ООД в области познавательного развития (опытно-экспериментальная деятельность) «Свет мой, зеркальце» (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)

Куратова Елена Петровна

 

 

ООД в области познавательного развития

(опытно-экспериментальная деятельность)

«Свет мой, зеркальце»

(старшая группа)

 

 

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе экспериментирования.

Программные задачи:

  • Создать условия для расширения представления детей об окружающем мире;
  • Создать условия познакомить с историей появления зеркала;
  • Создать условия закрепить знания о необходимости этого предмета;
  • Создать условия закрепить правила безопасного обращения с хрупкими материалами;
  • Создать условия развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности;

 

 

Материалы и оборудование:

Шкатулка. Зеркала различной формы. Семена плодовых деревьев и овощей, крупы, бобы. Металлические предметы. Ноутбук со слайдами.

 

На каждого ребенка:

Прозрачные ванночки с водой на каждого ребенка. Листы белого, желтого, зеленого и черного картона. Металлические пластины. Шерстяные тряпочки. Стекла. Пластилин. Салфетки.

Ход занятия

В историю вещей зовет нас она.

Ребята вы любите путешествовать? (Ответ детей) Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие – это путешествие в далекое прошлое. А отправимся мы туда для того, чтобы узнать об истории возникновения одного предмета. Его можно найти в каждом доме и в нашей группе тоже, он нужен всем: и взрослым и детям. Эта вещь особенно необходима, когда мы собираемся куда-то, примеряем новую одежду, делаем прическу. Кстати, этот предмет спрятан у меня вот в этой шкатулке. Как вы думаете, что это? (Дети высказывают свои предположения, если не догадались, то загадываю загадку

Не смотря в окошко, был один Антошка.

Посмотрел в окошко, там второй Антошка.

Что это за окошко, куда смотрел Антошка?)

Правильно, ребята, это зеркало. (Достаю из шкатулки и показываю) Кто мне ответит, какие бывают зеркала? Для чего нужно зеркало? (Ответы детей) Что будет, если исчезнут зеркала? (Размышления детей) Как вы думаете, всегда ли существовали зеркала? Тогда где же люди могли увидеть свое отражение? (Ответы детей) Откуда вы это знаете? (Ответы детей)

Действительно, давным-давно человек в качестве зеркала использовал воду. Смотря в реку, озеро, пруд, он видел там свое отражение. Ребята, у нас тоже есть вода, пройдите, пожалуйста, к столам. (Дети подходят к столам, где на белом картоне стоят ванночки с водой, рядом лежат листы цветного картона) Представьте себе, что это маленькое озеро, посмотрите в воду. Вы видите свое отражение? Как вы думаете, почему? Чем вода в реке или озере отличается от нашей? (Ответы детей) Кто догадался, что нужно сделать, чтобы увидеть свое отражение? (Предложения детей) Проверьте свои предположения.

Опыт №1 «Найди свое отражение»

Опытным путем приходим к выводу: чтобы увидеть свое отражение, дно должно быть темным.

Такое зеркало было удобным для людей? Почему, кто объяснит? (Высказывания детей) Подуйте на воду, что происходит с отражением? (Выводы детей) Действительно, такое зеркало не очень удобно: с собой его не возьмешь, и безветренная погода бывает не всегда.

Поэтому человек продолжил свои поиски. Он научился добывать руду и делать металлические предметы. Однажды человек заметил, что если хорошо отполировать металл, то в нем можно увидеть отражение. Что значит «отполировать»? (Ответы детей) Давайте проверим, действительно ли это так.

Игра «Возьми и объясни». (Каждый ребенок подходит к столу, выбирает металлический предмет и объясняет полированный он или нет.) Подходим к выводу: для получения более четкого отражения помимо темной основы, необходима гладкая, полированная поверхность.

Ребята, как вы думаете, легко ли было делать такие зеркала? (Ответ детей) Давайте с вами вот из этих металлических пластин попробуем сделать зеркало. 

Опыт №2 «Полируем металл»

Дети шерстяными тряпочками пытаются отполировать металлическую пластину, чтобы увидеть свое отражение и приходят к выводу, что это сделать очень трудно.

Устали, мои изобретатели? Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Зеркало»: Будь зеркальным отраженьем,

Повторяй мои движенья.

1, 2, 3 – мое движенье повтори!

Вот видите, ребята, какая это трудоемкая работа – сделать зеркало из металла, поэтому металлические зеркала были очень дорогими и иметь их могли только очень богатые люди. (Слайды вельможей с зеркалами на золотых цепочках у пояса, на шее, у дам на веере)

Прошло время, и человек научился производить очень гладкий, прозрачный, но хрупкий материал. Кто догадался, о чем идет речь? (Ответы детей) Как необходимо обращаться со стеклом? (Ответы детей) Аккуратно возьмите стекло, посмотрите на свет, вы видите там свое отражение? Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Как же люди использовали стекло для изготовления зеркал? (Предположения детей) Давайте проверим ваши предположения.

Опыт №3 «Изготовление зеркала»

Дети из стекла, черного картона и пластилина делают простые зеркальца, украшая рамку природным материалом (косточками плодовых деревьев, семенами овощей, крупами и бобами)

У каждого из вас получилось замечательное зеркальце. Настоящие зеркала изготавливают, соблюдая те же условия. Какие, назовите мне (Ответы детей). Только в настоящем зеркале отражение дает тонкий слой серебра, нанесенный на одну из сторон стекла, а чтобы его не поцарапать, зеркало помещают в специальную рамку или футляр, посмотрите (Рассматриваем разные зеркала, в том числе и те, которые находятся в группе, раздевалке, обращая внимание на их обратную сторону).

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам оно понравилось? Что понравилось больше всего? Что нового вы сегодня узнали? Хотели бы вы еще раз побывать в прошлом? Ребята, это не последнее наше путешествие. Мы ещё не раз с вами побываем там и узнаем много интересного об истории, казалось бы, таких простых предметов. (Далее благодарю детей за активную работу.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal_2.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

ООД в области познавательного развития

(опытно-экспериментальная деятельность)

«Свет мой, зеркальце»

(старшая группа)

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе экспериментирования.[a][b][c]

Программные задачи:

  • Создать условия для расширения представления детей об окружающем мире;
  • Создать условия познакомить с историей появления зеркала;
  • Создать условия закрепить знания о необходимости этого предмета;
  • Создать условия закрепить правила безопасного обращения с хрупкими материалами;
  • Создать условия развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности;

Материалы и оборудование:

Шкатулка. Зеркала различной формы. Семена плодовых деревьев и овощей, крупы, бобы. Металлические предметы. Ноутбук со слайдами.

На каждого ребенка:

Прозрачные ванночки с водой на каждого ребенка. Листы белого, желтого, зеленого и черного картона. Металлические пластины. Шерстяные тряпочки. Стекла. Пластилин. Салфетки.

Ход занятия

В историю вещей зовет нас она.

Ребята вы любите путешествовать? (Ответ детей) Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие – это путешествие в далекое прошлое. А отправимся мы туда для того, чтобы узнать об истории возникновения одного предмета. Его можно найти в каждом доме и в нашей группе тоже, он нужен всем: и взрослым и детям. Эта вещь особенно необходима, когда мы собираемся куда-то, примеряем новую одежду, делаем прическу. Кстати, этот предмет спрятан у меня вот в этой шкатулке. Как вы думаете, что это? (Дети высказывают свои предположения, если не догадались, то загадываю загадку

Не смотря в окошко, был один Антошка.

Посмотрел в окошко, там второй Антошка.

Что это за окошко, куда смотрел Антошка?)

Правильно, ребята, это зеркало. (Достаю из шкатулки и показываю) Кто мне ответит, какие бывают зеркала? Для чего нужно зеркало? (Ответы детей) Что будет, если исчезнут зеркала? (Размышления детей) Как вы думаете, всегда ли существовали зеркала? Тогда где же люди могли увидеть свое отражение? (Ответы детей) Откуда вы это знаете? (Ответы детей)

Действительно, давным-давно человек в качестве зеркала использовал воду. Смотря в реку, озеро, пруд, он видел там свое отражение. Ребята, у нас тоже есть вода, пройдите, пожалуйста, к столам. (Дети подходят к столам, где на белом картоне стоят ванночки с водой, рядом лежат листы цветного картона) Представьте себе, что это маленькое озеро, посмотрите в воду. Вы видите свое отражение? Как вы думаете, почему? Чем вода в реке или озере отличается от нашей? (Ответы детей) Кто догадался, что нужно сделать, чтобы увидеть свое отражение? (Предложения детей) Проверьте свои предположения.

Опыт №1 «Найди свое отражение»

Опытным путем приходим к выводу: чтобы увидеть свое отражение, дно должно быть темным.

Такое зеркало было удобным для людей? Почему, кто объяснит? (Высказывания детей) Подуйте на воду, что происходит с отражением? (Выводы детей) Действительно, такое зеркало не очень удобно: с собой его не возьмешь, и безветренная погода бывает не всегда.

Поэтому человек продолжил свои поиски. Он научился добывать руду и делать металлические предметы. Однажды человек заметил, что если хорошо отполировать металл, то в нем можно увидеть отражение. Что значит «отполировать»? (Ответы детей) Давайте проверим, действительно ли это так.

Игра «Возьми и объясни». (Каждый ребенок подходит к столу, выбирает металлический предмет и объясняет полированный он или нет.) Подходим к выводу: для получения более четкого отражения помимо темной основы, необходима гладкая, полированная поверхность.

Ребята, как вы думаете, легко ли было делать такие зеркала? (Ответ детей) Давайте с вами вот из этих металлических пластин попробуем сделать зеркало. 

Опыт №2 «Полируем металл»

Дети шерстяными тряпочками пытаются отполировать металлическую пластину, чтобы увидеть свое отражение и приходят к выводу, что это сделать очень трудно.

Устали, мои изобретатели? Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Зеркало»: Будь зеркальным отраженьем,

Повторяй мои движенья.

1, 2, 3 – мое движенье повтори!

Вот видите, ребята, какая это трудоемкая работа – сделать зеркало из металла, поэтому металлические зеркала были очень дорогими и иметь их могли только очень богатые люди. (Слайды вельможей с зеркалами на золотых цепочках у пояса, на шее, у дам на веере)

Прошло время, и человек научился производить очень гладкий, прозрачный, но хрупкий материал. Кто догадался, о чем идет речь? (Ответы детей) Как необходимо обращаться со стеклом? (Ответы детей) Аккуратно возьмите стекло, посмотрите на свет, вы видите там свое отражение? Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Как же люди использовали стекло для изготовления зеркал? (Предположения детей) Давайте проверим ваши предположения.

Опыт №3 «Изготовление зеркала»

Дети из стекла, черного картона и пластилина делают простые зеркальца, украшая рамку природным материалом (косточками плодовых деревьев, семенами овощей, крупами и бобами)

У каждого из вас получилось замечательное зеркальце. Настоящие зеркала изготавливают, соблюдая те же условия. Какие, назовите мне (Ответы детей). Только в настоящем зеркале отражение дает тонкий слой серебра, нанесенный на одну из сторон стекла, а чтобы его не поцарапать, зеркало помещают в специальную рамку или футляр, посмотрите (Рассматриваем разные зеркала, в том числе и те, которые находятся в группе, раздевалке, обращая внимание на их обратную сторону).

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам оно понравилось? Что понравилось больше всего? Что нового вы сегодня узнали? Хотели бы вы еще раз побывать в прошлом? Ребята, это не последнее наше путешествие. Мы ещё не раз с вами побываем там и узнаем много интересного об истории, казалось бы, таких простых предметов. (Далее благодарю детей за активную работу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» на тему: «Заколдованное математическое царство » в старшей группе

Конспекторганизованной образовательной деятельностиобразовательная область «Познавательное развитие» на тему:  «Заколдованное математическое царство » в старшей группе...

Конспект комплексного занятия по образовательным областям: «Познавательное развитие» (опытно-экспериментальная деятельность) и «Художественно-эстетическое развитие» «Рыбки в аквариуме»

Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС. Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, ...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Волшебная соль»

Когда мне было  предложенно провести открытое занятие  для молодых педагогов , я выбрала эксперементирование. Всем почему то не всегда хочется показывать этот вид деятельности, но я загорело...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Волшебные свойства воды» в старшей группе

Цель: развивать желание познавать окружающий мир через познавательно-исследовательскую деятельность Задачи:Образовательные:закреплять знания о свойствах воды (нет цвета, без запаха);закрепля...

Конспект ООД в области познавательного развития (опытно-экспериментальная деятельность) «Свет мой, зеркальце»

КОНСПЕКТ ООД В ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (ОПЫТНО- ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)"СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ"...