Конспект занятия «Мир камней» в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Боголюбова Елена Николаевна

Конспект занятия  «Мир камней» в подготовительной группе.

Цель: Развитие познавательной активности детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями, углем, мелом, солью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_mir_kamney._publikatsiya.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  «Мир камней»

в подготовительной группе.

Воспитатель: Боголюбова Е.Н.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цель: Развитие познавательной активности детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями, углем, мелом, солью.

Задачи:

1. Закреплять представления о речных и морских камнях (речные имеют разную форму, иногда острые углы; морские камни всегда округлой формы, гладкие), многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.

2. Поддерживать интерес к экспериментированию. Закреплять умение обследовать предметы и называть их свойства (крепкий, твердый, неровный (шероховатый), гладкий, тяжелый, и др.) и особенности.

3. Способствовать развитию диалогической речи, речевой активности, обогащению словаря.

4. Познакомить со свойствами каменного угля и мела, с тем, как их добывают и используют.

5. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

6. Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности наравне со всеми.

Материал:

Образцы речных и морских камней, угля, мела, каменной соли. Кусочек дерева, гвозди, молоток. Ёмкости с водой и палочки (по количеству детей), салфетки. Иллюстрации производства угля, мела.

Ход:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.

Утром солнышко проснулось,

Потянулось, улыбнулось

И откинув одеяло

По России зашагало!

Как вы считаете, гости, зайдя в нашу группу, догадаться о наших увлечениях? У каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. И одно из таких  увлечений – это … коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Коллекционирование – это собирание, каких – либо предметов).
И сегодня мы с вами будем говорить… Попробуйте, догадаетесь сами...

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
В ладошке лежать.

Тяжелый, большой -
Одному не поднять.

       Кто, дети, загадку мою отгадал?
      Кто этот предмет по приметам узнал?

Конечно, мы поговорим с вами о нашей большой коллекции камней (Открываю коллекцию).

Посмотрите сколько разных камней в нашей коллекции. Все они такие разные. Каждый по- своему хорош и может рассказать о себе много интересного, нужно только научиться раскрывать его тайны.

А давайте для начала попробуем разделить все эти камни на группы, объединив их по какому-либо признаку. (Думают, делят, обосновывают.) Чем они отличаются друг от друга?

Одни камни гладкие, другие шероховатые.

Речные (предлагаю рассмотреть, потрогать, погладить).

Как вы думаете, где можно встретить такие камни? На реке. У реки. Почему вы так думаете? Как мы можем иначе их назвать (речные) Что о них можно сказать? Какие они?

Дети: Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.

Воспитатель показывает морские камни.

А вот совсем другие камни. Возьмите их и положите рядом с речными. Посмотрите, что о них можно сказать? Чем они отличаются от речных? (думают, обследуют, обосновывают) Какой формы эти камни, цвета, какая у них поверхность, какие края?

Дети: Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холодные.

Воспитатель: Эти камни привезли с моря, значит, их можно назвать… (морские). Как вы думаете, почему они такие? (Ответы.) Такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими - без единого уголка.

 А чем похожи речные и морские камни? (Твёрдые.)

Как вы думаете, камень тверже дерева? А как мы можем это проверить, (может быть какие-то предметы со стола нам помогут?) - проводится опыт – вбить гвоздь в камень и брусочек из дерева. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево, а в камень вбить невозможно.) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Ответы) Какой можно сделать вывод?

Дети. Камень тверже дерева.

Воспитатель: Интересно, а как камень и дерево будут себя вести в воде? (Перед детьми сосуд с водой, предоставляется возможность опустить дерево в воду. Затем опустить в воду камень. Что произошло? (Камень тонет, он тяжелее воды; Дерево плавает, оно легче воды.)

А теперь достанем камень из воды. Каким он стал? (Мокрым) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее.)

Как вы, думаете где ещё кроме моря и реки можно увидеть камни? (На дороге, в лесу, в аквариуме, в горах.)

Как вы считаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы - предположения) презентация слайды с дорогой, зданием…

Физминутка

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все их принесли.

В нашей коллекции есть ещё один камень

С виду неприглядный камень, 
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять, 
Надо в шахте побывать.
Этот очень нужный камень.
Отбивают молотками
Он имеет чёрный цвет, 
Всем даёт тепло и свет. (Показать уголь.)

Другая загадка:

Белый маленький комочек,

Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте,

Пишут буквы на доске. (Мел.)

Рассмотрите уголь и мел. Что вы можете сказать об угле и меле. Чем они похожи?

(Твёрдые – сжать в руке, маркие – оставляют след на руках.)

А чем они отличаются друг от друга? (Уголь блестящий, чёрный, а мел шероховатый, белый, матовый.)

Как вы считаете, уголь и мел прочные? Как проверить? (Действуют, рассказывают.)

А давайте попробуем опустить их в воду. (Слева от меня – уголь, справа от меня мел.)

Что произошло? Возьмите палочку, помешайте воду в бокалах, что вы видите?

Знаете, каменный уголь - это не простой камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь. Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Для его добычи под землей строят шахты - глубокие, темные колодцы.

Добывают уголь люди - шахтеры с помощью отбойных молотков, труд шахтеров очень тяжелый. Потом его грузят в вагонетки и специальные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен.

Для каких целей нужен человеку каменный уголь?

Он хорошо горит и дает много тепла, поэтому используется в качестве топлива на котельных, фабриках, заводах и железных дорогах. Из каменного угля получают краски и лаки. (иллюстрация)

Мел - это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей. Мел залегает глубоко под землей.

Как вы думаете, где мел используется? (Чтобы рисовать на доске, на асфальте.) Верно, но мел нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве - для известкования почв и подкормки животных, в промышленности - для производства цемента и извести, при изготовлении резины, пластмассы, для получения соды, стекла. С помощью мела сахар очищают от примесей. Очищенный мел используют при изготовлении лекарств. Мел - составная часть зубных порошков и паст. Мел идет для изготовления художественных красок, школьных мелков. (иллюстрация)

Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете, что камни можно есть? Каждый день мы употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого?

Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. (соль)

Каменная соль или по другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди употребляют в пищу. Минерал галит образует под землёй громадные залежи каменной соли. Только в России её запасы исчисляются десятками миллиардов тонн! В нашем крае есть город, который носит название соли. Кто знает этот город? (Соликамск). А как называют пермяков? Какой есть в Перми памятник с ушами? Без соли поистине нет жизни. У всех народов она символ гостеприимства, радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей.

А сейчас я предлагаю поиграть.

 Дидактическая игра с мячом «Про что я говорю».

Воспитатель называет свойство предмета, а ребенок называет предмет.

Его добывают глубоко в земле, в шахте (уголь).

Он очень крепкий, с гладкими краями, тонет в воде (морской камень).

Его применяют для изготовления зубной пасты (мел).

Без этого минерала, любая пища будет невкусной (каменная соль).

Его края неровные, сам он шероховатый, найти его можно на берегу реки (речной камень).

Им можно писать на асфальте, на школьной доске (мел).

Он белый (мел).

Он черный (уголь).

Его используют для строительства дорог (камень).

Он хорошее топливо (уголь).

Матовый и пачкает руки (мел).

Ей встречают дорогих гостей (солью).

Его основу составляют останки погибших растений (уголь).

Состоит из микроорганизмов и водорослей (мел).

Воспитатель: Сколько всего нового и интересного мы узнали сегодня, рассматривая  нашу коллекцию камней. На Земле есть много необычных и интересных камней, узнать о которых вы можете от родителей, воспитателей, старших братьев и сестёр, из познавательных книг и телепередач. Закончить наше занятие я хочу таким стихотворением:

 Е. Шендрик
Я этот камешек нашел на берегу,
Его вчера мне подарило море.
Теперь его для папы берегу, - 
На нем слова, рисунки и узоры.
Из далека сюда он прилетел,
Осколок неба, космоса посланник.
Он мне ладонь, как солнца луч согрел, - 
Чудесный камешек, межзвездный добрый странник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе для детей с речевыми нарушениями «Зима в городе» план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе для детей с  речевыми нарушениями на тему: «Зима в городе»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, проду...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие на математические острова» подготовительная группа ________________________________________

Продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и листе в клетку.Упражнять в счете в пределах 20.Уч...

Конспект занятия по плаванию в подготовительной группе на тему: " Обучение технике плавания кролем на спине". Подготовительная группа.

Изложен подробный конспект занятия с соблюдением нужной структуры, соответствующий требованиям новой ФОП. Представлены упражнения на технику, игровые упражнения и подвижная игра. В конце занятия подве...