Рекомендации для педагогов по интеллектуальному развитию дошкольников воспитателя Максимовой Татьяны Константиновны
статья по математике (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Использование загадок в дидактической игре.
(Старший дошкольный возраст.)
Для решения задач умственного воспитания старших дошкольников, их познавательного развития, подготовки к обучению в школе большое значение имеет использование загадок. В дидактических игах с загадками развивается наблюдательность, умение самостоятельно решать умственные задачи. Дошкольники учатся отгадывать. Узнавать по описанию животное, растение, транспортное средство и т. д. с помощью загадок обогащаются знания детей, формируются умения анализировать предметы и явления, сравнивать, обобщать, делать умозаключения. Важную роль в формировании интеллектуальных умений играет сравнение загадок об одном и том же предмете или явлении.
Каждая загадка является логической задачей, содержащей в той или иной форме вопрос и признаки загаданного предмета или явления. В педагогической литературе загадки по своему строению делятся на три вида: с перечислением признаков, метафорические и построенные на основе отрицательного сравнения. Однако такая классификация не дает полного представления о многих загадках. Ведь в одной и той же загадке могут быть как точно названные, так и зашифрованные с помощью иносказаний признаки предметов и явлений. Поэтому при обучении детей отгадыванию и сравнению загадок следует иметь в виду не три, а пять их видов с различной структурой логической задачи.
- Загадки только с точно названными признаками.
- Загадки только с зашифрованными признаками.
- Загадки с отрицательными сравнениями и точно названными признаками.
- Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками.
- Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.
В загадках первого типа нет иносказаний, признаки названы: «Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло, спать ляжет в дупло». Так живет ночная птица сова.
Во втором виде загадок признаки лишь обозначены с помощью иносказаний: «В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет». (Подсолнух.) такие загадки труднее для отгадывания, так как все имеющиеся признаки нужно расшифровать. «Золотая» – желтого цвета. «Тарелка» по форме похожа на подсолнух. У него семечки («домики») растут очень близко друг от друга, без промежутков («улицы нет»).
Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями (третий вид) целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Так, загадка «Жидко, а не вода, бело, а не снег» (Молоко.) после перегруппировки признаков будет иметь следующий вид:
Жидко, бело.
Не вода, не снег.
В загадках четвертого вида имеются отрицания и иносказания: «Не украшение, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет». Перегруппируем признаки:
Серебряный, стадо овец пасет.
Не украшение, не пастух.
Теперь следует их расшифровать: серебряным кажется месяц, около него много звезд, т.е. в загадке говорится о месяце и звездах.
В комбинированных загадках (пятый вид) сочетаются точно названные и зашифрованные признаки. При отгадывании таких загадок рекомендуется использовать прием уточнения признаков, для чего выделяются уже имеющиеся точно названные признаки, и раскрываются иносказания. Рассмотрим для примера загадку «Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая».
- Точно названные признаки: «посреди поля», «голубое», «зеленая».
- Расшифрованные признаки:
Загаданное имеет ровную поверхность, в которой все отражается. (Зеркало.)
Загаданное прозрачно. (Стекло.)
Загаданное со всех сторон окружено зеленым. (Рама зеленая.)
Для правильного ответа на основе точно названных и расшифрованных признаков нужно сделать вывод о том, что на зеленом поле находится голубое озеро или пруд.
Хотя в старшем дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки. Приведем некоторые причины их ошибок:
- Невнимательно слушают текст загадки;
- Не запоминают полностью содержание загадки;
- Полностью или частично не понимают текст загадки;
- При отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
- Не имеют достаточных знаний о загаданном;
- Не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.
Для того чтобы дети полностью выделяли и анализировали все признаки загаданных предметов и явлений, следует добиваться, чтобы каждый ребенок внимательно, выслушивал загадку и мог повторить её при отгадывании и сравнении. Необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного: внешнего вида (величина, форма, цвет), материала (мягкий, твердый, железный), вкуса (сладкий, кислый, горький), движения (способ и скорость), местонахождения и др. Если нет полного и правильного анализа материала загадок, то будет затруднено или станет невозможным их отгадывание и сравнение. Воспитатель должен знать, по какой причине при отгадывании и сравнении дети не используют всех признаков, содержащихся в загадках: не могут вычленить, запомнить, понять, расшифровать или намеренно отбрасывают признаки, с их точки зрения противоречащие отгадке.
Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание. Последнее характеризуется следующими признаками:
- Дошкольника интересуют не только результат, но и сам процесс решения логической задачи загадки;
- В поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений указанных в загадке;
- Ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;
- Дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументировано доказать его правильность;
- В случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;
- Дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.
Можно выделить несколько видов деятельности детей в дидактических играх с загадками.
- Загадывание загадок.
- Отгадывание загадок.
- Доказательство правильности отгадок.
- Сравнение загадок об одном и том же.
- Сравнение загадок о разном.
Приведем пример сравнения загадок об одном и том же предмете – березе.
- Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, в белом сарафане.
- Белый передник, зеленая коса.
- Стоят в поле сестрицы: платья белые, шапки зеленые.
- Белая нога, зеленая одежда, а в ушах сережки.
Отгаданные загадки рекомендуется сравнивать попарно. Дети отвечают на вопросы: чем похожи две загадки? Чем они различаются?
Сравнивая первую и вторую загадки, дети выделяют признаки их сходства и различия. Обе загадки об одном и том же дереве, поэтому они похожи. В них говорится о белом стволе и зеленых листьях березы. Загадки различаются тем, что в первой у березы белый сарафан, а во второй – белый передник. У дерева то зеленая кофточка, то зеленая коса. В первой загадке береза названа русской красавицей, она стоит на поляне, а в другой об этом не говорится.
И во второй паре загадок сказано о белом стволе и зеленых листьях. В третьей загадке у березы есть белое платье и зеленая шляпка, а в четвертой у нее белая нога и зеленая одежда. В одной загадке березы стоят в поле и зовут их сестрицами, в другой упомянуты сережки на ветвях дерева. Дошкольники отвечают и на вопрос: почему различны эти загадки?
В игре «Отгадай и сравни загадки о животных» отгадываются и сравниваются разные загадки о зайце:
Так смеялся, что губа треснула.
Зимой белый, летом серый.
Эти загадки различаются тем, что в первой говорится о раздвоенной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.
Рассмотрим некоторые дидактические игры с загадками.
Игра «Отгадай и сравни загадки о животных».
Дидактические задачи. Обратить внимание детей на домашних и диких животных, вызвать интерес к их внешнему виду, повадкам. Развивать умение применять ранее умение применять ранее усвоенные знания о животных в загадывании, отгадывании и сравнении загадок. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.
Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говорится в загадках.
Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, говорит, является ли оно домашним или диким.
Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.
Описание игры.
Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных.
Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др.
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)
С усами родится, о на усатых охотится. (Кошка.)
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)
Игра «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах»
Дидактические задачи. Закрепить знания детей о фруктах и овощах, учить узнавать их по описанию. Развивать наблюдательность, формировать умения анализировать, сравнивать.
Подготовка к игре. Выращивание овощей на огороде, фруктов в саду. Беседа о фруктах и овощах.
Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.
Правила игры. Дошкольники делятся на «продавцов» и «покупателей»: первые загадывают загадки, вторые отгадывают их.
Перед сравнением загадок ребенок их повторяет.
Описание игры.
Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин «Фрукты и овощи», где для покупки нужны не деньги, а загадки.
Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои.
Затем дети сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще:
На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)
Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)
Аленькая. Маленькая, с косточкой и тросточкой. (Вишня.)
В кисло-сладкой, круглой, красной – шарик спрятался прекрасно. (Вишня.)
Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)
Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь. (Арбуз.)
Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)
Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)
Игра «Отгадай и сравни загадки о транспорте»
Дидактические задачи. Закрепить знания дошкольников о транспортных средствах. Учить сравнивать и группировать различные виды транспорта по строению, среде передвижения, назначению.
Подготовка к игре. Наблюдения за различными машинами во время прогулок, экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа о средствах передвижения.
Материал и оборудование. Игрушечные автомобили, самолеты, корабли или их рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба.
Правила игры. Отгадывающий должен назвать вид транспорта и сказать, является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, грузовым или специальным.
Нужно повторить отгаданные загадки перед их сравнением. За правильное сравнение дошкольник получает фишку.
Описание игры.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о различных средствах передвижения в случае правильного ответа дошкольники берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающего среду передвижения указанного транспорта.
Дети задают и отгадывают загадки о транспортных средствах, доказывают правильность своих ответов. Затем сравнивают пары отгаданных загадок об одном и том же средстве передвижения:
Держусь я только на хорду, а если встану – упаду. (Велосипед.)
По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)
В железных сапогах по городу бежит, за веревку держится. (Трамвай.)
Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)
Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)
Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь. (Самолет.)
Игра «Отгадай и сравни загадки о «двух братцах»
Дидактические задачи. Учить детей понимать, что одинаковые слова и выражения в загадках могут обозначать разные вещи. Приучать не торопится с ответом, тщательно анализировать все признаки, сравнивать, делать выводы, доказывать.
Подготовка к игре. Ознакомление дошкольников с загаданными предметами и явлениями.
Материал и оборудование. Рисунки, «волшебная коробка» с двумя одинаковыми нарисованными человечками и надписью «Два братца».
Правила игры. Отгадывающий отмечает, что в загадке говорится о внешнем виде, местонахождении, действиях «Двух братцев». Правильность отгадки должна быть доказана. Перед сравнением загадки повторяются.
Описание игры.
Воспитатель говорит, что в загадках могут встречаться одинаковые слова и выражения, например «два братца». В каждой загадке братцев двое, причем они могут быть и похожи и совершенно различны. Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные «братцы». После этого рисунки убираются в «волшебную коробку». При правильном ответе из коробки достается соответствующий рисунок.
Дети загадывают и отгадывают загадки о «двух братцах», доказывают правильность своих ответов. Затем попарно сравнивают загадки о разных «братцах»:
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега.)
Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (Очки).
Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза).
Два братца спереди бегут, два братца сзади догоняют. (Автомобиль).
Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади. (Велосипед).
Два братца: один светит днем, а другой ночью. (Солнце и луна).
Два братца: одного все видят, но не слышат, другого всякий слышит, но не видит. (Гром и молния).
При сравнении таких загадок нужно быть очень внимательным, чтобы правильно выделить признаки их сходства и различия.
Чтобы старшие дошкольники успешно сравнивали загадки, важно соблюдать следующие условия:
- До сравнения загадки целенаправленно отгаданы детьми.
- Дошкольники наблюдали загаданное в сравниваемых загадках.
- Дети хорошо запомнили содержание загадок и могут повторить их перед сравнением.
- Дошкольники обладают достаточными знаниями о загаданном в сравниваемых загадках.
- Одновременно сравнивается не более двух загадок.
- Воспитатель четко объясняет, что именно нужно сравнивать в загадках.
- Дети знают, на какие вопросы нужно ответить при сравнении загадок.
Максимова Татьяна Константиновна, воспитатель первой категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы на межаттестационный период с 2021 по 2025г. воспитателя Деминой Татьяны Константиновны
laquo;Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» Дети — прирожденные исследователи окружающ...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ: "Современные методики интеллектуального развития дошкольника" (4 части)
В методических рекомендациях (в 4 частях) рассматриваются современные методики: "Дары Фребеля", блоки Дьенеша, круги Эйлера, палочки Кюизенера, игры В.В. Воскобовича....
Консультация для педагогов «Особенности интеллектуального развития дошкольников»
Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственны огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового. Но если эти качества вов...
Методические рекомендации для педагогов по речевому развитию дошкольников в условиях ФГОС
Равитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения-это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Свободное речевое ...
Рекомендации для педагогов ДОУ "Речевое развитие дошкольников"
Задачи: 1. Совершенствовать теоретическую подготовку педагогов в области речевого развития детей дошкольного возраста. 2. Уточнить и закрепить методы и средства в речевом развитии дошкольников. 3. При...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Интеллектуальное развитие дошкольников»
Интеллектуальное развитие дошкольников – дуальный процесс, суть которого заключается в том, что, с одной стороны, это форма овладения детьми способами самоорганизации и самор...
Консультация для воспитателей Тема: «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников (участие в проектах, викторины, исследования)»
Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников (участие в проектах, викторины, исследования)...