Отчет по кружку "Каллиграфия" в подготовительной группе
материал (подготовительная группа)

Краткая характеристика

В кружке «Каллиграфия» в начале учебного года было 15 человек (девочки-6, мальчиков-9), в конце года – 14 человек (1 мальчик выбыл из детского сада). Режим кружка: 2 занятия в неделю по 30 минут. Возраст детей-6-7 лет

Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте. С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления. И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.
Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст - это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_kruzhku.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №42»

Отчет о работе кружка

«Каллиграфия»

за 2022-2023 учебный год

Воспитатель

Новикова С.М.

Саранск

2023

Краткая характеристика

В кружке «Каллиграфия» в начале учебного года было 15 человек (девочки-6, мальчиков-9), в конце года – 14 человек (1 мальчик выбыл из детского сада). Режим кружка: 2 занятия в неделю по 30 минут. Возраст детей-6-7 лет

Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте. С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления. И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.
Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст - это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.

Деятельность педагога

Новикова Светлана Михайловна работала по дополнительной образовательной программе для детей дошкольного возраста «Каллиграфия»,

которая направлена именно на подготовку руки к письму.

Цель программы: Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Задачи программы.

Обучающие
- подготовка ребенка к письму;
- учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур;
- заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;
- положительное отношение к письму.
- способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д. ;
- развивать индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы;
- развивать зрительно - моторную координацию;
- развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;
- развивать чувство ритма посредством ритмических рисунков;
- развивать пространственную ориентировку.
Воспитательные:
- интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;
- организованность, усидчивость и аккуратность в работе;
- заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;
- положительное отношение к письму.

Организация занятий по каллиграфии

Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует  графические навыки, разовьет  зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Выполнение разнообразных пальчиковых игр

Взаимодействие с педагогами

Беседы с воспитателями «Каллиграфия» как средство подготовки к обучению письму»

Участие в работе методического объединения

Новикова С.М. показывала итоговое занятие по кружку «Путешествие в страну клеток»

Взаимодействие с родителями

Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму.

Это индивидуальные беседы с родителями: ««Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму» , консультация «О подготовке руки к письму», размещение в «родительском уголке» информации о развитии мелкой моторики руки, а также памятки, рекомендации по работе с детьми в выходные дни.

Цель работы с родителями :

-Формировать мотивационное отношение родителей к развитию мелкой моторики руки у детей.

-Создать благоприятные условия для развития мелкой моторики руки, координации движений пальцев и подготовке руки ребёнка к письму.

-Знакомить родителей с необходимыми для письма правилами, с играми на развитие мелкой моторики кисти, разными видами самомассажа кистей рук, видами пальчиковых гимнастик и разными видами детской деятельности по ручному труду, которые способствуют развитию мелкой моторики.

Для тог о, чтобы обосновать необходимость работы по развитию мелкой моторики в подготовке руки к письму, рассказываю о тех трудностях, проблемах, с которыми сталкиваются дети, о приёмах, методах работы. Это вызывает расположение родителей, готовность выполнять рекомендации для преодоления имеющихся у ребёнка трудностей.

Результаты

Мониторинг качества освоения детьми основной общеобразовательной программы за 2022-2023 учебный год показал следующие результаты:

Высший уровень-64%

Средний уровень-36%

Наибольших результатов в освоении программы достигли: Земскова Вика, Родина Саша, Сюбаев Самат, Жаров Арсений. Трудности с освоением программы возникли у Попкова Егора, Лотванова Саши. Эти детям рекомендуется продолжать работу в домашних условиях во внеучебное время, выполнять больше упражнений на развитие мелкой моторики и ориентации в пространстве и на листе бумаги.
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному.

Результат деятельности кружка

В результате проделанной работы к концу 2022-2023 уч. года дети:
-Знают гигиенические правила письма
-Знают правильное расположение тетради и ручки 
при письме.
-Умеют сохранять правильную посадку и 
положение рук при письме.
-Умеют правильно держать ручку, карандаш. Знать правила штриховки.
-Знают правила работы с тетрадью.
-Умеют ориентироваться на листе бумаги в 
клеточку.
-Умеют ориентироваться в тетради на строке. 
-Умеют выполнять штриховку, соблюдая правила.
-Умеют самостоятельно рисовать простые 
элементы, фигуры.
-Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.

                                                             Отчет подготовила воспитатель:

                                              Новикова С.М._______________

Консультация для родителей «О подготовке руки к письму»

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательного – образовательного характера.

Дети, для которых характерна неразвитость зрительно-двигательных координаций, обращают на себя внимание не только на занятиях. В быту они не ловки, обычно у низ все падает из рук и т. п. Как правило, они плохо рисуют, не замыкают линии, не ловко выполняют работы по аппликации и пр.

Учитывая указанные проблемы, наряду с традиционными упражнениями для рук с различными предметами и пальчиковой гимнастикой предлагается работа в тетради по подготовке руки к письму.

Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

С детьми старшей группы целесообразно проводить работу по подготовке руки к письму в тетрадях со специально подобранными графическими упражнениями (штриховка, обвод контуров, проведение различных линий, раскрашивание предметов и др., которые позволяют развивать мелкую моторику и координацию движений руки.

Тетрадь по подготовке руки к письму предпологает работу с детьми в течении всего учебного года. Задания на уточнение полученных на занятиях знаний проводится три-четыре раза в неделю с подгруппой детей или индивидуально. Для закрепления приобретенных навыков задания даются и на дом. Их дети выполняют вместе с родными. Одновременно они повторяют речевой материал, работают над лексико-грамматическим строем речи.

Использование тетради предполагает большую гибкость воспитателя. Время освоения каждой темы строго индивидуально и зависит от готовности к статическим нагрузкам у конкретного ребенка.

Предлагаемые вниманию коллег задания направлены на систематизацию знаний. Этот материал может быть использован как в обычных группах детского сада, так и в специализированных ДОУ.

Опыт свидетельствует; работа детей в предлагаемой тетради улучшила мелкую моторику и координацию движений руки, сделала этот процесс обучения занимательным и эффективным

Беседа на тему: Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму»

Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для того взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Правильная и богатая речь ребенка дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.

Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.

Как подготовить ребенка к школе?

Один из «практических» ответов на этот вопрос: «Как подготовить ребенка к школе» – является развитие мелкой моторики и улучшение координации движений у ребенка. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (по мнению И. Канта «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Развитие мелкой моторики рук очень важно для подготовки детей к школьному обучению.

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо, понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита, чем больше пишет, интервалы не соблюдает.

Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием является следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки. Можно сказать, что если у ребенка есть проблемы с речью, то наверняка будут или есть проблемы с моторикой.

Но бывает и так, что речь ребенка в норме, а ребенок не может управлять точными движениями рук. Например: очень говорливый ребенок, а застегнуть не может пуговицы на своей рубашке, на занятии не может совладать с пластилином, ручка не хочет держаться в руке? Мама считает, что ребенок просто ленится или не хочет. Но это далеко не так. Это проблема с недостаточно развитой мелкой мышечной системой. Но это не должно ввергать родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

К сожалению, о проблеме с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей сталкиваются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Успешность работы зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения с семьей. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Беседа с воспитателями

Тема: Каллиграфия, как средство подготовки руки к письму»

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте, в весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности.

Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими.

В этот период происходит значительные изменения структуры содержания детской деятельности.

У ребенка формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Вопрос подготовки дошкольника к владению письмом является частью проблемы, подготовки к обучению к школе, которая с каждым годом, в свете изменений школьных программ, становится все актуальнее.

На сегодняшний день задача обучения дошкольников письму не имеет однозначного решения. Одни ученые и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования, даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью организма ребенка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья, не знанием воспитательной методики обучения письму. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленно подготовительной работы на дошкольном этапе.

Другие авторы предлагают отказаться от задачи подготовки дошкольников к школе, так как это, по их мнению, «отрицает самоценность проживания эпохи детства». С этим трудно согласиться. Во-первых, любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Во-вторых, психическое развитие это стадиальный процесс, имеющий кумулятивный (накопительный) характер. Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки – возрастные новообразования. Если к концу возрастного периода они не сформированы, то в этом случае говорят об отклонении или задержки в развитии.

Следовательно, подготовка ребенка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. В-третьих, главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка.

Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течении всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения. Красивое письмо обязательно требует соблюдения не только одинаковой высоты букв при письме, но и постоянных расстояний между элементами букв и между буквами, а также определенных расстояний между словами на строке. Именно поэтому одним из требований при овладении графикой письма выступает развитие у ребенка пространственных представлений.

Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет чрезвычайно важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо, может успешно приобретаться при выполнении специально подобранных упражнений.

Упражнения, направленные на развитие моторики необходимо выполнять систематически для более эффективной, ранней коррекции речи ребенка и под готовки его руки к письму.

Развитие моторики тесно связано с развитием речи ребенка. Поэтому чем раньше ребенку будут предложены игры и упражнения направленные на развитие моторики, тем раньше ребенок начнет правильно и четко говорить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет работы в подготовительной группе

В конце учебного года наши воспитатели сдают отчеты о проделанной учебной и воспитательной работе в своей группе. Анализ пишем по всем образовательным областям....

Отчет воспитателя старшей-подготовительной группы о проделанной работе за 2014-2015 учебный год.

Воспитание и обучение детей проводится по программе дошкольного образования «О рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. При работе с детьми используются современные...

Аналитический отчет о работе подготовительной группы №4 за 2015-2016 учебный год.

Большая часть детей  группы находятся в едином коллективе с первой младшей и со второй младшей группы. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоо...

Отчет по самообразованию(Подготовительная группа). ТЕМА : " Социализация детей дошкольного возраста по средствам сюжетно-ролевой игры".

Социализация - это процессво время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которым принадлежит ребенок.Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, ребенок учится жить ...

Отчет «Габдулла Тукай» подготовительная группа №4 «Колобок» 23 - 27 апреля 2018г. воспитатель: Новикова Т.А.

Отчет  «Габдулла Тукай» подготовительная группа №4 «Колобок»23 - 27 апреля 2018г.воспитатель: Новикова Т.А....

Годовой отчет работы воспитателя подготовительной группы за 2017–2018 учебный год

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с №115 г.Калининград....