Рабочая программа "Мир головоломок" (5-6 лет)
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа «Мир головоломок» нацелена на развитие у дошкольников логического мышления. Программа составлена на основе методических рекомендаций И.И. Казуниной «Мир головоломок. Смарт тренинг для дошкольников», рекомендованной Министерством просвещения РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_mir_golovolomok.docx | 524.83 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка………………………………………………..3
- Цели и задачи………………………………………………………….5
- Содержание программы………………………………………………5
- Планируемые результаты…………………………………………….7
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график……………………………………….8
- Условия реализации программы……………………………………..11
- Формы аттестации…………………………………………………….11
- Оценочные материалы………………………………………………..12
- Методические материалы…………………………………………….12
- Список литературы…………………………………………………..13
Приложение № 1 Календарно-учебный график…………………………14
- Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа «Мир головоломок» нацелена на развитие у дошкольников логического мышления. Программа составлена на основе методических рекомендаций И.И. Казуниной «Мир головоломок. Смарт тренинг для дошкольников», рекомендованной Министерством просвещения РФ.
Актуальность.
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных в современной педагогике. Программа предназначена для формирования у обучающихся образовательного потенциала с помощью головоломок, так как систематическому использованию головоломок в образовательном процессе на данный момент уделяется мало внимания. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запомнят материал, будут более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, будут лучше подготовлены к школе.
Отличительные особенности.
Программа предусматривает включение различных игровых упражнений, которые позволяют задействовать различные психологические качества, способности, эмоции. В процессе решения трудной задачи дети могут проявлять целеустремленность, настойчивость, упорство и решительность. А также влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.
Новизна.
Программа реализовывается впервые, на основе метода активного обучения детей, направленного на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости – смарт-тренинга.
Акроним «smart» известен, как метод определения «умной» цели и постановки задач.
S.M.A.R.T.
• Specific– конкретный
• Measurable – измеримый
• Attainable – достижимый
• Relevant – значимый
• Time-bound – ограниченный во времени
Слово «тре́нинг» (англ. training от train–обучать, воспитывать) обозначает метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков.
Адресат программы
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. Субъектами реализации программы являются мальчики и девочки 5-6 лет.
Возрастные особенности
В дошкольном возрасте на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. У детей происходит активное развитие мелкой моторики и логического мышления. Познавательные интересы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Начинают формироваться общие категории мышления. Продолжают развиваться и такие свойства внимания, как распределение и переключение. Подобные возрастные изменения характерны и для такого психического процесса, как память. Дети в состоянии воспроизвести полученные знания, впечатления даже через достаточно длительный промежуток времени. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне.
Объем и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 19 недель и предполагает среднюю сложность предлагаемого материала для освоения содержания. Общее количество часов, необходимых для освоения программы составляет 38 часов.
Форма обучения - очная.
Уровень программы – стартовый.
Особенности организации образовательного процесса.
Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических, умений и навыков.
Представленные в Программе темы создают целостную систему подготовки обучающихся.
Формы реализации образовательной программы.
Традиционная модель, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации.
Организационные формы обучения
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Режим занятий.
Занятия проводятся согласно расписанию, 2 раза в неделю продолжительностью 1 час. Продолжительность академического часа 25 минут.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель: развитие умственных, творческих способностей и логического мышления у детей дошкольного возраста через игру.
Задачи программы:
Предметные:
- Расширять словарный запас и общий кругозор детей.
- Привить устойчивый интерес детей к играм-головоломкам.
Метапредметные:
- Развивать мышление, память, внимание.
- Развивать графические навыки, крупную и мелкую моторику.
- Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.
Личностные:
- Воспитывать усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, волю к победе, эмоциональную устойчивость.
- Развивать мотивацию к познанию.
1.3. Содержание программы
Учебный план.
№ | Содержание | Количество часов | Формы аттестации и контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Блок первый «Логические игры- упражнения» | 10 | 2 | 8 | Практическое задание «Пуговицы» - выполнение заданий с пуговицами на раскладывание, перемещение, выполнение мыслительных операций. |
2 | Блок второй «Геометрические головоломки на плоскости» | 10 | 2 | 8 | Практическое задание. «Репка» - Выкладывание силуэтов из геометрических элементов головоломки. |
3 | Блок третий «Объемные головоломки» | 6 | 2 | 4 | Практическая работа «ГАЛА-КУБ» - создание объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в 3Dформате. |
4 | Блок четвертый «Головоломки- лабиринты» | 6 | 2 | 4 | Игровое упражнение «Тематические лабиринты - пройти от входа в лабиринт до выхода из него». |
5 | Блок пятый «Словесные игры- головоломки» | 6 | 2 | 4 | Работа в группах «Загадки с подвохом» - ответить на нестандартный вопрос. «Ребусы» - отгадывание ребусов |
Итого часов: | 38 | 10 | 28 |
Содержание учебного плана.
- Блок первый «Логические игры-упражнения» (10 часов).
Теория: Правила техники безопасности. Постановка задач на год.
Знакомить детей с логическими играми-упражнениями.
Практика: И/У «Складушки» - составление рисунка из ¼ кругов, совпадающих по цвету так, чтобы углы и (или) стороны подходили друг к другу. И/У «Пуговицы» - выполнение заданий с пуговицами на раскладывание, перемещение, выполнение мыслительных операций.
Блок второй «Геометрические головоломки на плоскости» (10 часов)
Теория: Знакомить детей с геометрическими головоломками на плоскости.
Практика: И/У «Слагалица» - воссоздание (создание) на плоскости силуэтов предметов и объектов из комплекта геометрических форм. И/У «Репка» - Выкладывание силуэтов из геометрических элементов головоломки.
Блок третий «Объемные головоломки» (6 часов)
Теория: Знакомить детей с объемными головоломками.
Практика: И/У «Осенний кубик» - создание объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в 2D и 3Dформате. И/У «ГАЛА-КУБ» - создание объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в 3Dформате.
Блок четвертый «Головоломки-лабиринты» (6 часов)
Теория: Знакомить детей с головоломками – лабиринтами.
Практика: Тематические лабиринты - пройти от входа в лабиринт до выхода из него.
5. Блок пятый «Словесные игры-головоломки» (6 часов)
Теория: Знакомить детей со словесными играми – головоломками.
Практика: И/У «Да-нетка» - При помощи наводящих вопросов, предполагающих ответы «да», «нет», ответить на вопрос (решить загадку). И/У «Шарады» - отгадывание слова или фразы, которые состоят из двух или нескольких коротких слов или слогов. И/У «Загадки с подвохом» - ответить на нестандартный вопрос. И/У «Ребусы» - отгадывание ребусов.
1.4. Планируемые результаты
Предметные
У обучающихся будет:
- расширен словарный запас и общий кругозор детей;
- привит устойчивый интере детей к играм-головоломкам.
Метапредметные
У обучающихся будет:
- развито мышление, память, внимание, графические навыки, крупная и мелкая моторика;
- развита речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Личностные
У обучающихся будет:
- воспитана усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, волю к победе, эмоциональную устойчивость;
- развита мотивация к познанию.
- Комплекс организационно - педагогических условий
2.1 Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год.
Год обучения (уровень) | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год обучения | 09.01.2023 | 31.05.2023 | 38 | 38 | 19 | 2 раза в неделю продолжительностью 1 час. Продолжительность академического часа 25 минут. |
2.2 Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
№ | Наименование | Количество (шт.) |
1. | Стол | 4 |
2. | Шкаф для хранения пособий | 1 |
3. | Магнитная доска | 1 |
4. | Видео-аудио-проигрыватель | 1 |
Информационное обеспечение:
- учебные фильмы;
- интерактивные обучающие программы;
- журналы, книги;
- интернет-источники:
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог первой квалификационной категории -Вяткина Екатерина Леонидовна, стаж работы 9 лет.
2.3 Формы аттестации
Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся, (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) (в редакции 2020г. Статья 64 пункт 2).
2.4.Оценочные материалы
Для оценки результативности освоения учебного материала по ДООП стартового уровня применяется:
текущий контроль – осуществляется в конце каждого занятия. Формы проверки: опрос, рефлексия, наблюдение;
При оценивании достижений обучающихся по ДООП стартового уровня применяются следующие критерии:
Критерии оценки:
1 балл – ребенок не может выполнять все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно..
Оценка эффективности реализации программы
Критерии оценки | Количество детей | |||
Начало года | % | Конец года | % | |
Низкий уровень 0-1 баллов | ||||
Средний уровень 2-3 баллов | ||||
Высокий уровень 4-5 баллов |
2.5 Методические материалы
Используемые педагогические технологии:
Метод активного обучения детей, направленного на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости – смарт-тренинга.
S.M.A.R.T.
• Specific– конкретный
• Measurable – измеримый
• Attainable – достижимый
• Relevant – значимый
• Time-bound – ограниченный во времени
- Игровая технология – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, обучающийся подчиняет этой задаче все свои сиюминутные действия. В условиях игры они лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого;
Методы воспитания:
- поощрение (устное, дипломы и грамоты);
- мотивация (настрой обучающегося на достижение цели).
Формы обучения и виды занятий.
- Игра;
- Беседа;
- Рассказ;
- Чтение;
Алгоритм учебного занятия:
- приветствие, проверка присутствия обучающихся;
- объявление темы и цели занятия;
- повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии;
- повторение пройденного материала;
- объяснение нового материала;
- опрос по усвоению нового материала;
- практическая работа;
- подведение итогов занятия;
- уборка рабочих мест.
Методические материалы:
Для методического обеспечения образовательной программы дополнительного образования «Мир головоломок» имеется:
дидактический материал (таблицы, дидактические карточки, раздаточный материал для каждого ребёнка в достаточном количестве, схемы, алгоритмы, картинки для составления задач, наглядные пособия, пазлы), головоломки, логико – математические игры («Логическая мозаика», «Играем в математику», Логика и Цифры»), развивающие игры («Сложи узор», «Хамелеон»), инструкции по ТБ, задания, упражнения.
2.6. Рабочая программа воспитания
Цель – воспитание и развитие функционально грамотной личности: культурного, порядочного, духовно-нравственного гражданина.
Задачи:
- Побуждение к развитию творческих способностей.
- Формирование у учащихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях.
- Содействие сплочению родительского коллектива, его вовлечения в разнообразные сферы жизнедеятельности образовательного учреждения.
Виды, формы и содержание деятельности:
- творческие задания;
- участие в конкурсах, акциях.
Виды, формы и содержание деятельности:
- родительское собрание;
- беседа;
- изготовление практических работ.
Планируемые результаты:
- установить роль педагога дополнительного образования и родителей в процессе интеллектуального развития дошкольников;
- формирование представлений об этических идеалах и ценностях;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
2.7. Календарный план воспитательной работы
№ п/ п | Направления воспитательной работы | Название мероприятия события, форма его проведения | Цель | Краткое содержание | Сроки проведе ния | Ответ ствен ный испол нител ь |
1. | Духовно-нравственная | 11 января – Международный день спасибо. | Привить у обучающихся манеры вежливости, хороших поступков. | Напомнить о высокой ценности вежливости, хороших манерах и умения благодарить окружающих за добрые поступки | Январь, 2023 | Вяткина Е.Л. |
2. | Художественно-эстетический | 150 лет – «Снегурочка» (1873) А.Н. Островский | Раскрыть особенности художественного мира посредством сказок | Познакомить обучающихся с историей сказки «Снегурочка», персонажем сказки. | Февраль, 2023 | Вяткина Е.Л. |
3. | Воспитание семейных ценностей | Проведение родительского собрания | Познакомить родителей с целями и задачами, содержанием работы, итогами объединения «Мир головолмок». | Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогом дополнительного образования | Март 2023 | Вяткина Е.Л. |
3. Список литературы
Нормативные документы:
Данная программа составлена с учётом требований следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 (в редакции 2020г);
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утв.28.09.2020);
- Постановление Главного государственного санитарного врача СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», зарегистрировано 29.01.2021.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (от 31.03.2022 № 678-р).
- Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования Тогучинского района «Центр развития
творчества».
- Положение «О дополнительной общеобразовательной программе» МБОУ ДО Тогучинского района «Центр развития творчества».
Литература для педагога:
- Казунина И.И, Соловей Е. Ю. Игровой набор «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт – тренинг для дошкольников. Самара: «Инсома-пресс», 2021г.;
- Кордемский. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО Издательство «Мир и образование», 2005. – 512 с.
Литература для обучающихся:
- Скиба Т.В. «Головоломки для самых маленьких». 2019. – с.32
- Валентина Дмитриева: 1000 лучших головоломок от 5 до 7 лет
(Электронный ресурс).- Режим доступа:https://www.labirint.ru/books/640205/
Приложение 1
Календарно-учебный график
реализации программы «Мир головоломок» (2 часа в неделю)
Форма занятий | К-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
«Логические игры- упражнения» 10 часов | |||||
Беседа | 2 т | Правила техники безопасности. Постановка задач на год. | группа детского сада | Устный опрос, рефлексия | |
Беседа | 2 т | Знакомство с логическими играми-упражнениями. | группа детского сада | Устный опрос, рефлексия | |
Игровые упражнения | 2 п | «Складушки» - составление рисунка из ¼ кругов, совпадающих по цвету так, чтобы углы и (или) стороны подходили друг к другу. | группа детского сада | Наблюдение, активность участия | |
Игровые упражнения | 2 п | «Складушки» - составление рисунка из ¼ кругов, совпадающих по цвету так, чтобы углы и (или) стороны подходили друг к другу. | Группа детского сада | Наблюдение, активность участия | |
Игровые упражнения | 2 п | «Пуговицы» - выполнение заданий с пуговицами на раскладывание, перемещение, выполнение мыслительных операций. | группа детского сада | Практическое задание «Пуговицы» - выполнение заданий с пуговицами на раскладывание, перемещение, выполнение мыслительных операций. | |
«Геометрические головоломки на плоскости» 10 часов | |||||
Беседа, лекция | 2 т | Знакомство с геометрическими головоломками на плоскости. | группа детского сада | Устный опрос, урок практических заданий, рефлексия | |
Игровые упражнения | 2 п | И/У «Слагалица» - воссоздание (создание) на плоскости силуэтов предметов и объектов из комплекта геометрических форм. | Группа детского сада | Наблюдение, активность участия | |
Игровые упражнения | 2 п | «Слагалица» - воссоздание (создание) на плоскости силуэтов предметов и объектов из комплекта геометрических форм. | группа детского сада | Наблюдение, активность участия | |
Игровые упражнения | 2 п | «Репка» - Выкладывание силуэтов из геометрических элементов головоломки. | группа детского сада | Наблюдение, активность участия | |
Игровые упражнения | 2 п | Выкладывание силуэтов из геометрических элементов головоломки. | группа детского сада | Практическое задание. «Репка» - Выкладывание силуэтов из геометрических элементов головоломки. | |
«Объемные головоломки». 6 часов | |||||
Беседа | 2 т | Знакомство с объемными головоломками. | группа детского сада | Устный опрос, | |
Игровые упражнения | 2 п | «Осенний кубик» - создание объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в 2D и 3Dформате. | группа детского сада | Наблюдение, активность участия | |
Игровые упражнения | 2 п | «ГАЛА-КУБ» - создание объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в 3Dформате. | группа детского сада | Практическая работа «ГАЛА-КУБ» - создание объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в 3Dформате. | |
«Головоломки – лабиринты» 6 часов | |||||
Беседа | 2 т | Знакомство с головоломками – лабиринтами. | группа детского сада | Устный опрос, урок практических заданий, рефлексия | |
Игровые упражнения | 2 п | Тематические лабиринты - пройти от входа в лабиринт до выхода из него. | группа детского сада | Наблюдение, активность участия | |
Игровые упражнения | 2 т | Тематические лабиринты - пройти от входа в лабиринт до выхода из него. | группа детского сада | Игровое упражнение «Тематические лабиринты - пройти от входа в лабиринт до выхода из него». | |
«Словесные игры-головоломки» 6 часов | |||||
Беседа | 2 т | Знакомство со словесными играми – головоломками. | группа детского сада | Устный опрос, урок практических заданий, рефлексия | |
Игровые упражнения | 2 п | «Да-нетка», «Шарады» - отгадывание слова или фразы, которые состоят из двух или нескольких коротких слов или слогов. | группа детского сада | Наблюдение, активность участия | |
Игровые упражнения | 2 п | «Загадки с подвохом» - ответить на нестандартный вопрос. «Ребусы» - отгадывание ребусов | группа детского сада | Работа в группах «Загадки с подвохом» - ответить на нестандартный вопрос. «Ребусы» - отгадывание ребусов | |
38 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль головоломок в развитии личности ребенка дошкольника.
в работе показано значение использования головоломок для всестороннего развития ребенка, дан примерный перечень головоломок, которые могут представлены в развивающей среде в разных возрастных гр...
Инновационный проект «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок».
Если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая головоломки, старшие дошкольники испытывают удовольствие от...
Книга кроссвордов, головоломок, загадок и рассказов.
Книга для обучения детей пожарной безопасности, для всех возрастов....
Картотека игр головоломок (З.А. Михайлова) Виды игр-головоломок
Картотека игр головоломок (З.А. Михайлова) Виды игр-головоломок:«ТАНГРАМ», «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ», «ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА», «КОЛУМБОВО ЯЙЦО», «ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА», «ПЕНТАМИНО»Игры-головоломки развивают:*...
Консультация для педагогов о роли головоломок в ДОО «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Консультация для педагогов о роли головоломок в ДОО «МИР ГОЛОВОЛОМОК»...
Конспект ООД по познавательному развитию (РЭМП с использованием головоломок ) в старшей группе Тема: «Путешествие в страну головоломок»
Развитие творческих умственных способностей детей с помощью игр головоломок...
Рабочая программа дополнительного образования "Мир головоломок"
Дети просто обожают играть – посредством игр они учатся, развиваются, познают мир. Одними из самых развивающих игрушек, как для детей, так и для взрослых, по праву считаются головоломки – ...