Презентация "Гармоничный слух"
презентация к уроку (старшая группа)
Одна из наиболее замечательных особенностей нашего слуха
заключается в явлении так называемого слияния звуков.
Всё своеобразие восприятия гармонии в том и заключается, что мы
одновременно имеем и «одно ощущение» от всего звукового комплекса и
«несколько ощущений» от составляющих его звуков.
Поэтому переход от тембрового к гармоническому восприятию созвучия
не означает простой замены одного ощущения несколькими. Он означает
переход от простого ощущения к сложному, переход от восприятия
единства к восприятию единства и множества одновременно.
Гармонически воспринимаемое созвучие имеет несколько слышимых
высот. Это — восприятие нескольких высот в одном тембре, восприятие
тембрового единства и высотного множества одновременно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
garmonicheskiy_sluh.pptx | 654.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дужникова Н.В. Гармонический слух
План: Тембровое и гармоническое восприятие созвучий Консонанс и диссонанс К вопросу о психологической природе гармонического слуха.
Тембровое и гармоническое восприятие созвучий
Одна из наиболее замечательных особенностей нашего слуха заключается в явлении так называемого слияния звуков. Слияние звуков может иметь различные степени. Очень высокую степень слияния мы имеем в ощущении одиночного звука сложного акустического состава (а таков состав всех музыкальных звуков). Ощущение тембра имеет место при наиболее высокой степени слияния звуков, а восприятие гармонии — при меньших степенях слияния. Степень слияния зависит от отношения частот колебания звуков. Это значит, что для одного и того же человека и при одинаковых условиях степень слияния звуков октавы иная, чем звуков квинты или тритона. Консонирующие интервалы дают, при прочих равных условиях, гораздо большую степень слияния, чем диссонансы. В пределах же консонансов степень слияния находится в прямой связи со степенью консонантности : чем совершеннее консонанс, тем больше степень слияния. Наиболее велико слияние в октаве, несколько меньше в квинте, меньше в кварте и ещё меньше в большой терции. Тембровое и гармоническое восприятие созвучий
Человеку, не имеющему достаточно развитого гармонического слуха, легко можно наблюдать качественный скачок, слушая такой ряд двузвучий , даваемых на фортепиано: октава, квинта, кварта, большая терция, малая терция, тритон, малая септима, большая септима. Скачок от «простого» к «сложному» ощущению для разных людей произойдёт в разных местах приведённого ряда: у одних уже при переходе от октавы к квинте, у других при переходе к большой терции, у третьих при переходе к тритону или даже только к большой септиме. Всё своеобразие восприятия гармонии в том и заключается, что мы одновременно имеем и «одно ощущение» от всего звукового комплекса и «несколько ощущений» от составляющих его звуков. Поэтому переход от тембрового к гармоническому восприятию созвучия не означает простой замены одного ощущения несколькими. Он означает переход от простого ощущения к сложному, переход от восприятия единства к восприятию единства и множества одновременно. Гармонически воспринимаемое созвучие имеет несколько слышимых высот. Это — восприятие нескольких высот в одном тембре, восприятие тембрового единства и высотного множества одновременно.
Консонанс и диссонанс
Консонанс и диссонанс являются интервалами. Чувство интервалов – один из основных признаков музыкальной высоты. Интервал образуется, когда звучат два звука одновременно, в результате может возникнуть целостный образ звучания. Скорее всего, чувство интервалов развивается из мелодического слуха, является по отношению к нему не первичным, а вторичным. Интервалы также оказывают влияние на психику. Совершенно бесспорно, что консонансы дают более чистое звучание, тогда как диссонансы – более шероховатое. Степень слияния проверялась, когда испытуемых спрашивали: похоже ли звучание на один или на два звука. Результаты этих серий очень близки к результатам тех серий, в которых испытуемые расценивали интервалы по критерию гладкости. Различение консонансов и диссонансов не предполагает гармонического восприятия созвучий, и, следовательно, гармонический слух никак нельзя сводить к «чувству консонанса». Гармонический слух имеет те же основы, что и мелодический: ладовое чувство и музыкальные слуховые представления. Он развивается при условии достаточно развитого мелодического слуха и представляет собой дальнейшую ступень развития музыкального слуха.
С точки зрения психологической, критериями различения консонансов и диссонансов являются, во-первых, большая или меньшая гладкость или шероховатость звучания, а во-вторых, большая или меньшая слитность звучания .
К вопросу о психологической природе гармонического слуха.
Гармонический слух в своём развитии может сильно отставать от мелодического слуха. «Отсутствие гармонического слуха» должно обозначать отсутствие слухового анализа созвучий. У лиц, которые не отличают фальшивой гармонизации от правильной, восприятие созвучий не гармоническое, а чисто тембровое. Сопровождение имеет для них значение только определённой окраски, собственно же звуковысотное движение остаётся для них одноголосным, невзирая на наличие сопровождения. Они слышат одноголосную мелодию в той или другой тембровой окраске. Не надо думать, однако, что для них сопровождение не имеет никакого значения: оно ничего не меняет в звуковысотном движении мелодии, но имеет бесспорное тембровое значение и поэтому может делать звучание более полным, красочным, «интересным». Чтобы проявлять полное равнодушие к качеству гармонизации, нужно совпадение двух условий: 1) отсутствия слухового анализа или гармонического восприятия созвучий и 2) отсутствия «чувства консонанса». Для лиц, не имеющих абсолютного слуха, исходным фактом является не выделение слухом отдельных звуков из изолированного созвучия, а выделение отдельных звуковысотных линий, отдельных голосов из многоголосного музыкального движения.
Чтобы иметь возможность гармонически воспринимать многоголосную музыку, необходимы следующие предпосылки: 1) нужно очень хорошо слышать мелодию, так как иначе нельзя ставить вопрос об одновременном слушании нескольких мелодических движений. А слышание мелодии зависит прежде всего от ладового чувства; 2) нужно иметь возможность с достаточной ясностью представлять себе мелодию, так как иначе невозможно придти к выделению её из широкого потока многоголосной музыки. Таким образом, гармонический слух имеет те же основы, что и мелодический слух: ладовое чувство и музыкальные слуховые представления. Он развивается при условии достаточно развитого мелодического слуха и представляет собой дальнейшую ступень развития музыкального слуха.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
Музыкальные занятия - важное средство развития слуха и голоса у детей с нарушением слуха
Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения детей с нарушением слуха и имеет коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушений осущест...
Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"
Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...
Проблема ранней коррекции слуха и речи детей с нарушением слуха
Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха...
Конкурс-игра по развитию речевого слуха с детьми старшей и подготовительной к школе группы, имеющими нарушения слуха.
Конкурс-игра по развитию речевого слуха с детьми старшей и подготовительной к школе группы, имеющими нарушения слуха. Цель: совершенствовать произносительные навыки детей, речевое дыхание; развив...
- Мне нравится (1)