консультация для воспитателей на тему КГН
консультация (младшая группа)
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
murzakaeva_kgn.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад№5
г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Тема: «Формирование культурно-гигиенических навыков
у детей раннего возраста»
Воспитатель: Мурзакаева А.Ф.
Квалификационная категория: первая
Стаж: 23года
г. Туймазы, 2023г.
Тема: «Формирование культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста».
Задачи:
1. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
2. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
3. Учить самостоятельно, пить из чашки и правильно держать ложку в руке.
4. Способствовать развитию элементарных навыков самообслуживания.
Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. Основа здоровья человека- это чистота его тела, соблюдение им элементарных правил гигиены.
Благоприятным периодом для формирования культурно-гигиенических навыков является дошкольный возраст, т.к. именно в период от рождения до семи лет закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.
С первых дней жизни при формировании культурно- гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть ребенок останется ребенком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение.
Период раннего детства - благоприятный период для формирования культурно- гигиенических навыков, воспитания у детей любви к чистоте, опрятности, порядку.
В раннем детстве, мы взрослые, обязаны формировать у детей умения (привычки):
-сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно, мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки своим личным полотенцем;
- с помощью взрослого приводить себя в порядок;
- пользоваться личными предметами: носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, туалетной бумагой, горшком;
- во время еды правильно держать ложку;
- знать назначение туалетных принадлежностей, что для умывания нужно мыло и полотенце, для еды нужна ложка и тарелка и бережно относиться к ним.
В своей работе я применяю следующий алгоритм умывания.
- перед умыванием я настраиваю температуру воды в кране;
- прошу детей завернуть рукава одежды;
-показываю как намылить ладони до образования пены, после ребенок сам намыливает руки;
- смываем мыло под струей воды;
-набираем воды в ладони и умываем лицо;
- снимаем полотенце, вытираем руки и лицо.
При умывании проговариваем потешку с детьми:
Водичка, водичка
Умой мое личико
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Увидев свое отражение в зеркале, ребенок должен получить удовольствие, а взрослый подчеркнуть: Вот какой он стал чистенький и красивый, помогла водичка, мыло душистое, полотенце пушистое».
С формированием желания умываться, необходимо формировать у детей умение пользоваться горшком. Физиологическая потребность, как правило, возникает у ребенка через 20- 30минут после еды. Учитывая это, высаживаем ребенка на горшок до еды, но не сразу после еды. Ребенка необходимо научить чувствовать свою потребность в туалете. А для этого взрослому следует напоминать о возможной потребности, даже когда он не подает вам сигналов.
Как только ребенок оказался мокрым, следует обратить внимание и немедленно сменить одежду, дать ощутить разницу, когда ребенок мокрый и когда сухой, ощутить и понимать комфортность» сухости». И ребенок будет повторять, и повторять такие «желанные» процедуры и у него выработается навык.
Прием пищи – это сложный процесс, который требует координации и взаимодействия руки, глаза, рта. Ребенок должен уметь аккуратно принимать пищу: брать понемногу, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами: ложкой, салфеткой и вытирать рот после еды. Очень важно при формировании навыка обеспечить удобную посадку ребёнка за столом. Это важно для формирующейся осанки – опора на ноги позволяет выровнять спину и сохранить позу «над тарелкой» для аккуратного приёма пищи.
Посуда также должна соответствовать возрасту ребёнка: десертная ложка с выемкой достаточной длины и глубины (слишком плоская ложка не годится); тарелка для первого достаточной глубины (наполнять её следует до внутреннего ободка); чашка с прямыми стенками.
При кормлении проговариваю потешку.
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот – тарелка, вот еда.
Не осталось и следа.
Одевание и раздевание
В процессе организации одевания и раздевания учим детей самостоятельно надевать на себя одежду и обувь в нужном порядке. При помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках), аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.
Во время раздевания детей воспитатель и помощник воспитателя одновременно следят за несколькими детьми: одному помогают, другому подсказывают, с чего надо начинать раздеваться, третьему предлагают обратиться за помощью к товарищу и т. д. Должны постоянно побуждать детей к самостоятельности.
При одевании повторяем с детьми потешку:
1,2,3,4,5
Собираемсягулять:
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький,
Одели на ножки
Красные сапожки.
Перед укладыванием на сон дети должны быть спокойны, стараемся играть с детьми в спокойные игры.
Возбуждённого ребёнка следует, прежде всего, успокоить, а потом укладывать спать.
Серенькая кошечка
Села у окошечка.
Хвостиком виляла,
Деток созывала.
-Где ж мои ребятки,
Серые котятки?
Спать пора ребяткам,
Сереньким котяткам.
Также учим детей пользоваться носовым платком:
- объясняем назначение носового платка;
-приучаем детей самостоятельно находить и доставать платок из кармана, побуждать к его использованию (в случае необходимости обращаться за помощью к взрослому);
-постепенно формируем у детей умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.
Развитие культурно-гигиенических навыков совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Ребенку трудно привыкать к режиму, выполнению гигиенических процедур, всякое действие дается с большим трудом. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем его затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте". Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить ребенку волевые усилия.
Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с взрослыми. Самое успешное гигиеническое воспитание – это личный пример взрослого, его разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, упражнение ребенка в выполнении гигиенических процедур и доведение до автоматизма умение соблюдать правила личной гигиены. Освоение правил происходит в ходе приучения, когда взрослый систематически выдвигает разумные требования, контролирует их выполнение, подкрепляет положительной оценкой, что помогает ребенку понять смысл соблюдения правил гигиены и приобрести навыки.
Навыки и привычки, прочно сформированные в раннем возрасте, сохраняется на всю жизнь, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Разрешите закончить свое выступление высказыванием одного из основоположников педагогики К.Д.Ушинского« Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека.… Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».
навыков в жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....
Консультация для воспитателей по теме "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателей"
ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОЗДАТЬ ЭФФЕКТ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИИ, ...
Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....
Консультация для воспитателей на тему: "Грамматически правильная речь воспитателя"
Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, самоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаю...
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей на тему: «Грамматически правильная речь воспитателя»
Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Поэтому речь воспитателя...
Консультации для воспитателей на тему: "Требования к речи воспитателей".
Речь-визитная карточка человека.Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.В данной консультации раскрыты общие требования к речи вос...