художественных способностей в изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник исполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_grattazh.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ГРАТТАЖ»

в старшей группе

«ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» ПРОЕКТА

Структура

Содержание

Тема

«Граттаж»

Адресация проекта

Проект предназначен для совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы

Проект разработан

Волобуева Т.В.

Участники проекта

Воспитатель, дети

Возраст воспитанников

Старший дошкольный возраст

Особенности проекта

По характеру создаваемого продукта:

  • исследовательский,
  • творческий,

  • практико-ориентированный.

По количеству создателей проекта:

  • индивидуальный

По количеству детей, вовлеченных в проект:

  • групповой

По продолжительности:

  • краткосрочный

По профилю знаний:

  • межпредметный

По уровню контактов и масштабам организации:

  • на уровне образовательного учреждения

Цель проекта

Развитие художественно-творческих способностей дошкольника, его навыков восприятия и мышления в изобразительной деятельности, созидательного отношения к преобразованию окружающего мира, стимулирование творческого самовыражения ребенка.

Задачи проекта

  • Развивать художественные способности в

изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник исполнения.

  • Стимулировать исследовательские действия с

различным материалом и способам его использования для передачи особенностей предметов окружающего мира.

  • Воспитывать эстетический вкус детей, умение

получать чувство удовольствия от результатов творческих преобразований в своей деятельности.

Ресурсы проекта

Ресурсы проекта

Необходимое обеспечение

Учебно-методическое:

  • план деятельности;
  • игры-эксперименты;
  • дидактические игры;
  • методические рекомендации «Нетрадиционные

техники в изобразительной деятельности».

Материально-техническое обеспечение:

  • фонотека музыкальных произведений о времени

года-зима;

  • материал для экспериментирования (черная гуашь,

восковые мелки, свечи);

  • иллюстрации картин художников-пейзажистов;

иллюстрации различных дворцов; фотографии по времени года - зима;

  • произведения детских писателей, стихи о сезонных

явлениях природы;

  • видеоролик о времени года -зима, природном

явлении – северное сияние.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат деятельности детей

  • Формирование творческого начала в личности

ребенка, развитие предпосылок для творческого мышления и восприятия, реализация его интересов и творческого потенциала: чувственность к новому, склонность к поиску новых путей, способность гибко использовать известные подходы и способы решения в новых условиях, моделированию, самоанализу выбираемых решений, самостоятельность и оригинальность в решении проблем;

  • Совершенствование умений и навыков детей в

освоении нетрадиционных техник в изобразительной деятельности;

  • Педагогическая поддержка успешности ребенка в

творческом самовыражении.

Продукты деятельности детей:

  • Постройка из снега «Дворца Снежной Королевы»;
  • Выставка детского творчества «Мир глазами детей»: «Дворец Снежной Королевы»

Этапы работы над проектом

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Направление деятельности: информационно-методическое

- Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта.

  • Знакомство детей с содержанием сказки

Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»;

  • Проведение викторины по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»;
  • Постройка с детьми на площадке из снега дворца Снежной Королевы.

Направление деятельности: мотивационно-целевое

- Стимулирование мотивации деятельности участников проекта.

- Выявление уровня интереса и знаний детей об особенностях времени года – зима, природном явлении –северное сияние; использование нетрадиционных техник и способах рисования объектов.

Форма организации:

  • Игровые задания на выявления творческих способностей детей. 
  • Наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности.
  • Анализ детских работ.

Этапы работы над проектом

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта

Направление деятельности: познавательное

Форма организации:

  • Беседы с детьми.
  • Наблюдения.
  • Слушание музыкальных и литературных произведений.
  • Создание проблемных ситуаций. 

Направление деятельности: практико-ориентированное

Форма организации:

  • Развивающие занятия (решение проблемных

ситуаций, экспериментирования с цветом, формой, материалом, работа в парах, игры на воображение, ассоциацию) о времени года - зима:

- «Энкаустика» - восковые мелки и черная гуашь;

- «Тайна» - набросок дворца Снежной Королевы простым карандашом.

Этапы работы над проектом

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в творческой работе.

Направление деятельности: практическое

Форма организации:

  • Работа по технике процарапывания дворца Снежной Королевы;
  • Выставка детского творчества «Мир глазами детей»: «Дворец Снежной Королевы».

Актуальность темы

           В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится изобразительной деятельности, имеющего важное значение для всестороннего развития личности.

           В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

           Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведению живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.                                                                     

 Основная цель обучения изобразительной деятельности в детском саду -  научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Технике рисунка детей следует обязательно учить. Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще. Показ взрослого выступает перед ребенком как образец действия, которому нужно следовать и усвоить который дети могут только благодаря обучению.                                                                                            

Первые исследователи детского рисунка (начало 20 в.), как русские, так и зарубежные (В.М. Бехтерев, Коррадо Риччи, Либерти Тедд), отмечая своеобразие развитие детского творчества, признают необходимость обучению детей рисованию и, в частности, вооружения детей техническим навыкам. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами изобразительной деятельности обеспечивает детям радость творчества.                                                                                                                            Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо

способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Целью данной работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста.

Обоснование выбора техники

                               нетрадиционного рисования

         Многие взрослых люди в навыках по изобразительной деятельности умеет только то, что дети 9-10 лет.  Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк по мере взросления человека совершенствуются, то развитие навыков по рисованию у многих прекращается в раннем возрасте.

          Многие взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать, а причина в том, что в нашем обществе намного важнее читать, писать, умение ориентироваться в компьютере, чем рисовать.  Поэтому многие дети, заканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью, таким образом они останавливают развитие навыков рисования.

          Многолетние исследования показывают, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль. Они формируют всестороннее развитие личности, в том числе специальность человека, его гражданскую позицию и отношение к семье.       Использование нетрадиционных техник и способов изображения раскрепощают ребенка, активизируют его воображение, он уже не боится, что у него что-то не получится. Предоставляется возможность экспериментирования способов изображения предметов, поиска нового оригинального решения, реализации индивидуального замысла.

В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Развивая творческие способности дошкольников посредством нетрадиционных технологий, проектный метод является наиболее успешным в создании системы работы во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.  

             

Конспект занятия в нетрадиционной технике

   рисования «ДВОРЕЦ СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ»

                                            в подготовительной группе

                                                                         

                                                                       воспитатель Волобуева Т.В.                  Программное содержание: 

  • формировать умение рисовать фантастический дворец Снежной

Королевы, передавать его общий облик, причудливое сочетание высоких и низких башен, расположенных рядом друг с другом, увенчанных крышами, куполами и шпилями разной формы, арочными окнами и другими архитектурными деталями;

  • продолжать формировать умение применять технику «граттаж»

(процарапывания стекой), оставляя красочный след.

  • развивать творчество и фантазию детей в процарапывание

 дополнительных деталей (шпилей, мостов, арок и т.д.) для придания дворцу особой волшебной красоты и индивидуальности.

Материалы и оборудование: компьютер и телевизор, дидактическая игра «Составь дворец» (разрезанные картинки дворцов), волшебные листочки» (заштрихованные восковыми карандашами и покрытые черной гуашью), стеки, зубочистки, кисти акварельные, салфетки.  

Ход занятия:     

  1. Вводная часть                                                                         

Вступительная беседа.                                       

Сегодня к нам пришли гости! Давайте с ними поздороваемся. Ребята, а вам приятно встречать гостей? А вы любите сами ходить в гости? Я предлагаю вам отправиться в удивительную страну волшебных сказок. Нам нужно спасти мальчика Кая. Вам знакомо это имя?                                           Что с ним произошло?                                          (слайд 1,2,3)                                                                             Ответы детей: Его украла Снежная Королева и увезла к себе во дворец.

 

  1. Основная часть                                                                         

Игровой момент.         

На поиски Кая отправилась девочка Герда.             (слайд 4) 

Давайте ей поможем. Нужно произнести волшебные слова: «Снип, снап, снуре, пурре, базелюрре…»

 1)  Вот это да! Куда это мы попали!                         (слайд 5)                          Это дворец Снежной Королевы?                                      

Ответы детей: Нет.                                                       

Какой он красивый, возле дворца прекрасный парк! Кто может жить в таком ярком, красочном дворце?    

Ответы детей: Принц и принцесса.                                

 Здесь нет Кая! Отправимся дальше! (произносим волшебные слова).                                                                                            2)  Как здесь тепло, даже жарко!                              (слайд 6)   

А кто живет в этом дворце?                                          

Ответы детей: Аладдин и Жасмин, принцесса Будур, Шахерезада, Падишах.                                                            

 Здесь тоже нет Кая, путешествуем дальше! (произносим волшебные слова)         

 3)     Ой, какое мрачное место!                                (слайд 7)

 Черно-серый дворец!  Кто в нем живет?                        

Ответы детей: Злой волшебник, Колдунья, Кощей Бессмертный.                                                                        Какое ужасное место, здесь нет Кая, поспешим отсюда! (произносим волшебные слова)                                                                    

4)   А это, чей дворец?                                              (слайд 8)   

Ответы детей: Снежной Королевы.                              

 «Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится…»                                  

5)      Что такое северное сияние?                                        

Ответы детей: Природное явление, возникающее на небе в полярных местах нашей планеты.                                                  (слайд 9)   

Сюрпризный момент.                                             

Давайте заглянем во дворец Снежной Королевы!              (слайд 10)                                       

Вот и Кай!  Он пытается из льдинок  собрать дворец, но у него не получается, он замерз, его сердце скоро превратится в льдинку. Ему нужно помочь!                                                 

Игра «Построй дворец»                                                     

(Дети собирают дворцы из частей прямоугольной и треугольной формы).                                                                 Из осколков нужно составить дворец! Кто быстрее!  

                                   

 Физкультминутка.                                                       

Хомка, Хомка, Хомячок.                                            

Полосатенький бочок.                                                                        

Хомка раненько встает:            (руки вверх)                       

Шейку моет, глазки трет.                                                

Подметает Хомка хатку                                                              

И выходит на зарядку.            (ходьба на месте)                                                      1, 2, 3, 4, 5 Хомка хочет сильным встать!                                       

Ёжик топал по тропинке      (ходьба на месте)                                                 

И грибочек нес на спинке.       (наклоны вниз)                                       

 Ёжик топал не спеша             (ходьба на месте)                                                Тихо листьями шурша.                                                                      

А на встречу скачет зайка,   (прыжки на месте)                                             Длинноухий попрыгайка.        (показываем уши)                                            В огороде чьем-то ловко          (разводим руки)                                             Раздобыл косой морковку.       (журим зайку)                               

Знакомство с «граттажем».                                           

А Снежная Королева добрая или злая?                                 

Ответы детей: Злая.                                                                  

А почему?                                                                             

Ответы детей: Ее никто не любит, с ней никто не дружит, не приглашает в гости.                                         

Давайте пригласим ее к нам! Она станет доброй и отпустит Кая! Пусть посмотрит, что мы будем рисовать!                (слайд 11)                                                                         А нарисуем мы - дворец Снежной Королевы с помощью техники – «граттаж», в переводе с французского «процарапывание». Посмотрите, какие интересные рисунки получаются в технике «граттаж»!    

                                                                                  (слайд 12-17)                                       

На наших «таинственных» листах по контуру сделанного наброска зубочисткой и стекой, процарапаем рисунок.  Кисточкой будем смахивать крошки с контура от черной краски.

Практическая работа.                                             

Сначала, вам будет казаться, что у вас ничего не получается, но потом, приноровившись к этим инструментам (зубочистка и стека), все получиться! Эти инструменты нужно держать наклонно и работать острием. Процарапываем аккуратно, а то можно повредить рисунок.                                                                  1)  Начнем с дворца. Окна, крыши можно полностью процарапать. Покажем ледяные кирпичи.                  

2)  Около дворца процарапаем неровную тропу (широкие штрихи).                                                                                         3)  Линия горизонта – широкая полоса.                                            

4)  На небе – северное сияние. Делаем плотные, волнистые штрихи стекой.                                                                                

  1. Рефлексия.                                                                     

Давайте вывесим наши картины! Посмотри, Снежная Королева, какие замечательные дворцы получились у наших                 

ребят. А в какой технике мы работали?                                

Ответы детей: Граттаж.                                                 

Снежная Королева отпустила Кая. Он и Герда отправились домой!

                                                                           (слайд 18)

                   

Заключение

Данный проект разработан для воспитателей ДОУ, деятельность которых направлена на формирование у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру, развитие навыков восприятия, стимулирование их творческого самовыражения.

Я считаем, что  данный проект  перспективен как для работы с детьми одаренными, так и имеющими слабые технические навыки в рисовании.

Представленный проект технологичен, так, как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая деятельная работа с детьми по развитию творческих способностей в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

В содержании проекта отражены эффективные методы и приемы в работе с детьми по развитию детского творчества.


               Литература:

  1. Выгодский Л.С. «Воображение и творчество в детском саду».М:«Просвещение»,1991 г.
  2. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники». М.: «Творческий центр СФЕРА», 2005г.
  3. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов.М:«Мозаика-Синтез»,2005 г.
  4. Кравцова Е.Е. «Разбуди в ребенке волшебника: книга для воспитателей детского сада и родителей» М.: «Просвещение»,1996 г.
  5. Конышева Н.М. «Чудесная мастерская». М.: «Linka-press», 1995г.
  6. Нищева Н.В. «Разноцветные сказки. Учебно-методическое пособие-конспект. Цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста».  С-Пб.: «Детство-Пресс», 2003 г.
  7. Х.К.Андерсен «Снежная Королева».  

                                                               

                  Информация из интернета:

1.http://u-sovenka.ru/Materialyi/UROKIRISOVANIYA-DETEY/2-I-r/html                          2.http://mistergid.ru/children/metodika/19521-netraditsionnaya-tehnika-grattazh..html                                                                                                             3.htpp://igrushka.rz/vip75/terra.php                                                                                  4.htpp://www.yapfiles.ru/show/153802/f14dca5d8221f290cfa6827374bc80/ffu. html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект в старшей группе "О дружбе и друзьях"

Материал отправлен на публикацмию в МЦКО г. МосквыАвторы: воспитатель Иванова Людмила Михайловнапедагог-психолог Фетисова Елена Евгеньевнастарший воспитатель Масленникова Екатерина Викторовна...

Содержание психолого-педагогической работы в старшей группе по теме: Пересказ ненецкой сказки «Кукушка» с использованием ИКТ

В конспекте занятия:Развиваем умение детей рассказывать сказку по цепочке, пользуясь  опорными сигналами.Совершенствуем диалогическую форму речи:активизируем мышление при помощи вопросов поисково...

Педагогический проект в старшей группе "Моя малая Родина"

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь  к близким людям, детскому саду, родному селу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источник...

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в  организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...

Конспект ОД по рисованию «Новогодняя сказка» в нетрадиционной технике «граттаж» (старшая группа)

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике "граттаж" Цель:формировать умение использовать и применять в работе деревянные палочки в нетрадиционной те...

педагогический проект в старшей группе"Книга - лучший друг" проект (старшая группа)

Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам.Не отрицая значени...