Опытно-экспериментальная деятельность детей «В стране ЗВУКА» с применением цифровой лаборатории НАУРАША
план-конспект занятия

Марина Николаевна Захарова

В процессе проведения интересных исследований, вместе с  мальчиком Наурашей, ребята познают природу звука, узнают, как звук попадает к нам в уши, какие бывают звуки, можно ли их увидеть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_1.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность детей «В стране ЗВУКА» с применением цифровой лаборатории НАУРАША

Цель: формирование знаний детей о звуке в процессе проведения практических

опытов (экспериментирования, исследовательской деятельности).

Задачи:
Образовательные
* Познакомить детей с органом слуха.
* Познакомить с понятиями «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки»
Развивающие
Развивать интерес к исследованиям и экспериментам;
Развивать умение строить причинно – следственной связи;
Развивать умение делать простейшие выводы и умозаключения;
Воспитательные
Воспитывать интерес к экспериментам;
Воспитывать бережное, заботливое отношение к здоровью;

Здравствуйте ребята! Как вы думаете, где мы находимся? (В лаборатории).

А что такое лаборатория?

Да, лаборатория это помещение, в котором проводят опыты и эксперименты.

 Кто вести себя нужно в лаборатории?

Как выглядят люди, работающие в лабораториях?

Давайте с вами оденемся, как настоящие ученые.

Мы живем в удивительном мире звуков. Они окружают нас повсюду. Мы слышим шум ветра и шелест листьев, журчание ручья и грохот грома, звук музыкального инструмента, пение птиц. Скрип двери.

Как вы думаете, что такое звук? (Это то, что мы слышим).

-Ребята, а как вы думаете, а для чего нам нужны звуки?

Вы знаете, как звук попадает к нам в уши? Есть ли звуки, которые мы не слышим?

Могут ли звуки быть опасны? Можно ли увидеть звук? Хотите узнать много интересного о

звуке? Ответы на эти и другие вопросы нам поможет ответить наш друг Наураша.

* Наураша рассказывает детям, что такое звук.

Итак, ребята, что такое звук?

А что нам помогает услышать звук? Чем мы слышим?

Да, у нас есть уши, ими мы слышим звуки.

А где расположены уши?

У человека уши расположены по бокам. Но мы видим только внешнее ухо. Хотите узнать, как выглядит ухо изнутри?

Ухо человека очень сложно устроено. Оно состоит из ушной раковины, которая собирает звук и направляет его  в слуховой проход. Звук бежит по слуховому проходу и ударяется о тонкую плёночку , которая называется барабанной перепонкой.

Далее барабанная перепонка начинает дрожать, от этого молоточек ударяет по наковальне. Звук усиливается и летит дальше, и встречается с улиткой. А улитка в свою очередь передает звук дальше по слуховым нервам в мозг. И как только мозг получает эти звуковые сигналы мы понимаем, что мы слышим.

А чтобы лучше понять, как мы слышим проведем с вами опыт.

Давайте представим, что воронка – это наше ухо.

Широкая часть воронки- это ушная раковина

Узкая часть – это слуховой проход

Вода – это звук, который попадает к нам в ухо

Картон – это барабанная перепонка

Смотрите и слушайте (выливаем воду на картон)

Слышите,  это звук попал к нам в ухо, перепонка задрожала и чем сильнее звук, тем сильнее и громче дрожит барабанная перепонка. Это значит, что тем сильнее мы слышим звук.

А теперь представьте, что кто- то мальчик или девочка, решили почистить себе ушки. Взяли тонкую палочку ( протыкается  картон)

Что произошло с барабанной перепонкой? (она прокололась, порвалась)

А теперь смотрите, что же дальше произошло (выливается вода)

Барабанная перепонка задрожала?  

Звук прошел через эту дырочку и не ударился, барабанная перепонка не задрожала.

О чем это говорит? Что человек может остаться так глухим на всю жизнь. Поэтому уши чистить острым предметом ничем ни в коем случае нельзя.

А вы знали, что на ушной раковине находится много волшебных, лечебных точек, и если на них бережно надавливать, то улучшается работа наших ушей и оздаравливается  весь организм, это называется массаж, давайте попробуем. Но помните, массаж нужно выполнять аккуратно, сильно не дергать и не давить.

   «Взяли ушки за макушки»

Взяли ушки за  макушки(большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…

Пощипали…

Вниз до мочек добежали.

Мочки надо пощипать

Пальцами скорей размять

Вверх по ушкам проведём

И к макушкам вновь придем.

Какие вы молодцы, выполнили массаж, этот массаж нужно выполнять каждый день.

Скажите, а звук можно увидеть?

Давайте, вернемся к Наураше и посмотрим, как можно увидеть звук.

В нашей лаборатории есть датчик «Божья коровка», которая улавливает звуки и передаёт их на экран монитора.

 Если датчик не улавливает никаких шумов и звуков, то на экране мы увидим тонкую полоску, похожую на ниточку.

А если датчик улавливает звуки – ровная полоска превращается в кривую линию разной высоты  и толщины в зависимости от характера улавливаемых звуков.

Сейчас мы с вами это проверим.

Опыт 1. Тишина

Опыт 2. Игра на ксилофоне

Опыт 3. Кто громче свистнет в свисток.

Опыт 4. Кто громче крикнет.

Ребята, как менялась наша ниточка?

Итак, ребята можно ли звук увидеть? Да, можно, но только при помощи специального прибора, в виде звуковых волн.

Что нового узнали?

Что такое звук?

А чем мы слышим?

Как беречь наши уши?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

В проекте раскрывается цель обучения детей старшего дошкольного возраста  экспериментально-исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории и главного героя Наураши....

Конспект занятия "Мы ученые" с применением цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии".

Конспект занятия с применением цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии", модуль "Температура"....

проект «Применение цифровой лаборатории «Наураша» в детском саду».

На современном этапе развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются новые программы, методик...

Конспект образовательной деятельности на тему:«Такие разные звуки» с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» с детьми 6 -7 лет

Цель: исследование измерения звуковых волн взрослого и ребенка.Задачи: Образовательные: закреплять навыки работы с датчиком звука цифровой лаборатории;совершенствовать диалогическую форму речи;закрепл...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности с применение цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии" "Что такое звук?"

Цель: Формирование познавательно – исследовательской активности в условиях цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения.Задачи: -...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии», модуль «Звук» в старшей группе

Конспектобразовательной деятельностипо познавательному развитию с использованием детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии», модуль «Звук»в старшей группеД...