ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
статья (младшая группа)
О культурно-гигиенических навыках и их развитии у детей 2-3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lashina_o._e.osnovy_vospitaniya_kulturno-gigien.navykov.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Лашина Ольга Евгеньевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Радуга» №18 комбинированного вида», г. Рузаевка.
ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Культурно-гигиенические навыки – особая часть цивилизации поведения. Важность выглядеть опрятно, быть чистым внешне, аккуратная прическа продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Детям дошкольного возраста надлежит постигать, что в следовании данных правил выражается почтение к окружающим, что любому неприятно прикасаться к грязным рукам или видеть неаккуратную одежду. Неопрятный человек, который не желает ухаживать за собой, своими действиями, абсолютно так же, неаккуратен в учебной деятельности и любых делах.
Целенаправленное формирование культурно-гигиенических навыков способствуют тому, что для ребенка выполнение действий становится важным, он учится доводить начатое дело до конца, не отвлекаясь. И в конце, ребенок по собственной инициативе контролирует ход выполнения действий. Здесь формируются такие качества, как: выносливость, самостоятельность, дисциплинированность, организованность.
Важным из условий формирования эстетического вкуса у ребенка является выполнение культурно-гигиенических навыков. У детей рождается правильная самооценка, складывается критическое отношение к своему облику, постепенно происходит переход к контролю за своим внешним видом.
Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Орудийные действия предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого ребенок воздействует на другой предмет, например, ест ложкой. Соотносящие действия приводят предметы в положения, соответствующие пространству: ребенок открывает и закрывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, достает салфетку из салфетницы. Взрослые должны всегда помнить об этом и стараться создавать соответствующие условия: на полотенце должна быть петелька и крючок, куда можно повесить это полотенце, в ванной комнате полочки должны быть расположены на удобном для ребенка уровне и т. д.
Вся окружающая обстановка и все целенаправленные действия взрослых оказывают влияние на формирование привычек и навыков. На содержание детских привычек отражается многое: манеры, поведение окружающих людей, в особенности близких.
Систематичность различных действий – важное условие для формирования культурно-гигиенических навыков.
Приемы и методы, которые помогают эффективно формировать у детей дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки: пояснение, объяснение, показ, беседы, поощрение, упражнения в действиях, личный пример взрослых, прием повторения действий, образовательная деятельность; дидактические игры, развлечения, стихотворения; потешки, пословицы, поговорки, игровые приемы.
Критерии опрятной еды включают: умение не крошить хлеб; правильно пользоваться чайной и столовой ложками, вилкой, салфеткой; пережевывать еду с закрытым ртом; не 6 разговаривать во время еды, особенно с полным ртом, тихо выходить по окончании принятия пищи из-за стола; благодарить взрослых; пользоваться только своими приборами.
Критерии личной гигиены и мытья рук включают: умение мыть уши, лицо и руки; соблюдение последовательности - смочить руки, закатать рукава, взять мыло, намылить до появления пены, смыть, насухо вытереть руки; аккуратно сложить полотенце и повесить его в свою ячейку; умение пользоваться расческой.
Критерии одевания и раздевания одежды в определенном порядке включают: умение расстегнуть пуговицы; снять платье (брюки); аккуратно повесить; снять рубашку и аккуратно ее повесить на брюки, шорты; снять колготки, повесить на рубашку (платье); снять обувь; надеть все в обратной последовательности.
При совершенствовании культурно-гигиенических навыков необходимо создать атмосферу заинтересованности в успехах ребенка, обеспечить большую самостоятельность - это вызовет у него интерес и готовность к достижению результатов. Если вначале маленьким детям важно проявить действие, лично помочь взрослому - ребенку, то в более позднее время становится важнее побудить к усилию, напомнить ребенку. Теперь он сам старается помогать другим. Первые дружеские привязанности и симпатии детей не складываются на основе неаккуратности и неопрятности, они успешно формируются на основе навыков вежливости, культуры речи, организации поведения.
Список использованных источников
1. Белостоцкая, Е. М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 9 / Е. М. Белостоцкая. – Москва : Просвещение, 2011. – 273 с.
2. Богина, Т. Л., Терехова, Н. Т. Режим дня в детском саду / Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. – Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
3. Козлова, С. А., Дошкольная педагогика / Козлова С. А. – Москва: Академия, 2006. – 416 с.
4. Меремьянина, О. Р. Вместе с куклой я расту / Меремьянина О. Р Волгоград: Учитель, 2013. – 221 с.
5. Чулкова, Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков / Н. Чулкова // Дошкольное воспитание. – 1991. – №5. – С. 11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".
Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Воспитание культурно-гигиенических навыков является первоосновой всей дальнейшей работы с детьми по обучению и воспитанию. Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего воз...
Доклад «Воспитание культурно-гигиенических навыков как основа формирования здорового образа жизни»
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой ...
Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет
Перспективное планирование на год воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Педагогический проект по здоровьесбережению для детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Приобщение детей к ЗОЖ...
Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Теоретическая часть проектной деятельности.1.Понятие культурно-гигиенических навыков. Особенности формирования их у дошкольников.2.Условия и средства формирования культурно-гигиенических навыков.3.Воз...