Открытое занятие по шахматам
план-конспект занятия (старшая группа)

Арцыбашева Любовь Александровна

Ребята целый год посещали кружок "Учимся играть в шахматы" и узнали много интересного о шахматах, например, познакомились с фигурами и как они ходят, познали строгие правила, но и смогли понять эту интересную и многогранную игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatyf_itog.docx146.06 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по шахматам

Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, линейном мате, рокировке, вилке, пате, активизировать мыслительную деятельность.

Воспитательные: продолжать воспитывать чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.

Развивающие: развивать творческое мышление, логическое мышление, память, внимание, пространственные представления, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развивать интеллект.

Предварительная работа: изучение шахматной доски, ходов фигур, как бьют шахматные фигуры, основные правила игры, что такое шах, мат, пат, длинной и короткой рокировки, шахматной нотации, линейного мата.

Образовательная область: познавательная, речевая, социально-коммуникативная.

Ход занятия:

Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Сегодня у нас итоговое занятие нашего кружка «Учимся играть в шахматы»

Вдруг кто-то  стучит в дверь, я получаю письмо и зачитываю его детям.

«Здравствуйте дорогие дети, в нашей волшебной  стране  есть два Королевича – Белый и Черный. Каждый год в нашем Королевстве проходят соревнования по шахматам. Если выигрывает Белый Король, значит, он правит целый год  нашей волшебной страной, если выигрывает Черный Король-правит он. До нашей страны дошли слухи, что в садике №32 группе 8,4,10,5 есть очень способные дети, которые очень любят шахматы и хорошо в них играют. Как только наши Королевичи узнали о таких способных детях, они сразу решили пригласить Вас на ежегодное соревнование по шахматам . мы хотим предложить решить  вам судьбу королевства на следующий год,проведите соревнования и ответным письмом сообщите о выйгрше белой или черной команды  вы согласны принять участие в нашем состязании?»

Ответы детей:

Воспитатель: И так , начинаем наше соревнование! Для этого нам нужно поделиться на две команды: белые и черные!

Делим детей на две команды  

Воспитатель: и вот первый этап нашего соревнования: каждой команде задается вопрос о шахматам и 3 или 4 варианта ответа, вам необходимо выбрать верный вариант, ну что, начинаем?

Какая фигура всегда остаётся на доске до конца игры?

1)Ферзь

2)Король

3)Пешка

Фигуры какого цвета всегда начинают партию первыми?

1) Чёрные

2) Белые

Каким столовым  прибором называется одновременное нападение на две и больше фигуры?

1)Ложка

2)Вилка

3)Нож

В какую шахматную фигуру не может превратиться пешка?

1) ферзь

2) король

3) конь

4) слон

Какая фигура, кроме пешки, может начать шахматную партию?

1) Слон;

2) Ладья

 3) Конь

Какой шахматной фигуры не существует?

1) пешка

2) король

3) конь

4) дама

Как называется одновременный ход короля и ладьи?

1) Манёвры

2) Ловушка

3) Рокировка

Что получает король в конце игры?

1)Щелчок по носу

2) Шах

3) Мат

Воспитатель: ребята, первая часть нашего соревнования закончена, обе команды прекрасно справились с викториной. Каждая команда получает по 4 балла! А теперь я вам предлагаю размяться и отдохнуть, сделав шахматную разминку, согласны? 

Ответы детей:

 Воспитатель: но это будет не простая разминка! Вам необходимо отгадать загадку про шахматную фигуру, а отгадав загадку, вы превращаетесь в эту фигуру и находите на шахматной доске домик этой фигуры, попробуем?

Он наискосок идет

Только прикажи.

В плен противник попадет,

Вставший на пути (слон)

Он маленький солдат,

Храбрый и отважный

Ход в две клетки он делает однажды (пешка)

Кто не любит прыг да скок?

Кто ходить привык без спешки

И берет наискосок

Ну конечно это-(пешка)

Вот внимательно гляди,

Башня круглая такая,

И бойцы сквозь зубцы,

По краям доски  Ладья)

Мы ушасты и гривасты,

Смело скачем сквозь огонь

Ну, отгадывай, не хвастай

Да конечно это (конь)

Стоит рядом с королем,

Но не путать нас со слоном

И с ладьей сравнить нельзя

Супер сильного (Ферзя)

На шахматной доске -сильнейший он

«Плывёт», ну как ладья,

И «топает» как слон (Ферзь)

Быть особо защищенным-

У него такая роль,

Это правило резонно.

Потому что он (Король)

Их на поле всего два

Из-за них идет война

Одного поймать в ловушку-

Прекращается игра (король)

Он не цокает, конечно,  
Но легко перешагнём 
Через ряд фигур и пешек 
Этим шахматным (конем)

По углам доски стоят

Украшают войско в ряд (ладья)

Не живет в зверинце

Не берет гостиницы

По косой не ходит

Хоботом не водит  ( слон)

 Воспитатель:  вот мы с вами и отгадали загадки про шахматные фигуры и теперь можем размяться и немного отдохнуть 

Чтобы в шахматы играть ( наклоны головы в сторону)

Надо очень умным стать

Всех фигур привычки знать  (повороты головы)

И торопясь играть

Кто у шахматной доски (ладони на плечи, крутим локтями вперед и назад)

Тот не ведает тоски

Ход за ходом-все вперед(ходить вокруг себя)

Войско пешее идет!

Шахматисты веселей ( руки вперед +наклон)

Берегите королей( присесть + встать)

Если шах и мат случится ( руки вперед +наклон)

Ваша мама огорчится ( присесть + встать)

В руку пешку мы возьмем ( руки вытянуть вперед, сжимать и разжимать пальцы)

Пешка хочет стать ферзем!

Рокировка и король ( бег на месте)

Убежал-вот это роль!

Белый слон ворчит от скуки ( выпад вперед руками+ вернуться в исходное положение)

Эй, меня возьмите в руки!

Проиграю или нет ( поднять плечи вверх)

И слышится в ответ-нет! (наклон вперед, руки к ушам-топнуть ногой)

Воспитатель:  ну, что размялись? А теперь давай попробуем потрудиться и решить задачки, которые нам прислали из волшебной страны!

Воспитатель:   ребята, и снова две команды прекрасно справились с задачами. Счет 8:8. А перед самым главным шахматным турниром  предлагаю отдохнуть вашим глазам и сделать гимнастику для глаз!

Ответы детей:

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса ( закрываем оба глаза)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим ( открывают глаза и рисуют глазами мост)

Нарисуем букву О, получается легко ( рисуют глазами овал)

Вправо, влево повернем ( глаза смотрят вправо, влево)

Заниматься вновь начнем!

Воспитатель:    Ребята, а теперь наступает самая главная часть нашего шахматного соревнования! Это шахматный турнир. Белые играют против Черных, в конце мы узнаем, кто одержит Победу!  Ребята, для одной пары у нас есть место возле магнитной доски, желающие, могут поиграть на ней.

Уважаемые родители, предлагаем и Вам присоединиться к шахматному турниру,  для Вас у нас есть специально отведенное место!

Дети выбирают, кто с кем будет играть, если есть желающие среди родителей, они тоже присоединятся.

 По окончании шахматного турнира воспитатель говорит:

Уважаемые ребята, вы все большие молодцы, каждый из вас старался. Я сегодня  же напишу письмо в волшебную страну и сообщу Королям, что у нас тоже прошел шахматный турник и ребята с удовольствием  приняли в нем участие и показали свои знания и умения! Кончено же, каждый из Вас получает грамоту за участие!

На этом наш турнир закончен, спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по шахматам.

Конспект открытого занятия «Поможем  шахматному королевству».Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.Задачи: Развивать память, внимание, логическое мышлен...

Методическая разработка конспекта для открытого занятия по шахматам.

Конспект открытого занятия по шахматам на тему: "В стране шахматных чудес".Тип занятия: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме с элементами инсценировки.Цель: закрепить и си...

Конспект занятия по шахматам На тему: «Шахматы – пробный камень ума» для старшей группы

Цель: популяризация и развитие интереса к шахматам у детей дошкольного возраста, привлечения дошкольников к систематическим занятиям шахматами.Задачи: 1. Сформировать первоначальные представления и за...

открытое занятие в старшей группе по шахматам "Могучая фигура Ферзь"

Тема :Могучая фигура Ферзь .Цель: знакомить с местом ферзя в начальном положении . Ход ферзя, взятие. Ферзь- тяжелая фигура . Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь»...

Конспект открытого занятия по обучению детей игре в шахматы в подготовительной к школе группе "Путешествие на шахматные острова"

Тема; "Путешествие на шахматные острова"Ведущая образовательная деятельность: познавательное развитие.Возрастная группа: подготовительная к школе.Цель: формирование интереса к шахматной игре...

Презентация к открытому занятию по обучению детей игре в шахматы в подготовительной к школе группе

Презентация с фотографиями детей подготовительной к школе группы о прохождении открытого занятия "Путешествие на шахматные острова"...

Сценарий открытого занятия по шахматам в детском саду. Интеллектуально-развлекательная игра «Шахматный турнир»

Сценарий открытого занятия по шахматам в детском саду. Интеллектуально-развлекательная игра «Шахматный турнир»Форма проведения: интеллектуальная игра....