Использование мнемотаблиц
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
1 слайд
В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. Они отлично пользуются смартфонами, планшетами, компьютерами. Но при этом такое количество информации сложно удержать, поэтому нарушается внимательность. Не получается сосредоточится на одном деле.
Надо помнить, что в школе ребенку потребуется хорошая память. Она облегчит обучение ребенка.
В настоящее время воспитатель сталкивается с определенными проблемами:
- Маленький словарный запас;
- Неумение согласовывать слова в предложении;
- Нарушение звукопроизношения;
- Плохое развитие связной речи;
- Несформированность психических процессов.
Их решению и помогает мнемотехника.
2 слайд
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он усвоит их на лету», - говорил К.Д.Ушинский.
Актуальность мнемотехники для дошкольников состоит в том, что в этом возрасте преобладает наглядно-образная память, запоминание носит произвольный характер.
Слова «мнемоника», «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Происходят от греч. «мнемоникон» по имени древнегреческой богини Мнемозины – матери 9 муз. Обозначает - искусство запоминания.
На запоминании я и хочу остановиться и рассказать подробнее о методе, который помогает запоминать информацию и тренирует память. Этот метод называют мнемотехника.
Мнемотехника – совокупность методов и приемов, направленных на тренировку памяти , речи, мышления, помогают быстрее запоминать информацию путем образования ассоциаций на основе визуального, аудиального и чувственного представлений.
Я эту технику применяю уже давно. Она помогает детям красиво и правильно излагать свои мысли.
3 слайд.
Мнемотехнику можно условно представить следующим образом (на слайд).
Это мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица. Осваивать их нужно поочередно.
I этап – работа с мнемоквадратами.
С мнемоквадратам можно познакомить ребенка уже в з года и вызвать у него интерес, так как в этом возрасте дети любят рассматривать картинки. В детском саду ребенок с первых дней встречается с мнемоквадратами. Как вы думаете, где? Конечно, ребенок приходит в детский сад. У него есть шкаф и кроватка. Для того, чтобы запомнить, где они, на них наклеивается определенная картинка, например, солнышко. Теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть солнышко – его вещи. Мнемоквадраты -это понятные изображения, которые обозначают одно слово, его характеристики или простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. С мнемоквадратами работаем с детьми раннего дошкольного возраста.
(Показ мнемоквадрата)елочка какая ?что делает?
В заключении работы с мнемоквадратами постепенно вводятся контуры предметов и объектов.
II этап
Работа с мнемодорожками
Мнемодорожки – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений или сложное предложение.
При составлении мнемодорожек постепенно вводятся символы.
Например, муравей – сильный. Как нарисовать? Подбираем вместе с детьми самый удачный.
(работа с мнемодорожками)
Примерно с 4 лет вводятся значки символов по технологии ТРИЗ.
Практическая работа «Опиши животное» с планшетами
IIIэтап
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Использование мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.
4 слайд
Давайте с вами рассмотрим таблицу признаков (технология ТРИЗ).
А теперь каждая практическая группа расскажет о своем объекте, не называя его по схеме.
5 слайд
Как вы видите суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Составьте мнемотаблицу по стихотворению
6 слайд
Мнемотаблицы должны отвечать определенным требованиям
- Четко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;
- Быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения;
- Соответствовать уровню развития детей.
Для того, чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:
Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность, чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день.
Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы (трава зеленая, море синее, яблоко красное). Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно-белый цвет.
Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятии выучили стих, на другом составили загадку, на третьем познакомились с животными Антарктики.
И самое главное – никаких занятий – только игра. Все только в игровой форме.
Как вы думаете, где можно использовать мнемотаблицы и мнемодорожки?
Конечно, в любых видах деятельности.
7 слайд
Какая польза от мнемотехники у детей
- Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
- Развивается речь, увеличивается словарный запас.
- Представления об окружающем мире расширяются.
- Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
- Ребенок учится выстраивать логические цепочки, легко запоминать информацию.
- Пересказ сказок, рассказов, заучивание стихов для дошкольников превращается в увлекательную игру.
- Преодолевается стеснительность, развивается общительность.
- Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
- Раскрываются творческие способности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольников"
Целью мастер-класса является знакомство педагогов с приёмами мнемотехники. Педагоги научаться составлять мнемотаблицы и применять их в работе с детьми. Также здесь представлены упражнения на развитие ...
НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ
Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется – народная сказка.Я полагаю, что развитие словесного творчества детей на матер...
Развитие речевого творчества дошкольников с использованием мнемотаблиц
Мнемотаблицы, как основа интеллектуального тренинга, заметно облегчают детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы, делает рассказы (сказки) четкими, связными и ...
итоговое занятие по математике с использование мнемотаблиц "Волшебный сундучок".
Цель: Повысить уровень умственного развития детей.Задачи: Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем мире.Увеличить объем памяти детей через усвоение ...
Развитие связной речи у дошкольников с использованием мнемотаблиц.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций....
Презентация "Использование мнемотехники в работе по развитию речи со старшим дошкольным возрастом. Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц".
Использование мнемотехники в работе по развитию речи со старшим дошкольным возрастом. Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц....
«Составление пересказа с использованием мнемотаблицы. Использование современной технологии пальчиковые игры с песком».
Цель: Развивать связную речь.Задачи:Расширять, уточнять и активизировать слова по теме «Наша армия».Совершенствовать навык слогового анализа слов.Учить образовывать существительные о...