Эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности.
методическая разработка (подготовительная группа)
Эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности.
Приступая реализации приоритетного направления «Воспитательные практики в дошкольном образовании» исходя из Уклада ДОО и воспитывающей среды ДОО мы определили для себя тему «Эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности».
В современной педагогике и воспитании детей особую важность имеет этико-эстетическое воспитание дошкольников, призванное создать все предпосылки для формирования развитой и гармоничной личности.
Актуальность
В «Федеральном законе от 31 июля 2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» обозначена актуальность проблемы воспитания детей. Этико-эстетического воспитание является важной составляющей гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития ребенка, позволяет ему оценить окружающую действительность, выделять прекрасное в окружающем нас мире, влияет на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира, оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных этических понятий и оценок.
Цель– становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта, развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.
Развитие способностей детей к восприятию, пониманию прекрасного в природе, жизни и искусстве, поддержка стремления к созданию прекрасного.
Задачи по этико-эстетическому воспитанию в соответствии с рабочей программой воспитания
1. формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2. воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;
3. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4. воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;
5. развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;
6. формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.
Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:
Формирование эмоционально - нравственные и эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения дошкольников, знакомить с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются. Учить соотносить настроение образов, выраженных разными видами искусств.
Подведение детей к пониманию ценности искусства, художественной деятельности, музея и поддержка проявлений ценностного отношения к национальному и мировому культурному наследию.
Стимулирование самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру, к разным объектам искусства, природы, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям.
Создание условий для освоения детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности.
Развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей как основы для освоения мира искусства и собственного творчества.
Направления деятельности по эстетическому воспитанию:
– выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
– уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОУ;
– организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
– формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова;
– реализацию вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
Свою работу мы начали с изучения нормативной-правовой документации:
1. Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1, п.4;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155;
5. Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р;
7. Примерная рабочая программа воспитания, одобрена решением федерального 5 учебно-методического объединения по общему образованию от 02 июня 2020г.
Также изучили методическую литературу…
Посетили вебинары ГМЦ «Рабочая программа воспитания как компонент основной образовательной программы дошкольного образования», «Рабочая программа воспитания: трудовое направление», «Рабочая программа воспитания: познавательное направление», «Рабочая программа воспитания: патриотическое направление».
Одним из важных условий реализации системы этико-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды,
основываясь на рабочую программу воспитания нашей школы мы создаем эстетическую среду в детском саду, которая способствует обогащению внутреннего мира воспитанников, формированию чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта. В нашем детском саду формирование эстетического интереса начинается уже с момента как воспитанники с родителями зашли в калитку детского сада, во дворе расположена избушка бабы Яги, с обустроенным двором и бытом.
Все рекреации, начиная с первого этажа оформлены как сменяемыми экспозициями, которые мы разрабатываем по календарному плану воспитательной работы, так и постоянными тематическими выставками и уголками активности.
В холле 1 этажа, расположена библиотека, где проводят воспитательные события и образовательную деятельность, также дети могут брать книги в группу и домой для чтения с родителями. А по соседству с библиотекой у нас разместился музей часов «Тик-так».
Лестничные проемы мы оформили звучащими предметами. у нас стали импровизированными музыкальными инструментами. И там же у нас разместился уголок любителей шашек.
На втором этаже разместился мини-музей русских народных промыслов, а также мы использовали архитектуру нашего здания и сделали экспозицию «Круглый год»
Есть в нашем детском саду оркестровая яма, там мы проводим не только музыкальные занятия, но и ….
Не менее активно используем ресурсы и своих групповых комнат, начиная с раздевалок, где и начинается работа с родителями, ведь помимо общения в интернет-пространствах, мы не забываем и про традиционный аспект и оформляем и консультации и папки-передвижки, также дети имеют возможность самостоятельно оформить для родителей выставки своих работ.
В группах развивающая среда изменяется в зависимости от темы недели и предстоящих праздников, меняется и сезонное оформление интерьера групп.
Дети часто самостоятельно организуют выставки, принося экспонаты из дома или создавая их собственными силами
Свою работу по этико-эстетическому воспитанию мы начали с изучения дефицитов, провели анкетирование среди родителей.
На основании результатов опроса выделили направления работы с родителями. Провели он-лайн мастер-классы, консультации.
Следующим этапом работы по этико-эстетическому воспитанию является организация образовательного процесса.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие строится в трех направлениях:
организованная деятельность;
совместная деятельность педагогов и детей;
самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Знания, полученные в продуктивной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием рисуют, музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Опираясь на календарный план воспитательной работы мы спроектировали цикл воспитательных событий отражающий особенности уклада детского сада и взаимодействие с субъектами воспитательно-образовательного процесса, в нашем случае это музеей-усадьбай «Остафьево-«Русский Парнас».
Близкое расположение музея-усадьбы дает возможность любоваться красотой природы парка в разные времена года, а также следить за изменениями в природе, рассматривать и обращать внимание на красоту природы Родного Края, малой Родины, замечать природные явления, таких как: закат, иней, яркое зимнее морозное небо, заснеженные деревья. Ведь именно с этого начинается эстетическое развитие детей.
Свое знакомство с музеем мы начали с бесед. Благодаря ИКТ оснащению групп у ребят была возможность побывать на интерактивных экскурсиях.
На детей произвело огромное впечатление погружение в атмосферу 19 века, поэтому следующим нашим шагом было организация музыкальной гостиной.
Также в группах организовали выставки картин из домашних коллекций воспитанников. Дети с большим удовольствием рассказали о семейных реликвиях.
После у нас прошел запрос от детей, они предложили сходить на экскурсию в расположенный рядом музей-усадьбу «Остафьево - «Русский Парнас». Воспитанники посетили картинную галерею и мастер-класс…
Промежуточный итог нашего сотрудничества с музеем-усадьбой «Остафьево-«Русский Парнас» и детского сада это организация филиала картинной галлереи.
Планы:
- Участие в выставке картин в музее-усадьбе «Остафьево-«Русский парнас»
- Принять участие в городском конкурсе «Мир дому твоему» 2021-2022
- Посетить Третьяковскую галерею.
- Организовать театральную студию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_mo.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности.
Приступая реализации приоритетного направления «Воспитательные практики в дошкольном образовании» исходя из Уклада ДОО и воспитывающей среды ДОО мы определили для себя тему «Эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности».
В современной педагогике и воспитании детей особую важность имеет этико-эстетическое воспитание дошкольников, призванное создать все предпосылки для формирования развитой и гармоничной личности.
Актуальность
В «Федеральном законе от 31 июля 2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» обозначена актуальность проблемы воспитания детей. Этико-эстетического воспитание является важной составляющей гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития ребенка, позволяет ему оценить окружающую действительность, выделять прекрасное в окружающем нас мире, влияет на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира, оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных этических понятий и оценок.
Цель– становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта, развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.
Развитие способностей детей к восприятию, пониманию прекрасного в природе, жизни и искусстве, поддержка стремления к созданию прекрасного.
Задачи по этико-эстетическому воспитанию в соответствии с рабочей программой воспитания
1. формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2. воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;
3. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4. воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;
5. развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;
6. формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.
Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:
Формирование эмоционально - нравственные и эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения дошкольников, знакомить с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются. Учить соотносить настроение образов, выраженных разными видами искусств.
Подведение детей к пониманию ценности искусства, художественной деятельности, музея и поддержка проявлений ценностного отношения к национальному и мировому культурному наследию.
Стимулирование самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру, к разным объектам искусства, природы, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям.
Создание условий для освоения детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности.
Развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей как основы для освоения мира искусства и собственного творчества.
Направления деятельности по эстетическому воспитанию:
– выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
– уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОУ;
– организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
– формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова;
– реализацию вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
Свою работу мы начали с изучения нормативной-правовой документации:
1. Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1, п.4;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155;
5. Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р;
7. Примерная рабочая программа воспитания, одобрена решением федерального 5 учебно-методического объединения по общему образованию от 02 июня 2020г.
Также изучили методическую литературу…
Посетили вебинары ГМЦ «Рабочая программа воспитания как компонент основной образовательной программы дошкольного образования», «Рабочая программа воспитания: трудовое направление», «Рабочая программа воспитания: познавательное направление», «Рабочая программа воспитания: патриотическое направление».
Одним из важных условий реализации системы этико-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды,
основываясь на рабочую программу воспитания нашей школы мы создаем эстетическую среду в детском саду, которая способствует обогащению внутреннего мира воспитанников, формированию чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта. В нашем детском саду формирование эстетического интереса начинается уже с момента как воспитанники с родителями зашли в калитку детского сада, во дворе расположена избушка бабы Яги, с обустроенным двором и бытом.
Все рекреации, начиная с первого этажа оформлены как сменяемыми экспозициями, которые мы разрабатываем по календарному плану воспитательной работы, так и постоянными тематическими выставками и уголками активности.
В холле 1 этажа, расположена библиотека, где проводят воспитательные события и образовательную деятельность, также дети могут брать книги в группу и домой для чтения с родителями. А по соседству с библиотекой у нас разместился музей часов «Тик-так».
Лестничные проемы мы оформили звучащими предметами. у нас стали импровизированными музыкальными инструментами. И там же у нас разместился уголок любителей шашек.
На втором этаже разместился мини-музей русских народных промыслов, а также мы использовали архитектуру нашего здания и сделали экспозицию «Круглый год»
Есть в нашем детском саду оркестровая яма, там мы проводим не только музыкальные занятия, но и ….
Не менее активно используем ресурсы и своих групповых комнат, начиная с раздевалок, где и начинается работа с родителями, ведь помимо общения в интернет-пространствах, мы не забываем и про традиционный аспект и оформляем и консультации и папки-передвижки, также дети имеют возможность самостоятельно оформить для родителей выставки своих работ.
В группах развивающая среда изменяется в зависимости от темы недели и предстоящих праздников, меняется и сезонное оформление интерьера групп.
Дети часто самостоятельно организуют выставки, принося экспонаты из дома или создавая их собственными силами
Свою работу по этико-эстетическому воспитанию мы начали с изучения дефицитов, провели анкетирование среди родителей.
На основании результатов опроса выделили направления работы с родителями. Провели он-лайн мастер-классы, консультации.
Следующим этапом работы по этико-эстетическому воспитанию является организация образовательного процесса.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие строится в трех направлениях:
организованная деятельность;
совместная деятельность педагогов и детей;
самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Знания, полученные в продуктивной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием рисуют, музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Опираясь на календарный план воспитательной работы мы спроектировали цикл воспитательных событий отражающий особенности уклада детского сада и взаимодействие с субъектами воспитательно-образовательного процесса, в нашем случае это музеей-усадьбай «Остафьево-«Русский Парнас».
Близкое расположение музея-усадьбы дает возможность любоваться красотой природы парка в разные времена года, а также следить за изменениями в природе, рассматривать и обращать внимание на красоту природы Родного Края, малой Родины, замечать природные явления, таких как: закат, иней, яркое зимнее морозное небо, заснеженные деревья. Ведь именно с этого начинается эстетическое развитие детей.
Свое знакомство с музеем мы начали с бесед. Благодаря ИКТ оснащению групп у ребят была возможность побывать на интерактивных экскурсиях.
На детей произвело огромное впечатление погружение в атмосферу 19 века, поэтому следующим нашим шагом было организация музыкальной гостиной.
Также в группах организовали выставки картин из домашних коллекций воспитанников. Дети с большим удовольствием рассказали о семейных реликвиях.
После у нас прошел запрос от детей, они предложили сходить на экскурсию в расположенный рядом музей-усадьбу «Остафьево - «Русский Парнас». Воспитанники посетили картинную галерею и мастер-класс…
Промежуточный итог нашего сотрудничества с музеем-усадьбой «Остафьево-«Русский Парнас» и детского сада это организация филиала картинной галлереи.
Планы:
- Участие в выставке картин в музее-усадьбе «Остафьево-«Русский парнас»
- Принять участие в городском конкурсе «Мир дому твоему» 2021-2022
- Посетить Третьяковскую галерею.
- Организовать театральную студию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности»
Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых ...
Презентация по экологическому воспитанию дошкольников средствами изобразительной деятельности
Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающе...
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»...
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»
Общение детей с природой, организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэт...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности....
Презентация "Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности
Методическое сопровождение педагогов и воспитателей...