Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности.
статья (подготовительная группа)

Белая Анна Борисовна

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших

проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Я стремлюсь, чтобы мои воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.

Понимая уникальность дошкольного возраста – периода чистоты восприятия, открытости ко всему светлому и доброму, я интегрирую духовно – нравственный компонент во все виды детской деятельности, широко пользуюсь средствами изобразительной деятельности. Очень важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно здоровую атмосферу для развития и воспитания в семье, детском саду, обществе.

Цель моей работы - воспитать в детях духовно-нравственное начало в обстановке доброжелательности, взаимопонимания, верности традициям России.

Не вызывает сомнения, как велико духовное наследие нашего народа – великолепные полотна русских художников, светлые лики икон, памятники архитектуры и заповедные места России, христианские праздники и традиции. Очевидно, что без духовности мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение. Сегодня мы возвращаемся к вечным истинам. Благодаря восприятию прекрасного в окружающем мире, в искусстве человек открывает прекрасное в себе, однако важно научить ребёнка не только видеть, но и воспринимать духовные ценности.  Поэтому сегодня педагогам и родителям необходимо обратить особое внимание на формирование духовных, эстетических чувств и творческих способностей дошкольников, развитие фантазии, воображения, самостоятельной деятельности.

ФГОС ДО определяет художественно-эстетическое развитие как важнейшее средство формирования отношения к действительности, нравственного и умственного воспитания, формирования всесторонне развитой, творческой, самостоятельной, свободной, духовно богатой личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества.

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

В художественно-творческой деятельности дошкольников обратила внимание на то, что многие темы воспринимаются детьми поверхностно и недостаточно захватывают их эмоционально-личностную тему. В итоге дети не имеют возможности проявить самостоятельность, фантазию, не имеют права выбора, поэтому демонстрируют нам одинаковые, лишённые какой-либо индивидуальности работы.

Поэтому, работая над проблемой духовно-нравственного воспитания детей средствами изобразительной деятельности, в своей работе я применяю нетрадиционные техники рисования. Выбор этот неслучаен. Название говорит само за себя: здесь присутствует элемент необычности, что позволяет ребёнку отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызывает у него интерес, затрагивающий эмоционально-личностные переживания, помогает творить.

В процессе восприятия художественных произведений, рассматривания картин, иллюстраций ребенок учится судить о переживаниях людей по внешним проявлениям, по мимике, позе, жестам людей. Дети не остаются сторонними наблюдателями, а отзываются радостью на радость, сочувствуют огорчению другого человека, а если необходимо, помогают ему.

Ребенок переносит в рисунок свои оценки явлений окружающей жизни; поведение персонажей рисунка определяется представлениями, потребностями и идеалами ребенка. Рисунок представляет собой новую, воображаемую жизнь, которая создается в процессе изобразительного творчества ребенка. Эту жизнь ребенок не только создает, но и сам в ней участвует. Самореализация детей в художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник рисования неразрывно связана с обогащением духовного опыта ребёнка, развитием его личностных качеств, творческого мышления, воображения и способности к самовыражению.

В ходе работы по духовно-нравственному воспитанию решаю следующие задачи:

- развитие художественного вкуса, эмоционально-образного восприятия художественных произведений литературы и искусства, окружающего мира;

- знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования;

- развитие познавательных способности детей, творческой активности и художественной продуктивности на основе духовности;

- формирование наглядно-образного мышления, творческих способностей, основ творческой самостоятельности, навыков взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- воспитание любви и интереса к искусству и культуре своего народа, уважения к труду и бережного отношения к результатам своего труда и труда других людей;

- совершенствование конструктивного взаимодействие с семьей для обеспечения духовно-нравственного и творческого развития ребёнка.

Для активизации творческого потенциала детей и реализации работы по духовно-нравственному воспитанию использую следующие методы и приемы:

- наглядно-действенный (во время чтения художественной литературы, наблюдений, показа сказок (педагогом, детьми), рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях, проведения дидактических и музыкально-дидактических игр);

- словесно-образный (в процессе чтения и обыгрывания литературных произведений, бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов, чтение сказок и стихотворений с последующей драматизацией, ответов на вопросы, проведения разнообразных игр, загадывания загадок, рассматривания наглядного материала, рассказов детей по иллюстрациям, моделирования сказок, разбора житейских ситуаций, рассказов детей о своих впечатлениях, проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров);

- практический (организация художественно-продуктивной деятельности, проведение игр, организация постановок сказок, литературных произведений, проведении конкурсов, викторин, экскурсий различной направленности; организация образовательной и досуговой деятельности с родителями; изготовление с детьми наглядных пособий;).

Изучение различных развивающих, обучающих методик: изобразительных, литературных, интеллектуально – игровых   помогло мне создать ряд творческих разработок по определенным темам:

- «Красота русской природы» - дают детям сведения о том, что такое природа, что она нуждается в нашей заботе и внимании, рассказать детям что мы можем сделать для того чтобы сохранить природу. Воспитывают у детей желание сохранять и оберегать родные места.

- «Православные храмы» - это привлечение внимания детей к разнообразию окружающего мира, к разнообразию красот: рукотворной и нерукотворной. Они знакомят детей с красотой православных храмов, с особенностями церковной архитектуры, искусством строительства. Рассматривание различных пейзажей русской живописи с храмами, анализ особенностей конструкций храмов способствуют разнообразному изображению детьми архитектурных эскизов и лирических пейзажей с храмами.

- «Праздники радости» - знакомство с православными праздниками, отражение в рисунке красоты народных традиций, обычаев православных праздников.

- «Духовная красота материнства» - занятия подводят детей к пониманию и чтению икон Божьей Матери - высшего идеала материнства, дети рисуют портреты собственных мам, вкладывая в них свою любовь и уважение.

- «Православная икона» - занятия знакомят детей с иконографией, с особенностями декора в оформлении окладов икон, с житием святых – иконописцев, позволяют усвоить язык иконы, свидетельствующей о священном событии.

- «Наши меньшие братья» - воспитывают у детей чувство гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков.

Работа по духовно – нравственному воспитанию детей средствами изобразительной деятельности способствовала творческому росту детей. Благодаря этому дети стали неоднократными победителями районных, и межмуниципальных конкурсов.  Кроме этого, данная работа способствовала установлению духовной, творческой атмосферы в группе, развитию духовности и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям. У родителей сформировалось понимание, что семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовно - нравственные ценности, являясь примером в стремлении к духовному росту, духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, Отечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по экологическому воспитанию дошкольников средствами изобразительной деятельности

Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающе...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства

Развитие духовно-нравственного воспитания детей через изобразительную деятельность...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»

Общение детей с природой, организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэт...

Эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности.

Эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности. Приступая реализации приоритетного направления «Воспитательные практики в дошкольном образовании» исходя ...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

создание мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы...