ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. Я. МАРШАКА
материал (старшая группа)

Мастерова Елена Алексеевна

«Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_znakomstvo_s_tvorchestvom_s._ya._marshaka.docx58.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРОЕКТ

«ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. Я. МАРШАКА 

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                       

         

                 

                                                                                                                                    Подготовили:

Мастерова Елена Алексеевна (воспитатель)

                                                                             Крюкова Татьяна Николаевна (учитель-логопед)

п. Малиновский,

2022 г.

Введение

«Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.

                                                                                                  (Пожелания друзьям С. Я. Маршак)

          Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

        Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

       Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...

             

                                        Паспорт проекта

Наименование проекта

«Знакомство с творчеством С.Я Маршака для детей старшего дошкольного возраста»

Исполнитель проекта

Мастерова Елена Алексеевна (воспитатель)

 Крюкова Татьяна Николаевна (учитель-логопед)

Участники проекта

Дети  дошкольного возраста (5-6 лет); педагоги и родители.

Тип проекта

Практико-ориентированный

База реализации проекта

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Цель проекта

Цель: Ознакомление детей старшей группы  с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака

Основные задачи

1.Познакомить детей с биографией  С. Я. Маршака;

2.Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:

3.Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…

4.Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.

5.Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…

6.Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.

7.Приобщить родителей к семейному чтению литературы.

8.Прививать интерес к чтению

9.Пополнять словарный запас детей через игровую деятельность.

10.Развивать воображение, внимание, мышление, культуру общения.

11.Воспитывать любовь к родному языку, творчеству С. Я. Маршака.

Новизна проекта

Использует современные интерактивные технологии, познакомить детей с творчеством поэта С.Я.Маршака, а также предоставляющая всем участникам образовательного процесса неограниченные возможности оперировать цифровыми образовательными ресурсами нового поколения и отвечающая требованиям стандартов образования.. Это способствует гармоничному развитию личности, пробуждению интереса к истории и литературе своего Отечества.

Используемые цифрового оборудования

  • Интерактивный доска;
  • Ноутбук;

Ожидаемые результаты

  • Оснащение развивающей среды в группе:
  • Библиотека произведений С. Я. Маршака.
  • Оформление выставки рисунков по произведениям С. Я. Маршака
  • Создание книжек-самоделок

 Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.

  • Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
  • Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
  • Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
  • Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.
  • Популяризация семейного чтения.
  • Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.

Основания для разработки проекта

Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (редакция от 31.12.2020) «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 08.01.2021);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного        стандарта дошкольного образования»

Продукт проекта

  • Выставки рисунков по произведениям С. Я. Маршака
  • Создание книжек-самоделок
  • Интерактивная игра по сказкам С.Я.Маршака

Срок реализации проекта

 Две недели

   

Пояснительная записка

           Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель - создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны.

Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Культура - это то, что «делает людей народами». Очень важно приобщать детей к литературе своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, умение видеть красоту родной природы, начинается чувство Родины.

Актуальность:

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность произведений С. Я. Маршака.

Цель данного проекта: Ознакомление детей старшей группы  с творчеством советского детского поэта  С. Я. Маршака

Задачи:

1.Познакомить детей с биографией  С. Я. Маршака;

2.Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:

3.Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…

4.Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.

5.Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…

6.Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.

7.Приобщить родителей к семейному чтению литературы.

8.Прививать интерес к чтению

9.Пополнять словарный запас детей через игровую деятельность.

10.Развивать воображение, внимание, мышление, культуру общения. Воспитывать любовь к родному языку, творчеству С. Я. Маршака.

Отбор содержания работы основывается на главных педагогических принципах:

Принцип дифференциации, то есть создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о творчестве С.Я. Маршака с учетом возраста и уровня развития познавательной сферы.

Принцип интегративности, реализуемый во всех видов детской деятельности.

Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему занятий, бесед, игр, объединенных общей целью.

Принцип поэтапности, то есть построение работы от простого к сложному, от частного к общему.

Принцип доступности, который подразумевает подачу материала в понятной игровой форме, с учетом возрастных возможностей детей.

Новизна проекта: Использует современные интерактивные технологии, познакомить детей с творчеством поэта С.Я.Маршака, а также предоставляющая всем участникам образовательного процесса неограниченные возможности оперировать цифровыми образовательными ресурсами нового поколения и отвечающая требованиям стандартов образования.. Это способствует гармоничному развитию личности, пробуждению интереса к истории и литературе своего Отечества.

Форма проведения:

Дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни)

Ожидаемые результаты:

1. Оснащение развивающей среды в группе:

• Библиотека произведений С. Я. Маршака.

• Оформление выставки рисунков по произведениям С. Я. Маршака

• Создание книжек-самоделок

2. Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как

источник знаний.

4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.

5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.

6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.

7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.

8. Популяризация семейного чтения.

9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.

Практическая значимость результатов: 

-обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях

-развитие умение отгадывать загадки

-воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака

Реализация проекта позволит:

Воспитанникам: повысит интерес, творческий потенциал, инициативу, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность

Родителям: получить возможность принять активное участие в жизни группы и ДОУ.

 Воспитателям: 

Дошкольному образовательному учреждению в целом: создать условия для организации цифровой образовательной среды.

Что измениться: Мы считаем, что оснащение

Вид проекта: практико - ориентированный

Продолжительность: краткосрочный, 2 недели

Предметно-пространственная развивающая среда: старшая группа компенсирующей направленности «Пчелки»

  Средства и оборудование:

  • Интерактивная доска;
  • Ноутбук
  • Иллюстрации
  • Портреты, сюжетные картинки
  • Дидактические игры
  • Компьютерные презентации
  • Конспекты занятий, бесед
  • Консультация для родителей.

Этапы реализации проекта

  1. Содержание проекта:

- Подготовительный этап

• Составление паспорта проекта.

• Подбор детской художественной литературы для чтения детям (произведений

• С. Я. Маршака) .

• Подготовка презентаций.

• Подготовка атрибутов к подвижным играм.

• Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Основной этап

• Оформление выставки книг С. Я. Маршака, портрета писателя

• Чтение произведений С. Я. Маршака, заучивание стихов, отрывков из произведений.

• Рассматривание иллюстраций.

• Проведение подвижных игр по «Сказке об умном мышонке».

• Подготовка и проведение инсценировок по произведениям автора.

• Просмотр презентации «Детские годы С. Я. Маршака».

Виды детской деятельности

Познавательное развитие:

- Знакомство с творчеством С. Я. Маршака

-Знакомство с детскими годами С. Я. Маршака

- Викторина по произведениям С. Я. Маршака

Речевое развитие:

- Разучивание стихотворений: «Где обедал воробей?» и отрывков из других произведений.

- Формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке». Развитие связной речи пересказ сказки «Двенадцать месяцев»

Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование по произведению «Детки в клетке», «Радуга»

- Аппликация «Перчатки» - по стихотворению «Перчатки»

- Лепка - по стихотворениям «Детки в клетке», «Усатый полосатый».

Физическое развитие:

- Участие в физкультурном досуге по мотивам произведения - «Сказка об умном мышонке» - подвижные игры

- Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом - «Человек рассеянный».

Игровая деятельность:

- Д/и «Загадки и отгадки», «Найди пару» «Сложи картинку», «Четвёртый лишний»

- Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» по стихотворению «Детки в клетке»

- Развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Зоопарк»

-  Инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный».

Приобщение к элементарным общепринятым нормам:

- Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению - «Сказка о глупом мышонке»,

- Воспитания правил поведения и безопасности в общественных местах - «Тихая сказка».

Трудовая деятельность:

- Организованная деятельность в книжном уголке

- Подбор книг по теме «С. Я. Маршак»

- Совместная деятельность детей и педагога – ремонт книг

- Изготовление, совместно с другими группами, книжек-самоделок  по стихотворениям С. Я. Маршака

Сотрудничество с родителями:

- участие в конкурсе рисунков по произведениям С. Я. Маршака тема - «Весёлые картинки»

- домашнее чтение произведений С. Я. Маршака.

- помощь в изготовлении костюмов, атрибутов, декораций к инсценировке стихотворения «Вот какой рассеянный».

Заключительный этап:

• Выставка рисунков по произведениям Маршака

• Выставка книжек – самоделок по произведениям С. Я. Маршака

• Литературная викторина «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака».

Основное содержание проекта

       Педагогический проект «Знакомству с творчеством С.Я Маршака

для детей старшего дошкольного возраста» основан на следующих подходах:

1. Личностно-ориентированные подходы:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;

2. Системно-деятельные подходы:

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

- непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности.

        Проект «Знакомство с творчеством С.Я Маршака для детей старшего дошкольного возраста» предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.

Перспективное планирование по

 «Знакомству с творчеством С.Я Маршака

для детей старшего дошкольного возраста»

Дата

Тема 

Цель

Мероприятие

24.10.2022

 Знакомство с творчеством и детскими годами С. Я. Маршака

Расширение и закрепление знаний детей о жизни и творчестве С.ЯМаршака

Просмотр презентации о жизни и творчестве С.ЯМаршака

24.10.2022

 Чтение произведения «Багаж», «Почта», «Радуга-дуга»

1.Познакомить детей со стихотворением «Багаж», «Почта», «Радуга-дуга»

2. Развитие чувства цвета.

3. Воспитание эстетического отношения к природе.

Рисование по произведению «Радуга-дуга»

25.10.2022

Чтение произведений: «Сказка о глупом мышонке»

«Сказка об умном мышонке»

1.Познакомить детей со сказкой «Сказка о глупом мышонке»,

«Сказка об умном мышонке»

2.Преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой

Физкультурный досуг по мотивам произведения - «Сказка об умном мышонке»

26.10.2022

Чтение произведений: «Где обедал воробей?»,

«Вот какой рассеянный»

1.Познакомить детей со стихотворением «Где обедал воробей?»,

«Вот какой рассеянный»

2. Создать условия для творчества детей. 

3. Формирование чувства патриотизма и приобщения участников к отечественной литературе посредством театрального творчества.

Аппликация «Перчатки», дидактическая игра «Найди пару» Инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный»  

27.10.2022

Чтение произведений: «Радуга-дуга»,

«Ванька-встанька»,

«Усатый полосатый»

1.Познакомить детей со стихотворением «Радуга-дуга»,

«Ванька-встанька»,

«Усатый полосатый»

2. Научить детей лепить кошку путем моделирования формы, анализировать особенности строения животного, соотносить части по величине и пропорциям.

Лепка - по стихотворению «Усатый полосатый».

30.10.2022

Чтение произведений: «Круглый год»,

«Детки в клетке»

1.Познакомить детей со стихотворением «Круглый год»,

«Детки в клетке»

2. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

3.Развивать логику, мышление, память

Рисование по произведению «Детки в клетке», дидактическая игра «Сложи картинку», Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» по стихотворению «Детки в клетке»

31.10.2022

Чтение произведений: «Мяч»

«Веселый счет»

1.Познакомить детей со стихотворением «Мяч», «Веселый счет»

2. Обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.

3. Формировать умение сравнивать однородные предметы по величине

 Игра «Один-много», «Какой мяч?»

01.11.2022

Чтение произведения: «Кошкин дом»

1.Познакомить детей со стихотворением «Кошкин дом»

2.Обучение пересказу по опорным

 картинкам

Пересказ сказки по опорным картинкам

Чтение произведения: «Двенадцать месяцев»

1.Познакомить детей со стихотворением «Двенадцать месяцев»

2.Обучение пересказу 

по мнемотаблице

Пересказ сказки мнемотаблице

02.11.2022

Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Тает месяц молодой»

1.Развитие интереса к творчеству писателя

2. Развитие связной речи, пмяти.

Заучивание стихотворения с помощью презентации

03.11.2022

Выставка рисунков по произведениям Маршака

Выставка книжек – самоделок по произведениям С. Я. Маршака

Литературная интерактивная игра «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака».

1. Воспитание положительного отношения к трудовой деятельности.

2. Познакомить с способами изготовление книжек - самоделок.

Совместная деятельность детей и педагога – ремонт книг

Изготовление книжек-самоделок  по стихотворениям С. Я. Маршака

Заключение

Подводя итоги проекта «Волшебные сказки С. Я. Маршака», нужно отметить, что поставленная цель и задачи были реализованы. Проект оказался интересным, творческим, ярким. За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, познакомились с основными произведениями поэта. Дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения. Анализируя результаты, хочется отметить, что работы детей получились яркие, необычные и оригинальные по способу выполнения. Дети выполняли работу с большим интересом и старанием. Данный проект позволил повысить у детей интерес к произведениям детской художественной литературы, а также сформировать следующие навыки: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение, передавать характер героев мимикой, жестами и движениями.

Список литературы и интернет-ресурсов

1.Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М.:
2.Художественная литература, 1968. - С. 5-15.

3.https://www.maam.ru/detskijsad/kratkosrochnyi-proekt-volshebnyi-mir-skazok-s-ja-marshaka-v-starshei-grupe.html?ysclid=lb5blyizzz560215567

Приложение 1

                       Консультация для родителей «Ребенок и книга» С.Я. Маршак

       О творческой манере Маршака можно написать не одну монографию – так велик его вклад в детскую литературу. Его стихи расширяют кругозор ребенка, воспитывают вкус к поэтической речи, помогают ощутить богатство родного языка, выразительного слова.

Дети с удовольствие слушают стихотворную речь: она легко воспринимается на слух, рифмы помогают уловить взаимосвязь понятий, ритм стиха дает ребенку возможность ощутить эмоциональную окраску фразы, всего произведения. В «Усатом-полосатом» проза так ритмична, что органически переходит в стих, и наоборот – стихотворная речь переходит в прозу. Это произведение создает своего рода мост между стихом и прозой, подготавливая ребенка к тому, что не только в стихах, но и в художественной прозе и в обычной речи есть ритм, выразительная интонация, фонетическая характеристика образа.

        Вместе со своими читателями С. Маршак идет по ступенькам возраста. В этом ему помогает использование всех жанров, всех типов стихотворных произведений для детей: считалки, загадки, песенки, рассказы, сказки. Поэт начинает с самых обыденных понятий и постепенно расширяет их круг. С детьми среднего возраста он говорит более серьезно, стремится показать многообразие жизни, заставляет их видеть дальше, шире, глубже. Бесконечно разнообразны выразительные средства, которыми пользуется Маршак.

Рассеянность «Человека рассеянного», его отрешенность от повседневной жизни подчеркивается приемом преувеличения. Характеристика героя лаконична и в тоже время убедительна, ибо рассеянность героя доведена до крайнего предела, до нелепости. Ребенок воочию видит, что только очень рассеянный человек может на ходу надеть сковороду вместо шапки или натянуть себе на пятки перчатки вместо валенок. Юмор, присущий этому стихотворению, усиливается повтором:

Вот какой рассеянный,

С улицы Бассейной!

Он опять поспал немножко

И опять взглянул в окошко…

Рифмы в стихотворениях Маршака большей частью точные. Это обусловлено тем, что дети чаще всего воспринимают стихи на слух. Поэт избегает пышных определений, сложных сравнений. Конечно, в его поэтической речи есть сравнения и метафоры, но они просты и близки ребенку:

Пламя ежится и злится

Убегает, как лисица.

А струя издалека,

Гонит зверя с чердака.

Чтобы помочь ребенку глубже проникнуть в смысл повествования, разбудить его любознательность, Маршак пользуется загадкой, намеком, оставляя место детской сообразительности, активному использованию ребенком своих жизненных наблюдений, знаний.

Ненавязчивый намек производит более сильное впечатление, чем любое описание, даже образное.

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать.

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать.

Маршак дает ребенку почувствовать слово, обогащает его словарь, вводит новые понятия, показывает ритмичность словосочетаний. Игра словом у Маршака всегда связана с образом, которому подчинено стихотворение:

Желтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой!

В стихотворении «Багаж» неоднократно повторяются названия предметов, встречающихся детям в жизни:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка

Запомнить их детям легко и весело: они повторяются, как считалочки.

Удачно использование несообразностей, неожиданных комических оборотов:

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки…

Эти перевертыши близки детскому речевому творчеству. Кажется, что поэт их подслушал у каких-нибудь малышей.

В произведениях С. Маршака для детей многое навеяно фольклором: то эта задорная дразнилка, то считалка, то песня, то сказка.

Народное творчество для него – источник поэтичности, мудрости, простоты, сокровищница многообразных выразительных средств. Простота и емкость содержания, точная рифма, фонетическая ясность помогают быстро запомнить стихотворение.

Наверное поэтому-то стихи Маршака, услышанные в раннем детстве, запоминаются на всю жизнь. Познакомьте детей с его творчеством.

Выразительные средства в произведениях Самуила Яковлевича Маршака

«Усатый - полосатый»

      Поэт виртуозно владеет различными формами поэтической речи. «Усатый-полосатый» начинается певучим сказочным зачином: «Жила-была девочка» И сразу же плавный ритм зачина перебивается простым, прозаическим вопросом, как бы исходя от ребенка: «А как ее звали?» И в ответ дразнилка: «Кто звал, тот и знал! А вы не знаете». Контраст между зачином и звонкой, задорной дразнилкой привлекает внимание ребенка. С первой же минуты он слушает завороженный, заинтересованный. Фразеология этого рассказа так проста, что многие слова и целые выражения дети подсказывают.

Удачно обращение автора к слушателям, активизирующее внимание юной аудитории: «Разве так спят? Вот какой глупый котенок!» Малыши становятся участниками действия, происходящего в рассказе, чувствуют себя «большими и умными»: ведь они-то знают, что котята не спят в постелях, не едят редиски, не могут научиться говорить.

Обращаясь к детям, С.Маршак делает их собеседниками. Создается внутренняя связь между писателем и ребенком, взаимное понимание. Вместе с ним дети слегка иронизируют не над котенком, нет, - над девочкой, которая заставляет его совершать действия, не свойственные котятам: разговаривать, умываться и т.п. И хотя писатель говорит: «Вот какой глупый котенок», дети отлично понимают, что это относится вовсе не к котенку. Именно поэтому удовлетворение у них вызывает конец стихотворения:  «А девочка тоже выросла, стала еще умнее…»

Прием общения к читателю, использованный в «Усатом-полосатом», не нов в детской литературе.

Но до Маршака, никто так удачно его не применял. Он оставался только риторическим приемом, читатель был пассивным. Маршак же сделал детей участниками своего рассказа, превратив его в игру. И дети отзываются на это всем сердцем.

«Усатый-полосатый» занимает особое место в творчестве Маршака. Дети с удовольствие слушают стихотворную речь: она легко воспринимается на слух, рифмы помогают уловить взаимосвязь понятий, ритм стиха дает ребенку возможность ощутить эмоциональную окраску фразы, всего произведения. В «Усатом-полосатом» проза так ритмична, что органически переходит в стих, и наоборот – стихотворная речь переходит в прозу. Это произведение создает своего рода мост между стихом и прозой, подготавливая ребенка к тому, что не только в стихах, но и в художественной прозе и в обычной речи есть ритм, выразительная интонация, фонетическая характеристика образа.

Прочитайте еще раз произведение после прочтения этой информации, даже Вы, воспримите это произведение иначе.

Почитайте с детьми дома произведения С.Я. Маршака:

«Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый», «Вот какой Рассеянный», «Багаж»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. Я. МАРШАКА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Тема проекта:«Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей среднего дошкольного  возраста»Актуальность проектаСовременные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писат...

Детский исследовательский проект «Знакомство с творчеством С.Я.Маршака» (паспорт проекта)

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, ...

Образовательный проект "Знакомство с творчеством С.Я.Маршака и его произведенимями"

Авторы проекта Педагоги- Тарасенко Валентина Владимировна, Шкилёва Елена Валерьевна, Вид проекта – групповой Тип –литературно-образовательный По составу участников –дети подготовительной группы, ...

Литературно- образовательный проект "Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста"

Произведения С.Я.Маршака насыщены познавательным материалом: загадки, игры, шутки, считалки, сказки, социальные диалоги. Во многих сказках и стихах заключены воспитательные нотки, правила поведения, в...