Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одной из главных задач современного общества является задача сохранения окружающей среды.
В работе с детьми по экологическому воспитанию на занятиях по изобразительной деятельности нами была поставлена
цель: создание мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей с помощью изобразительного искусства.
Задачи:
• Формирование общей экологической культуры;
• Развитие эстетической направленности, умение видеть и понимать красоту природного мира;
• Развитие эмоционально-волевой сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей;
• Воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.
Воспитывая у детей любовь к природе, надо показать каждое время года со стороны его ярких и выразительных проявлений и особенностей. Важно научить ребенка с ранних лет видеть красоту природы в разное время года: научить видеть общий колорит – зелено-голубое лето, с пестрым ковром цветов, яркую золотисто- желтую осень, нежно-белую зиму и прозрачную зелень весны.
Актуальность данной тематики также обусловлена тем, что экологическое воспитание - составная часть эстетического воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Мы считаем, рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение самостоятельно создавать красивое.
В процессе работы по теме используем такие ведущие методы как:
- словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях);
- наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого) ;
- практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе) .
В своей работе мы используем следующие направления по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности:
— закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;
— иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) — как изданных, так и собственных;
— оказание помощи в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;
—проведение открытых занятий;
— участие в выставках рисунков;
— подбор художественных произведений;
— использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).
Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Что в первую очередь рисует малыш, как только сможет держать в руке карандаш? Солнышко, дождик, травку, Для того чтобы что-то нарисовать, нужно рассмотреть. Многие отмечают, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свои чувства, впечатление с помощью самых разных техник.
Экологическое воспитание подразумевает бережное отношение и любовь к природе. Но любить можно только то, что знаешь и понимаешь. Научить или заставить любить невозможно, но если помогать ребенку увидеть необычное в обычном, обращать его внимание на красоту листьев, цветов, необычную форму ветки, вместе любоваться небом, облаками, у ребенка появляется желание перенести свои наблюдения на лист бумаги.
На занятиях по изобразительной деятельности мы не руководствуемся принципом «делай, как я», а формируем в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать свою палитру изобразительно-выразительных средств, создавать предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи.
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира . Изобразительное искусство дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.
Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников.
Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих работах большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. С детства, научившись понимать природу, ценить ее, ребенок, будучи взрослым, сможет испытать на себе ее благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по экологическому воспитанию дошкольников средствами изобразительной деятельности
Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/08/picture-267433-1607452295.jpg)
Экологическое воспитание дошкольников средствами экспериментальной деятельности.
Мы живем в такое время, когда экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/04/picture-981913-1512400766.jpg)
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-746508-1454235724.jpg)
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»
Общение детей с природой, организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэт...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-182545-1513514896.jpg)
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности....
Эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности.
Эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности. Приступая реализации приоритетного направления «Воспитательные практики в дошкольном образовании» исходя ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/18/picture-1506478-1705597979.jpg)
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
создание мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы...