Педагогическая диагностика как фактор повышения качества воспитательного процесса
статья

Рыбалко Татьяна Геннадьевна
В работе «Педагогическая диагностика как фактор повышения качества воспитательного процесса» педагога дополнительного образования МАУ ДО «ДТДМ» г. Магнитогорска Рыбалко Татьяны Геннадьевны представлен опыт диагностического исследования в рамках реализации дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы художественной направленности «Музыка и мы» для обучающихся 5-7 лет. В данном методическом материале представлено диагностическое исследование сферы личностного развития обучающихся в процессе воспитания и обучения по трем уровням (высокий, средний, низкий) и по следующим критериям-показателям: уровень воспитанности, уровень социальных навыков, уровень регулятивных навыков, уровень развития духовно- нравственной сферы, уровень формирования гражданско-патриотических чувств; приведена таблица применяемых диагностических методик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Педагогическая диагностика

как фактор повышения качества воспитательного процесса

                       Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных.        Человека мы создаем любовью…глубокой верой                                                                                         в достоинство и красоту человека.

(В.А. Сухомлинский)

        Согласно Закону об образовании РФ, «образование» является
базовым термином и обозначает «целенаправленный процесс воспитания и
обучения в интересах человека, общества, государства». Тем не менее, термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики
сохраняет все свои значения. И  прежде всего - как педагогический процесс
формирования личности, передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. При этом под «опытом» понимают знания, умения, навыки, способы мышления, нравственные, эстетические и правовые нормы -то есть всё духовное наследие человечества. Воспитание можно рассматривать и как направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования определённых знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической установки, подготовки к жизни в обществе.
В педагогике под целью воспитания принято понимать «конечный результат формирования личности».  С позиции дополнительного образования, воспитание- целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребёнка, его вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни; процесс целенаправленного развития способностей обучающегося, помогающих ему взаимодействовать с миром. Воспитательная деятельность педагога опирается, прежде всего, на  духовно-нравственные ценности. Таким образом, цель воспитания в системе дополнительного образования — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей.  

          В  процессе реализации образовательных программ большое значение имеют критерии воспитанности ребёнка. Воспитанность понимается как  степень соответствия личностного развития ребёнка поставленной педагогами цели, где цель выступает некоторым общим показателем, позволяющим судить о степени педагогического успеха.

        Воспитательный процесс в процессе реализации ДООП базируется на следующих педагогических принципах:

-целесообразность (наличие в качестве цели образца как социально-культурного ориентира);

-культуросообразность (соответствие процесса воспитания социально-культурным ценностям как высшим достижениям исторического развития человечества);

-системность (присутствие определённой системы организуемых влияний, их взаимозависимость);

-креативность (нацеленность на творческое, инновационное, нестандартное развитие личности).

Будьте творцами нравственных достоинств ребёнка.

             Как садовник заботливо лелеет веточку

                                      культурного сорта плодового дерева,

                                     привитого к дичку, так мы, воспитатели,

                                    должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее.

(В.А. Сухомлинский)

        Одними из приоритетных направлений воспитания в дополнительном образовании являются  духовно-нравственное и гражданско-патриотическое  воспитание. Сухомлинский В.А. писал, что «нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость-радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке».

         Духовно-нравственное  воспитание предполагает формирование гармоничной личности ребенка,  развитие её ценностно-смысловой сферы посредством сообщения ей  духовно-нравственных  и базовых общекультурных ценностей, то есть  передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных  старшими поколениями; формирование  принципов и норм в отношениях людей друг к другу, к семье, коллективу,  обществу, к труду, к своим обязанностям и к самому себе; развитие таких  доминантных качеств, как толерантность, товарищество, чувство эмпатии и справедливости, нравственная готовность к тому или иному виду деятельности, активное  доброе отношение к действительности,  уважение к людям. В.А. «Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика», - утверждал Сухомлинский В.А.

     Патриотическое воспитание рассматривается  в образовательном процессе как нравственное качество личности. Воспитание патриотизма- одна из актуальных проблем современного общества. Будущее детей должно иметь свой нравственный стержень- любовь к Родине. Патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему.

      Педагогическая наука утверждает, что наиболее благоприятные психолого-педагогические условия для воспитания нравственных качеств ребенка, в том числе  патриотизма, складываются в старшем  дошкольном  возрасте, когда активно происходит формирование основных жизненных ценностей и позиций. Опыт показывает, говорил В.А. Сухомлинский, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

     Реализация дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Музыка и мы»  художественной направленности для обучающихся 5-7 лет  предполагает проведение промежуточной  и  итоговой аттестации обучающихся, которая позволяет всем участникам образовательного процесса оценить реальную результативность образовательной деятельности, выявить уровень развития творческих способностей и личностных качеств ребенка, их соответствие прогнозируемым результатам  программы.

       Промежуточная аттестация проходит  в следующих формах: открытое занятие, отчетный концерт для родителей. Форма проведения итоговой  аттестации обучающихся — викторина, конкурс, открытое занятие, итоговое занятие, выпускной итоговый праздник. Срок проведения аттестации – май месяц.            

       В целях повышения качества образовательного процесса и отслеживания эффективности реализации программного материала, определения  реальных возможностей каждого ребенка и создания оптимальных условий для его успешного обучения, в программе применяются диагностические методики, позволяющие определить достижения обучающимися планируемых результатов,  разработаны показатели и  критерии диагностического исследования  уровней предметной и  метапредметной  компетенций, сферы личностного роста. Диагностическое исследование проходит в 2 этапа: нулевой (начальный) срез- сентябрь месяц; конечный (итоговый) срез- май месяц.

      В процессе исследования эффективности  воспитания особое значение имеет системная диагностика. Решение диагностических задач предполагает, прежде всего, выявление  критериев  воспитания и определение на их основе показателей эффективности  воспитания. Сегодня под критериями понимаются стандарты, по степени приближения  к которым дается оценка того или иного вида деятельности. Критерии выступают образцом, эталоном, выражают высокий, наиболее оптимальный уровень воспитанности, определяют степень его соответствия, приближения к идеалу.    

       Одним из приоритетных исследований  является диагностическое исследование  сферы личностного роста обучающихся. Сфера личностного развития обучающегося оценивается по 3 уровням (высокий, средний, низкий) и по  следующим   критериям:

  • уровень воспитанности
  • уровень социальных  навыков
  • уровень регулятивных навыков
  • уровень развития духовно- нравственной сферы
  • уровень формирования гражданско-патриотических чувств.

                                         Если добрые чувства не воспитаны в детстве,

                                         их никогда не воспитаешь,

                                        потому что это подлинно человеческое

                                        утверждается в душе одновременно

                                                 с познания  первых и важнейших истин.

В детстве человек должен пройти

эмоциональную школу –

школу воспитания добрых чувств.

(Сухомлинский В.А.)


      Итак, рассмотрим актуальные для нас критерии воспитания – уровень  воспитанности,  уровень сформированности   социальных навыков,  уровень регулятивных навыков; уровень развития духовно-нравственной сферы и уровень сформированности патриотических чувств.

1. Уровень воспитанности

Высокий уровень

Обучающийся принимает гуманистические ценности и ориентации. Активно формируются эстетические потребности, этические нормы,  основы коммуникативной и общей культуры. Знает и применяет правила поведения в обществе, на занятиях, нормы поведения, в том числе речевого.   Понимает значимость   безопасного и здорового образа жизни. Бережно относится к материальным и духовным ценностям: к окружающему миру, природе,  животным и растениям.  Ценит и бережет чужой труд. Прислушивается к  чужому мнению. Сформирован базовый элементарный уровень толерантности. Доброжелательный и отзывчивый, умеет сопереживать и  сочувствовать, развита эмпатия. Уважительно относится к родителям, членам семьи, к  незнакомым людям, людям преклонного  пожилого возраста.

Средний уровень

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, этических норм,  экологической культуры находится на начальном этапе. Понимает значимость   безопасного и здорового образа жизни. Не всегда бережно относится к материальным и духовным ценностям. Не всегда уважительно относится к чужому труду, к чужому мнению. Бывает  доброжелательным и отзывчивым.

Низкий уровень

Не знаком  с этическими и эстетическими нормами, основами экологической культуры. Нарушает правила поведения на занятиях, правила безопасности жизнедеятельности.  Конфликтен.

2. Уровень социальных навыков

Высокий уровень

Активно формируется система ценностных отношений к себе и другим участникам образовательного процесса. Умеет ориентироваться в ценностно- смысловых и социальных ролях, межличностных отношениях. Активно осваивает нормы социального взаимодействия. Проявляет такие социальные навыки, как ответственность, способность уважать сверстников и взрослых, сотрудничать, разрешать конфликты. Понимает ценность социально значимого труда, владеет трудовыми навыками. Готов к самостоятельным действиям. Ответственно относится к собственным поступкам, к порученным делам и заданиям.   Развиты навыки социальной активности  как  в детском объединении, так и вне образовательного учреждения.

Средний уровень

Постепенно  осваивает нормы социального взаимодействия. Не всегда проявляет такие социальные навыки, как ответственность, способность уважать сверстников и взрослых, сотрудничать, разрешать конфликты. Часто не  готов к самостоятельным действиям. Не всегда может объяснить собственные поступки.

Низкий уровень

Не желает   осваивать  нормы социального взаимодействия. Не умеет проявлять такие социальные навыки, как ответственность, способность уважать сверстников и взрослых, сотрудничать, разрешать конфликты.  Не  готов к самостоятельным действиям. Не может объяснить собственные поступки. Конфликтен.

3. Регулятивные навыки

Высокий уровень

Умеет управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать поведение в соответствии с ситуацией. Активно формируются навыки сотрудничества со сверстниками  и взрослыми в различных социальных ситуациях. Инициативный  и самостоятельный. Умеет адекватно оценивать результаты своей деятельности, формулировать их в устной форме. В достаточной степени присутствует волевая саморегуляция, самоконтроль и самооценка.

Средний уровень

Не всегда  управляет своей деятельностью, контролирует  и корректирует  поведение в соответствии с ситуацией. Имеет навыки сотрудничества со сверстниками  и взрослыми в различных социальных ситуациях, но  применяет не часто.  Не всегда организован и сосредоточен. Бывает не внимателен. Умеет  оценивать результаты своей деятельности, формулировать их в устной форме. Присутствует волевая саморегуляция, самоконтроль и самооценка.

Низкий уровень

Не умеет  управлять своей деятельностью, контролировать  и корректировать поведение в соответствии с ситуацией. Имеет  незначительные навыки сотрудничества со сверстниками  и взрослыми в различных социальных ситуациях.  Не организован.  Не  контролирует свое поведение.

4. Уровень развития  духовно- нравственной сферы

Высокий уровень

Имеет  представления о ценностях и понимание нравственных норм. Проявляет эмоциональное отношение  к тем или иным жизненным ситуациям,  значимых с точки зрения нравственности. Присутствует устойчивость в соблюдении норм и правил поведения в обществе.  Умеет  рассуждать, анализировать  и делать выводы  о предполагаемом поведении в ситуациях нравственного выбора и реального поведения, которое социально одобряемо и приемлемо. Умеет  видеть радость и неудачи другого и реагировать на них активными эмоциональными реакциями, самостоятельно отбирать и применять различные способы сопереживания и сочувствия по отношению к другому человеку, независимо от предпочтений и симпатий. Знает народные праздники, традиции,  игрушки, предметы быта.  Присутствует уважение и интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору; есть стремление к их творческому освоению и сохранению. Проявляет интерес к художественному творчеству,   детской литературе,  музыке; с удовольствием посещает  с педагогом или родителями спектакли, концерты, выставки.

Средний уровень

Имеет  некоторые представления о ценностях и понимание нравственных норм. Не всегда проявляет эмоциональное отношение  к тем или иным жизненным ситуациям,  значимых с точки зрения нравственности. Не всегда умеет  рассуждать, анализировать  и делать выводы  о предполагаемом поведении в ситуациях нравственного выбора и реального поведения, которое социально одобряемо и приемлемо. Иногда  видит радость и неудачи другого и не всегда  реагирует на них активными эмоциональными реакциями. Способы сопереживания и сочувствия однообразны и чаще всего подражательны, поведение ситуативно и избирательно. Знает немногие народные праздники, традиции,игрушки, предметы быта.  Присутствует незначительный  интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору; иногда есть стремление к их творческому освоению и сохранению. Не проявляет особый  интерес к художественному творчеству,   детской литературе,  музыке;  не всегда с желанием  посещает  с педагогом или родителями спектакли, концерты, выставки.

Низкий уровень

Отсутствуют  представления о ценностях и понимание нравственных норм. Оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.  Не имеет четких нравственных ориентиров, неправильно объясняет поступки. Отношение к нравственным нормам неустойчивое, эмоциональные реакции  неадекватны или отсутствуют. Не замечает эмоций сверстника, его эмоциональные реакции носят пассивный характер; эпизодически и фрагментарно встречаются отдельные элементы проявления  сопереживания и сочувствия к сверстнику. Не проявляет эмпатию по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым. Не реагирует на успех и неудачи других (равнодушен или реагирует неадекватно - завидует успеху другого, радуется его неудаче).

5. Уровень формирования гражданско-патриотических чувств

       Уровни

                                                  Критерии

Знания в области базовых понятий: страна, город, семья      

 (когнитивный компонент)

Патриотические чувства (эмоционально- мотивационный компонент)

Патриотическая деятельность (поведенческий компонент).

Высокий уровень

Обладает в полном объеме (для данного возраста) знаниями   и понятиями:  Родина и Малая Родина,  страна Россия, столица государства, государственная символика, флаг, герб, гимн, патриот. Знает и узнает флаг, герб, гимн России, герб города. Знает историю своей семьи, имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках знает ключевые события в истории России, важнейшие события из истории родного края, родного города.

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, главные улицы, площади города.

Ребенок осознает  себя  гражданином своей страны, уважительно и  с гордостью относится к ее символике (флагу, гербу, гимну).  

Активно формируются патриотические чувства (интересы, желания), начальные  мотивы патриотической деятельности; достаточно полно  развиты патриотические  чувства к семье, родине; присутствует  эмоциональная оценка  своей общественно-полезной,  образовательной и творческой деятельности;  умеет

заботиться об окружающей природе,  о близких людях, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками; эмоционально отзывчив.

Присутствуют  элементы патриотической деятельность: ребенок активно выступает  в качестве исполнителя  доступных видов деятельности, организованных и регулируемых взрослыми.

Знает различные в соответствии с возрастом  формы проявления патриотизма,  умеет анализировать свои чувства, мотивы деятельности, оценивать свои и чужие поступки с точки зрения общепринятых норм.  

Средний уровень

Обладает некоторыми   знаниями   и понятиями:  Родина и Малая Родина,  страна Россия, столица государства, государственная символика. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Не всегда определяет  и узнает флаг, герб, гимн России, герб города. Затрудняется  рассказать  историю своей семьи, имеет недостаточное представление  о членах семьи и ближайших родственниках; с помощью педагога называет ключевые события в истории России, важнейшие события из истории родного края, родного города. Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес. С помощью взрослого  называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, главные улицы и  площади.

Ребенок  уважительно  относится к государственной  символике (флагу, гербу, гимну);  формируются патриотические чувства к семье, родине;  иногда присутствует  эмоциональная оценка  своей общественно-полезной,  образовательной и творческой деятельности; совместно с педагогом  умеет

заботиться об окружающей природе,  о близких людях, не всегда проявляет дружелюбие и  считается с интересами товарищей, не всегда  умеет договориться со сверстниками;  иногда  эмоционально отзывчив.

Не всегда присутствуют  элементы патриотической деятельность: ребенок  периодически  выступает  в качестве исполнителя  доступных видов деятельности, организованных и регулируемых взрослыми.

Присутствуют  некоторые

первоначальные умения анализировать свои чувства, мотивы деятельности, иногда может оценивать свои и чужие поступки с точки зрения общепринятых норм.

Низкий уровень

Не знает  сущность  понятий:  Родина и Малая Родина,  страна Россия, столица государства, государственная символика,  но  узнает флаг, герб России. Затрудняется  рассказать  историю своей семьи, не знает информацию о членах семьи и ближайших родственниках; не знает ключевые события в истории России, важнейшие события из истории родного края, родного города.

Знает свое имя, фамилию, затрудняется назвать  свой город,  свой адрес. Плохо знает город, главные улицы и площади.

Патриотические чувства не сформированы;  отсутствует  эмоциональная оценка  своей общественно-полезной,  образовательной и творческой деятельности; нет умения анализировать свои чувства, мотивы деятельности, не может оценивать свои и чужие поступки с точки зрения общепринятых норм;  не знает , как  

заботиться об окружающей природе,  о близких людях, не проявляет дружелюбие и не считается с интересами товарищей, не всегда  умеет договориться со сверстниками;    эмоционально не отзывчив.

Не готов к  патриотической деятельности; нет  

первоначальных умений анализировать свои чувства, мотивы деятельности, не может оценивать свои и чужие поступки с точки зрения общепринятых норм.

      Методы и формы диагностического исследования, применяемые в процессе реализации Программы: наблюдение, беседа, творческие и практические задания, тест, опрос, викторина.

      Методики, применяемые в процессе диагностического исследования:

№ п/п

Автор

Название методики// методического продукта

1.

Р.Р.Калинина

«Закончи историю»

2.

Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина,

И. А. Каплунович

«Беседа»

3.

Р.Немов

«Какой Я?»

4.

Г. Матвеева, И. Выбойщик

«Сюжетные картинки

5.

Н. Е. Богуславская

«Незаконченные предложения или Мое отношение к людям»

6.

В.Г. Маралов

«Методика оценки терпимого отношения детей»

7.

М.Т. Бурке-Бельтран

«Проигрышная лотерея

8.

А.О. Ястребцова

«Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников»

9.

М.Ю. Новицкая,

С.Ю. Афанасьева,

Н.А. Виноградова,

Н.В. Микляева

«Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

     

       Таким образом, говоря об актуальности использования приемов педагогической диагностики в воспитательном процессе с обучающимися и в целом о воспитательном процессе в дополнительном образовании,   трудно не согласиться  с  мыслями В.А. Сухомлинского, классика советской педагогики, педагога- новатора, создателя педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования: «Нет детей неспособных, трудных, злых, — есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества образовательного процесса при сохранении физического и психического здоровья детей.

Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества ОП при сохранении физического и психического здоровья детей....

Сертификация педагогических кадров как фактор повышения качества образования в ДОУ

В статье делюсь опытом прохождения процедуры сертификации сотрудниками нашего ДОУ....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

На ранних ступенях жизни ребенка семья олицетворяет собой мир явлений и объектов, обозначенный термином «социально-бытовая сфера», которая начинается в семье возле матери, отца и других ро...

Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями как важный фактор повышения качества образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, обр...

Доклад на августовской педагогической конференции «Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО»

  Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требован...