Мастер-класс для педагогов ДОУ «Интеллектуальное развитие дошкольников»
материал
Интеллектуальное развитие дошкольников – дуальный процесс, суть которого заключается в том, что, с одной стороны, это форма овладения детьми способами самоорганизации и самореализации, с другой – результат особых усилий педагога, направленных на организацию интеллектуально-познавательной и развивающей деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_dlya_pedagogov_dou_intellektualnoe_razvitie.pptx | 1.01 МБ |
master-klass_dlya_pedagogov.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Интеллектуальный рост должен начинаться с рождения и прекращаться только со смертью» А.Эйнштейн
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Интеллектуальное развитие дошкольников»
Цель: распространение из опыта работы элементов по использованию логико-математических игр как средства интеллектуального развития дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по выстраиванию
процесса развития ребенка через логико-математические игры.
2. Заинтересовать педагогов новизной методов и приемов интеллектуального
развития дошкольников, активно реализуемых в воспитательно- образовательном процессе детского сада и семьи.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
1.Вводное слово
Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс мне хотелось бы начать с цитаты:
«Интеллектуальный рост должен начинаться с рождения и прекращаться только со смертью» (А. Эйнштейн)
Так как тема моего мастер - класса звучит «Интеллектуальное развитие дошкольников», давайте сначала разберемся, а что же такое интеллектуальное развитие? (ответы участников).
Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решений нестандартных задач. Развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста, т.к. дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в возрасте с 2 до 8 лет.
- Как вы считаете, от чего зависит интеллектуальное развитие? (ответы педагогов)
Интеллектуальное развитие зависит:
- от наследственности;
- от образа жизни родителей;
- от условий жизни ребёнка;
- от количества детей;
- от характера и темперамента ребёнка
- от качеств личности родителей.
- Какие способы развития интеллекта вы знаете? (ответы педагогов)
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА:
1. Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые развивают интеллект и мышление у детей;
2. Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;
3. Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;
4. Математика и точные науки;
5. Чтение;
6. Изучение иностранных языков;
7. Чтение энциклопедий, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;
8. Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;
9. Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.
2.Практическая часть
Переходим к практической части нашего мастер-класса. Я предлагаю вам побыть сегодня в роли детей.
Итак, готовы? За 7 секунд вам предстоит, не задумываясь, ответить на 4 вопроса. Свои ответы вы можете записать или запомнить (ручка, бумага на каждого педагога).
- Готовы? Тогда начнем:
– Великий русский поэт?
– Фрукт?
– Часть лица?
– Домашняя птица?
Внимание на экран. Это стандартные ответы, 90 % людей дают именно эти ответы (Пушкин, яблоко, нос, курица). Но я уверена, что среди присутствующих есть такие, ответы которых полностью или частично не совпали с представленными на слайде. Поднимите руки.
Все мы с вами знаем, что для того, чтобы человеку быть в хорошей физической форме необходимы ежедневные физические упражнения, но не стоит забывать о том, что мозгу тоже нужна постоянная тренировка. Поэтому, уважаемые коллеги, мы начнем с вами с разминки (на экране картинки – зарядка для ума).
2.1.Интеллектуальная разминка «Зарядка для ума»
(колокольчик на каждого участника)
Сейчас я буду задавать вам вопрос, а вы если знаете на него ответ, то вам необходимо позвонить в колокольчик и после этого ответить. В качестве разминок можно использовать различные упражнения на быстроту реакции, гибкость мышления, как вариант предлагаю следующие:
1) Когда вы смотрите на 2, а говорите 14? (Когда на часах 2 часа дня, т.е. 14
часов.)
2) Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко
осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)
3) Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит.)
4) Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в
угол стола.)
5) Что случится с вороном, когда ему исполнится два года? (Пойдёт третий
год.)
6) Бревно распилили в трёх местах, сколько частей получили? (4)
7) Четыре года назад Саше было 8 лет. Сколько лет будет Саше через 5 лет?
(17)
Методы интеллектуального развития дошкольников
2.2.Конструктор из пластилина и зубочисток.
(зубочистки, пластилин, доски для пластилина)
Конструктивная деятельность также играет немаловажную роль в процессе интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Несмотря на множество новомодных конструкторов, детям порой интересно повозиться со знакомыми предметами, такими как – зубочистки и пластилин. Этот интересный процесс развивает мелкую моторику рук, мышление, воображение, а также память.
Итак приступим! Вам с помощью пластилиновых шариков, нужно скрепить зубочистки между собой так, чтобы получилась какая - нибудь геометрическая фигура (педагоги делают геометрические фигуры).
Также хочу добавить, что освоив этот процесс можно перейти к конструированию более сложных объемных фигур: домика, ракеты или придумать свой вариант поделки.
2.3. Счетные палочки
Так же хочу предложить вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе. Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей.
Практическая деятельность.
- Давайте попробуем построить 2 треугольника из 5 палочек.
Задачи на преобразование фигур (сделать образец на слайде)
1.Построить из 10 палочек 3 квадрата (педагоги выполняют).
2.Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.
3. Убрать одну палочку так, чтобы получился прямоугольник.
Итог
Уважаемые коллеги! Я продемонстрировала вам только часть той работы, которую можно проводить по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Я надеюсь, что мой мастер – класс был для вас полезен!
Релаксация
(поднос с картинками, контейнер)
Коллеги, хотелось бы узнать ваше мнение о мастер-классе, для этого вам нужно выбрать соответствующую картинку и положить на поднос.
На подносе лежат картинки с изображением: чемодана, мясорубки, корзины. (на каждого)
Чемодан – всё пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу (педагоги оценивают мастер – класс).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для педагогов по интеллектуальному развитию дошкольников воспитателя Максимовой Татьяны Константиновны
Из опыта работа...
Мастер – класс Тема: «Флексагоны как средство математического развития дошкольников»
Флексагон – «гнущийся многоугольник» - одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы....
Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессиональной компетентности родителей, пе...
Консультация для педагогов «Особенности интеллектуального развития дошкольников»
Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственны огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового. Но если эти качества вов...
Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития дошкольников »
Повышение уровня профессиональной компетентностипедагогов через освоение научно-методических и практических знаний о межполушарном взаимодействии.Познакомить педагогов с теоретическими положениями ней...
Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей с ТНР».
В школе такие дети плохо читают, медленно и неправильно пишут, делая большое количество ошибок, испытывают трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не свя...
Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Раскрыть суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников; повысить мотивацию на использование кинезиологических методов для последующего применения в прак...