Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей с ТНР».
материал по коррекционной педагогике
В школе такие дети плохо читают, медленно и неправильно пишут, делая большое количество ошибок, испытывают трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_master-klassa_mezhpolusharnoe_vzaimodeystvie_s_tnr.docx | 37.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема нашего мастер-класса «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей с ТНР».
Речь сегодня пойдет о межполушарном развитии.
Сегодня мы с вами рассмотрим деятельность больших полушарий головного мозга, и попробуем применить знания на практике.
В своей работе с детьми ТНР часто сталкиваюсь с тем, что многие из них, невнимательны, не организованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнить задание.
В школе такие дети плохо читают, медленно и неправильно пишут, делая большое количество ошибок, испытывают трудности в счете, а также при решении математических задач.
В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным.
Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием.
Если связь между полушариями слаба, то ребенок плохо ориентируется в пространстве, у него сложности с обучением.
Коллеги, я бы хотела добавить к своему выступлению маленький видео ролик с играми на развитие левого и правого полушария.
Это наш проект. По этому проекту мы работали 2 года в старшей и подготовительной группе. В мае мы благополучно выпустили детей в школу. И в этом году мы набрали разновозрастную группу дети еще маленькие и мы используем элементы этих игр планируем на следующий год вернуться к данному проекту.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания.
И только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Признаки недостаточности развития межполушарных связей у детей
Данные связи формируются у ребенка до 12–15 лет, причем поэтапно. Очень важным для генерации специалисты считают период от 3 до 8 лет. В это время у ребенка формируется кинетическое, звуковое и зрительное смыслоразличение и др.
Прошу обратить внимание. Если у ребенка присутствуют следующие симптомы, следует задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодействия:
- агрессия;
- плохое запоминание;
- непонятная и сбивчивая речь;
- зеркальное написание букв и цифр;
- сложности в описании действия, изображенного на рисунке;
- сложности в общении с ровесниками;
- проблемы в написании диктантов или переписывании текстов.
Из выше сказанного можно подчеркнуть, что ранний и дошкольный возраст это – период активного развития мозговых структур
Оба полушария связаны сложной нейронной сетью (мозолистым телом), обеспечивающей их взаимную связь.
Рука тесным образом связана с мозгом. Причем связь эта перекрестная – правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым.
Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка?
Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга».
Это система специальных игр и упражнений для активизации мозговой деятельности.
Главным инструментом при выполнении «упражнений и игр» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария.
Используемые нами игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, восприятия речи собеседника.
вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание,
позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую способствует быстрому включению ребенка в занятие.
Игры на развитие межполушарного взаимодействия мы используем в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии или в вечернее время.
1. Продолжительность наших занятий от 5 до 20 минут
2. Одно упражнение занимает у нас не более 2 минут.
3.При выполнении упражнения с группой детей проводим соревнование на самого быстрого и ловкого или на самого аккуратного.
Важно!!! во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем обязательно другой рукой, а потом одновременно и левой и правой.
Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность всего мозга.
Результаты коррекционной работы с использованием упр. на развитие межполушарного взаимодействия свидетельствуют об улучшении сенсомоторной и пространственной координации, повышаются возможности произвольного внимания, улучшается усидчивость, развивается зрительно – моторная координация, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальчики, появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений, улучшении памяти, внимания, пространственных представлений
Работа по развитию межполушарного взаимодействия оказывает положительное влияние и на речевое развитие дошкольников с ТНР.
Можно отметить, что в речи детей появляется много слов, обозначающих предметы, признаки, действия; формируется словарь антонимов, становится меньше аграмматизмов.
Формируется навык правильного звукопроизношения. В речи появляются сложные предложения. Дети самостоятельно составляют рассказы по картинке и серии картинок.
В конце ролика вы сможете обратить внимание на результаты коррекционной работы с использованием упр. на развитие межполушарного взаимодействия работы с детьми в разновозрастной группе ТНР.
Анализ по группе №4 для детей с ТНР (разновозрастная: 5-6 и 6-7 лет):
Речевой диагноз | В начале года | В конце года | Результат |
ОНР - II | 2 ребенка(20%) | 1 ребенок (перешел в группу в конце года) (9%) | Сократился на 11% |
ОНР -III | 4 ребенка (40%) | 3 ребенка (27,1%) | Увеличился на 12,9% |
ОНР - VI | 4 ребенка (40%) | 1 ребенок (9%) | Увеличился на 9% |
ФФНР | 2 ребенка (18,3%) | Увеличился на 18,3% | |
ФНР | 2 ребенка (18,3%) | Увеличился на 18,3% | |
Норма | 2 ребенка (18,3%) | Увеличился на 18,3% |
Признаки недостаточности развития межполушарных связей у детей
Данные связи формируются у ребенка до 12–15 лет, причем поэтапно. Очень важным для генерации специалисты считают период от 3 до 8 лет. В это время у ребенка формируется кинетическое, звуковое и зрительное смыслоразличение и др.
Если у ребенка присутствуют следующие симптомы, следует задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодействия:
- агрессия;
- плохое запоминание;
- непонятная и сбивчивая речь;
- зеркальное написание букв и цифр;
- сложности в описании действия, изображенного на рисунке;
- сложности в общении с ровесниками;
- проблемы в написании диктантов или переписывании текстов.
Справка! У младенцев заподозрить нарушение межполушарного взаимодействия можно по «торможению» перед любым действием, а также по отсутствию этапа ползания.
Причины
В некоторых случаях слабость развития связей между полушариями мозга у ребенка может быть связана со стрессовым состоянием матери во время беременности или болезнью.
Кроме того, на развитие может негативно повлиять особенность мозгового строения или аномалии мозолистого тела, расстройства неврологического характера.
Чаще всего слабое взаимодействие мозговых полушарий наблюдается при отсутствии развивающих занятий и игр в жизни ребенка — всестороннее развитие ребенка должно начинаться с самого раннего возраста.
Другими причинами могут быть:
- травмы во время родов;
- серьезные заболевания в первый год жизни;
- сидячий образ жизни;
- последствия общего наркоза;
- затяжной стресс.
Для чего развивать межполушарные связи и как это делать?
Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий. Это называется мозговой гимнастикой, достаточно нескольких минут занятий в день. Они полезны и для детей, и для взрослых.
На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:
- пальчиковая гимнастика;
- кинезиологические упражнения;
- самомассаж;
- дыхательные упражнения;
- дидактические задания;
- творчество;
- прослушивание классических музыкальных композиций;
- логоритмика.
Важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных спортивных показателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность. Проект. Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллектуального развития детей.
Межполушарному взаимодействию в последнее время уделяется особое внимание. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, творческое; левое полушарие – матема...
Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессиональной компетентности родителей, пе...
Мастер-класс Тема:« Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Мастер-класс Тема:«Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессиональной компетентности родителе...
«Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития высших мозговых структур и, следовательно, межполушарных связей и психических процессов.От того, насколько хорошо сформированы и развиты...
Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...
Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Раскрыть суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников; повысить мотивацию на использование кинезиологических методов для последующего применения в прак...
Мастер-класса для родителей «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития высших мозговых структур и, следовательно, межполушарных связей и психических процессов.От того, насколько хорошо сформированы и развиты...