Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»
консультация на тему
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»
1. Экологическое воспитание дошкольников.
2. Формирование начал экологической культуры.
3. Роль изобразительной деятельности в экологическом
воспитании дошкольников.
1. Экологическое воспитание дошкольников.
Экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения.
Самые маленькие жители Земли – дети, они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей и т. д.), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей – нового направления дошкольной педагогики. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.
Дошкольное детство – начальный этап становления личности человека. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Дети среднего дошкольного возраста сензитивны к разным видам предметной деятельности, и в первую очередь к игровой деятельности. В дошкольном возрасте идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети 4-5 лет любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь, если она простая и ясная, опирается на их опыт и знакомые образы. У детей 4-5 лет еще преобладают сказочно-игрушечные представления о животных, природе. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворного влияния на личность ребенка, но, сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, мы помогаем детям обрести реалистические представления об окружающем мире.
2. Формирование начал экологической культуры
Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний экологической культуры ребенок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на формирование начал экологической культуры ребенка определяется отношением ее членов к окружающей природе, общей культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива, условиями воспитания.
Наиболее характерные для дошкольников элементы
экологического сознания:
1. Потребность в общении с природой.
2. Эстетические и этические чувства.
Еще одно условие воспитания экокультуры – необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.
Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры.
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей. Исходя из своего опыта работы по экологическому воспитанию, я выработала несколько правил для себя:
- это медленная и выразительная речь, многократное повторение одного и того же, подкрепление слова образом предмета, действием;
- частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
- использование приемов, вызывающих положительные эмоции детей;
- частые похвалы в адрес ребенка.
3. Роль изобразительной деятельности в экологическом воспитании дошкольников.
Ребенок – художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир, реализуя основной методический принцип программы – одухотворение природных явлений.
На каждом занятии по изобразительной деятельности
решаются следующие задачи:
1. Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.
2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).
3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».
4. Сообщение с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.
Осуществляя эту воспитательную задачу, необходимо развивать и формировать в детях:
- Умение одухотворять «живую» и «неживую» природу;
- Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения (вставать на место другого, быть в чьей-то роли);
- Готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых существ («букашек-таракашек», птиц, зверей, цветов, трав и т. п, сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения (занесенных в Красную книгу) видам растений и животных;
- Стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;
- Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;
- Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);
- Готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т. п.
Мы знаем, что для осуществления творческого процесса ребенок использует различные виды художественной деятельности:
- Изобразительной (работа с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной, углем, тушью, пером, палочкой, фломастерами и др.);
- Конструктивной (работа с пластилином, глиной, соленым тестом, белой и цветной бумагой, природными материалами и т. п.);
- Декоративной (создание и украшение предметов декоративно-прикладного значения или их эскизов).
Заключение
Итак, из вышесказанного становится понятным, что лейтмотивом экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование отношений к окружающей среде. Ведь природа – это самое удивительное из того, что нас окружает. Шаг за шагом нам с детьми предстоит открывать это удивительное.
Продолжая работу по экологическому воспитанию необходимо решать следующие задачи:
1. Закреплять полученные навыки по формированию у ребенка позиции созидателя, исследователя, помощника, друга представителя животного и растительного мира.
2. Создать в группе, в детском саду условия для жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира позволило стать Человеком.
3. Усилить работу с родителями по экологическому воспитанию.
За время работы в детском саде я убедилась, что через разные виды деятельности можно закладывать основы экологического воспитания.
Развивая детское творчество средствами отражения детьми объектов и явлений природы в изобразительной деятельности, дети получают не только знания о мире природе, живых существах, населяющих мир и растениях, но и начинают смотреть на этот мир другими глазами и это вызывает у них любовь к природе и желание беречь ту красоту, которую они видят и могут создавать своими силами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по экологическому воспитанию дошкольников средствами изобразительной деятельности
Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/08/picture-954941-1512758628.jpg)
Консультация для воспитателей Экологическое воспитание дошкольников средствами ТРИЗ.
Консультация для воспитателей Экологическое воспитание дошкольников средствами ТРИЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/25/picture-785796-1461609359.jpg)
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора»
Экологическое воспитание дошкольников стало одним из направлений формирования гармонично развитой личности. Осуществляемое средствами народной педагогики, экологическое воспитание определяет следующие...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-746508-1454235724.jpg)
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»
Общение детей с природой, организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэт...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-746508-1454235724.jpg)
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами экспериментальной деятельности»
Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают де...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/18/picture-1506478-1705597979.jpg)
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
создание мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы...