Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"
материал по теме

Подвигина Наталья Михайловна

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_vospitateley_0.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур»

Выполнила:

Воспитатель

МДОУ №36 «Росинка»

Подвигина Н.М.

Белгород 2012г.

В настоящее время ни один специалист по дошкольной психологии и педагогике не может дать точного определения, что такое «образовательная программа». Проблема заключается в том, что одним и тем же термином обозначаются как комплексные программы, которые включают содержание образования по всем основным направлениям развития детей, так и программа обучения по отдельным направлениям (по обучению элементам компьютерной грамотности, иностранному языку и пр.). Однако введение такой дифференциации не снимает целого ряда проблем: надо ли объединять несколько парциальных программ, можно ли ту или иную парциальную программу подключать к комплексной и как это делать. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В программе: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» нами были выбраны следующие приоритеты.

Во – первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Во – вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранилось особенные черты русского характера, присуще ему нравственные ценности представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческими нравственными ценностями.

Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В – третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его патриотических чувств и любви к Родине. Типовая «Программа воспитания и обучения в детском саду» как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не включала. Правда, уже в младших группах ею предусматривалось приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам, качалкам, игрушке – забаве и др.), малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в Программе были заложены задачи по знакомству детей с декоративно – прикладным искусством Хохломы, Городца, Дымковской, Каргопольской, Филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задача по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно – прикладного искусства, выразительности передачи игровых действий в сочетании со словами. Возможно, это происходило потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком сообща. Например: «воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «познакомить с некоторыми изделиями народно – прикладного искусства…» и т.д.

При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя почти не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность также не давала возможности реального приобщения детей к народной культуре.

Эти проблемы могли быть восполнены разнообразными выставками народно – прикладного искусства, посещением музеев русского зодчества и краеведческих экспозиций, фольклорными праздниками. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что материал таких экспозиций рассчитан на взрослое восприятие. Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускают в них очень важные смысловые моменты или пересказывают русские народные сказки на современном языке. Воспитатели часто недооценивают и мало знают наизусть присказок, закличек, потешек, поговорок, народных игр и поэтому не всегда могут применить их к месту. Большинство педагогов сами плохо знают традиции и обычаи, историю народной культуры, не проникнуты чувством и пониманием ее древности и величия. Знакомство с данными материалами (русскими традициями и праздниками, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно – прикладными промыслами и т. д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.   _          

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....

Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»

Успешное  осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях  дошкольного учреждения  возможно при тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя....

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Последние годы как ученые, так и педагоги, работающие с дошкольниками, активно ищут эффективные пути физического совершенствования дошкольников. Сегодня существует необходимость в научно обоснованных ...

Консультация для воспитателей на тему: Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

   «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний...

Консультация для воспитателей на тему: Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность з...

Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»

Основная задача коррекционной работы логопеда и воспитателей с детьми с ОНР - научить связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.Определяя содержание работы, сп...