Использование мнемотаблиц
учебно-методический материал

развивает память у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie._metodobedinenie.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. Они отлично пользуются смартфонами, планшетами, компьютерами. Но при этом такое количество информации сложно удержать, поэтому нарушается внимательность. Не получается сосредоточится на одном деле.

        Надо помнить, что в школе ребенку потребуется хорошая память. Она облегчит обучение ребенка.

         В настоящее время воспитатель сталкивается с определенными проблемами:

  1. Маленький словарный запас;
  2. Неумение согласовывать слова в предложении;
  3. Нарушение звукопроизношения;
  4. Плохое развитие связной речи;
  5. Несформированность психических процессов.

Их решению и помогает мнемотехника.

2 слайд

        «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он усвоит их на лету», - говорил К.Д.Ушинский.

        Актуальность мнемотехники для дошкольников состоит в том, что в этом возрасте преобладает наглядно-образная память, запоминание носит произвольный характер.

        Слова «мнемоника», «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Происходят от греч. «мнемоникон» по имени древнегреческой богини Мнемозины – матери 9 муз. Обозначает  - искусство запоминания.

        На запоминании я и хочу остановиться и рассказать подробнее о методе, который помогает запоминать информацию и тренирует память. Этот метод называют мнемотехника.

        Мнемотехника – совокупность методов и приемов, направленных на тренировку памяти , речи, мышления, помогают быстрее запоминать информацию путем образования ассоциаций на основе визуального, аудиального и чувственного представлений.

        Я эту технику применяю уже давно. Она помогает детям красиво и правильно излагать свои мысли.

3 слайд.

        Мнемотехнику можно условно представить следующим образом (на слайд).

Это мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.         Осваивать их нужно поочередно.

        I этап – работа с мнемоквадратами.

С мнемоквадратам можно познакомить ребенка уже в з года и вызвать у него интерес, так как в этом возрасте дети любят рассматривать картинки. В детском саду ребенок с первых дней встречается с мнемоквадратами. Как вы думаете, где?  Конечно, ребенок приходит в детский сад. У него есть шкаф и кроватка. Для того, чтобы запомнить, где они, на них наклеивается определенная картинка, например, солнышко. Теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть солнышко – его вещи. Мнемоквадраты  -это понятные изображения, которые обозначают одно слово, его характеристики или простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. С мнемоквадратами работаем с детьми раннего дошкольного возраста.

(Показ мнемоквадрата)елочка какая ?что делает?

        В заключении работы с мнемоквадратами постепенно вводятся контуры предметов и объектов.

        II этап

        Работа с мнемодорожками

        Мнемодорожки – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений или сложное предложение.

        При составлении мнемодорожек постепенно вводятся символы.

        Например, муравей – сильный. Как нарисовать? Подбираем вместе с детьми самый удачный.

(работа с мнемодорожками)

        Примерно с 4 лет вводятся значки символов по технологии ТРИЗ.

Практическая работа «Опиши животное» с планшетами

IIIэтап

        Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Использование мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

        4 слайд

Давайте с вами рассмотрим таблицу признаков (технология ТРИЗ).

        А теперь каждая практическая группа расскажет о своем объекте, не называя его по схеме.

5 слайд

        Как вы видите суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Составьте мнемотаблицу по стихотворению

6 слайд

        Мнемотаблицы должны отвечать определенным требованиям

  • Четко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;
  • Быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения;
  • Соответствовать уровню развития детей.

        Для того, чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:

Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность, чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.

Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день.

Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы (трава зеленая, море синее, яблоко красное). Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно-белый цвет.

Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятии выучили стих, на другом составили загадку, на третьем познакомились с животными Антарктики.

И самое главное – никаких занятий – только игра. Все только в игровой форме.

        Как вы думаете, где можно использовать мнемотаблицы и мнемодорожки?

Конечно, в любых видах деятельности.

7 слайд

Какая польза от мнемотехники у детей

  1. Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
  2. Развивается речь, увеличивается словарный запас.
  3. Представления об окружающем мире расширяются.
  4. Формируется наглядно образное  и абстрактное мышление, интеллект.
  5. Ребенок учится выстраивать логические цепочки, легко запоминать информацию.
  6. Пересказ сказок, рассказов, заучивание стихов для дошкольников превращается в увлекательную игру.
  7. Преодолевается стеснительность, развивается общительность.
  8. Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
  9. Раскрываются творческие способности детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольников"

Целью мастер-класса является знакомство педагогов с приёмами мнемотехники. Педагоги научаться составлять мнемотаблицы и применять их в работе с детьми. Также здесь представлены упражнения на развитие ...

НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ

Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется – народная сказка.Я полагаю, что развитие словесного творчества детей на матер...

Развитие речевого творчества дошкольников с использованием мнемотаблиц

Мнемотаблицы, как основа интеллектуального тренинга, заметно облегчают детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы, делает рассказы (сказки) четкими, связными и ...

итоговое занятие по математике с использование мнемотаблиц "Волшебный сундучок".

Цель: Повысить уровень умственного развития детей.Задачи: Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем мире.Увеличить объем памяти детей через усвоение ...

Развитие связной речи у дошкольников с использованием мнемотаблиц.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций....

Презентация "Использование мнемотехники в работе по развитию речи со старшим дошкольным возрастом. Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц".

Использование  мнемотехники в работе по развитию речи со старшим дошкольным возрастом. Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц....

«Составление пересказа с использованием мнемотаблицы. Использование современной технологии пальчиковые игры с песком».

Цель: Развивать связную речь.Задачи:Расширять, уточнять и активизировать слова по теме «Наша армия».Совершенствовать  навык слогового анализа слов.Учить образовывать существительные о...